Рыжая грусть

Юрий Горюнов
                РЫЖАЯ  ГРУСТЬ

                1

   Волны тихо накатывались на песок  и также тихо возвращались назад, привнося в окружающую реальность нотки грусти. Грусти, которая заполняет полностью, и не знаешь, что с ней делать. Она просто поселяется и замирает.
   В этом реальном мире, в неподвижном состоянии на большом плоском камне, что вдавался в море, сидел мужчина, чуть ссутулившись. Тряхнув головой, словно освобождаясь от нахлынувших мыслей, он посмотрел вдаль, где вечернее Солнце уже коснулось своим диском края горизонта. Его яркие, но уже не палящие лучи, лишь чуть пригревали, давая вечернему бризу остудить воздух.
   Мужчине было около тридцати, одет он был в джинсы, на ногах кроссовки, на футболку была наброшена легкая куртка. Он чуть поежился от прохладного ветерка, посмотрел направо вдоль берега, который был пустынным. Он знал, что лишь редкие отдыхающие изредка прогуливались по асфальтовой дорожке вдоль моря у него за спиной.  Не сезон. Отдыхающих мало и небольшой южный городок  погрузился в тишину, отдыхая от бурного лета.
   - Вы заняли мое место, - услышал он за спиной, и обернулся на голос. На него смотрела девушка, лет двадцати с небольшим.  Ему сразу бросились в глаза ее волосы, огненно-рыжие, при этом он отметил, что это были натуральные волосы, а не крашенные. В этих волосах, которые слегка теребил ветерок, играло Солнце своими лучами, придавая им еще более фантастический вид.   Мужчина с интересом окинул фигуру девушки и по достоинству оценил ее. Девушка была одета согласно погоде: на ногах туфли без каблука, юбка чуть выше колен и светлый короткий плащ, подпоясанный тонким пояском. «Хорошо, что глаза не зеленые, а серые, - подумал он, - а то вообще получился бы стандарт». На весь его осмотр ушло несколько секунд.
   - Извините, я не знал, что это место забронировано, - улыбнулся он, - билеты на него не продавали, и оно пустовало, вот я и занял.
   - И при том давно, - заявила девушка.
   - Давно это как? – удивился он.
   - Несколько дней.
   - А вы что уже несколько дней наблюдаете за мной?
   - Еще чего! Чем вы можете быть известны, чтобы представлять интерес, чтобы за Вами следить, наблюдать?
   - Ничем, - согласился он с ее мнением, - но возможно, что я просто человек, и во мне тоже есть индивидуальность. Так что Вас так смущает в моем присутствии здесь? И почему место Ваше?
   - Я люблю вечерами сидеть на этом камне, но вот уже несколько дней Вы его занимаете.
   - А чем можете доказать, что оно Ваше?
   - Ничем, и доказывать не собираюсь. Оно мое с детства, а Вы здесь чужой.
  - Чужой, - снова согласился он, и в его голосе прозвучала грусть. – А Вы значит местная?
   - Да.
   - А вдруг это место не Ваше и Вы решили познакомиться со мной.
   Она от возмущения широко раскрыла глаза, и было видно, что она пытается подобрать слова и высказать все, что она о нем думает по этому поводу.
   - Успокойтесь, я пошутил, может быть неудачно, - произнес он миролюбиво. – Извините.
   - Ладно, - неожиданно смягчилась девушка.
- Если Вы не возражаете, то я еще посидел бы здесь немного, а Вы тоже присаживайтесь, места хватит.
   Камень был достаточно большой и на нем могли разместиться не то, что двое, а четверо.
   Девушка ловко забралась на камень, чуть приподняв юбку, и села от мужчины в стороне, обхватив ноги ниже колен руками, устремив взгляд к горизонту.
   Мужчина чуть повернул в ее сторону голову, полюбовался волосами и затем глядя, как и она на море, сказал:
   - Если на нас сейчас посмотреть сзади, то мы выглядим, как поругавшиеся влюбленные.
   - Вас это смущает? – спросила она, не поворачивая к нему головы.
   - Нисколько. А почему Вы любите это место?
   - Здесь можно посидеть и любоваться морем, его шумом, когда волны накатываются и омывают камень. Как на острове. Летом здесь много отдыхающих и не присесть, а в это время года становится тихо, особенно это чувствуешь после летнего сезона. Даже уютно как-то.
   - Согласен. Наверное, поэтому я тоже прикипел к этому месту. А Вы, значит, заметили, что я здесь часто сижу.
   - Как не заметить. Утром иду – сидите, вечером иду – сидите.
   - И куда Вы ходите туда-сюда?
   - Я работаю администратором в одном из пансионатов, и мой путь на работу проходит мимо этого места.
   - Тогда, да, Вы часто меня видите. Я просыпаюсь рано и утром прихожу сюда начать день, а вечером ближе к закату завершить его. Днем место свободно.
   - И почему Вы здесь почти все время?
   - Думаю, вспоминаю, грущу.
   - Грустите? Это не место для грусти. Это место для успокоения. Здесь хорошо отдыхать после работы и иногда ни о чем не думать, а просто смотреть на море и солнце.
   - Ну, все зависит от настроения. Вы еще молоды и Вам надо, как можно меньше грустить, и как можно больше улыбаться. У Вас должна быть красивая улыбка.
   Девушка повернулась и улыбнулась: - Такая?
   - Такая, - подтвердил он. – И как долго Вы здесь сидите?
   - Когда как, но не до темноты.
   - Боитесь?
   - Нет, я здесь живу и всех знаю, а чужие здесь редко бывают в это время года, да и местные ребята защитят.
   - Много поклонников?
   - Хватает, но не в том смысле, что Вы могли подумать. Мы вместе росли.
   Они замолчали, и каждый думал о своем, глядя на море. Солнце уже наполовину погрузилось в море, и его полукруг сообщал, что скоро окунется совсем и наступит густая южная ночь.
   Девушка поднялась, расправила плащ. Мужчина понял, что она уходит.
   - А можно мне немного Вас проводить? Мы как-никак с Вами  теперь соседи по партеру, выступая в роли зрителей морского пейзажа. Должен же я как-то загладить свою вину, раз занял чужое место.
   Она пытливо поглядела на него: - Вы мне ничего не должны, - но помолчав, согласилась. - Хорошо, проводите.
   Он легко поднялся, спрыгнул с камня и подал ей руку, помогая сойти. Они рядом направились в сторону дорожки, которая уже подсвечивалась фонарями.
   - Давайте познакомимся, - предложил он. – Меня зовут Денис.
   - Ася. А что Вы приехали,  когда сезон закончился? Или работа не позволяла?
   - Работа ни при чем. Я приехал, чтобы оставить здесь свою память.
Ася, не останавливаясь, взглянула на него: - Оставить память? – спросила она удивленно. – Обычно приезжают на старое место, чтобы ее освежить, закрепить, чтобы она жила и дальше.
   - Обычно это так, но в моем случае все иначе. Я хочу ее оставить.
   - Удается?
   - С трудом, по чуть-чуть, но время еще есть.
   - Значит Вы здесь надолго, – сделала она вывод.
   - Нет, я не буду занимать Ваше место, не бойтесь. Я уеду через несколько дней. И Ваше место в партере снова будет только для Вас, как и море.
   - Ну, я еще пока могу поделиться.
   - Значит, Вы не возражаете, если я там еще буду появляться?
   - Надо с сочувствием относиться к больным людям, - с усмешкой сказала Ася.
   - Почему я больной?
   - Да только ненормальный может приехать на старое место, где живет его память, чтобы освободиться от нее.
   - А, ладно, не большая ненормальность мне не мешает. Да, Вы не бойтесь. В других случаях я нормальный. Справку, конечно, не ношу, но все в порядке.
    - А что Вас так вынудило попытаться забыть свои воспоминания? Прошлое слишком тянет к себе?
   - Тянет. Здесь я провел свои лучшие дни в моей жизни. Я был счастлив.
   - Лучшие могут быть еще впереди.
   - Могут, но до сего дня это были лучшие. Я был любим. Мне так казалось.
   - Что значит был?
   - Был, значит, был, - ответил он, не замедляя шаг. - Я понял, что любовь не бывает вечной.
   - Не знаю, может быть и бывает.
   - Значит, мне не повезло.
   - А может быть, ее и не было? Была влюбленность?
   - Тоже может быть, но это я должен понять, а для этого необходимо время и новый объект влюбленности.
   - Вы здесь были с девушкой, - уверенно заявила Ася.
Денис вместо ответа, засмеялся, и Ася, поняв, какой можно вложить смысл в ее слова, тоже засмеялась.
   - С девушкой, - подтвердил Денис, закончив смеяться. - Это были замечательные дни.
   - Тогда зачем оставлять здесь свою память? Этими днями надо дорожить.
   - Не хочется.
  - Почему? Это же так замечательно! Красивые закаты, восходы и вы не замечаете никого вокруг. Вы видите только сияющие влюбленные глаза.
   - Кому как.
   - И где она сейчас?
   - Не знаю. Она вышла замуж.
   - Тогда ясно, приехали не терять память, а ее подпитать. Вы давно ее не видели?
   - Давно. Мы с ней познакомились здесь. Живем в разных городах. Когда расставались, договорились встретиться здесь снова, но, увы.
   - Все ясно, - засмеялась Ася. – Курортный роман. Здесь таких встреч и клятв знаете, сколько бывает?
   - Нет. Романа не было, были счастливые дни, и все имело продолжение. Я ей часто звонил, даже приезжал. Но вот незадолго до приезда сюда я ей позвонил, и она мне сказала, что выходит замуж. Я не стал ничего ей говорить, спрашивать, упрекать. Я молча отключил телефон.
   - Грустно.
   - Грустно. Я сначала не хотел ехать сюда, а потом все-таки решил вернуться. Вот потому и попал, когда сезон закончился, да это и к лучшему.
   - Зря Вы приехали. Вы же наоборот только хуже себе делаете. Здесь Вам все напоминает о прошлом.
   - Сначала так и было, но потом потихоньку память стала отступать. Медленно, но отступать. Я стал чаще слышать море, а раньше слышал только его шум.
   - Значит, не все так плохо. Значит, пройдет.
   - Я уверен.
   - Вот мы и пришли, - остановилась Ася. Они стояли возле невысокого забора, рядом с калиткой, которая через двор вела к красивому двухэтажному дому, окна которого были освещены.
   - Ждут, - кивнул на окна Денис.
   - Конечно, а разве может быть иначе, чтобы дома не ждали?
   - Это, смотря какой дом. Меня вот не ждут. Живу один.
   - Это пройдет. Спасибо, что проводили.
   - Вам спасибо, а то я здесь начал привыкать к одиночеству, все больше предаваясь грусти. Не о прошлом, а вообще непонятной грусти.
   - Грусть не бывает не понятной. Грусть имеет материальную причину. Она бывает о ком-то или о чем-то.
   - Логично.
  - Так что, Вы еще не поняли, о чем Ваша грусть. Не унывайте. Она пройдет.
   - Да я вообще веселый человек. Люблю компании, у меня много знакомых. В обычной жизни скучать некогда.
   - Вот и не скучайте. Мне пора.
   - Ася, - впервые обратился он к ней по имени, - приходите завтра. Посидим вместе. Вы помогаете мне выйти из моего  сонливого состояния.
    - Я подумаю, не обещаю. Утром я обычно тороплюсь.
   - Приходите вечером, после работы.
   - Увидим. До свидания.
   - Всего доброго, - лишь успел сказать ей Денис, когда она уже открыла калитку и направилась к дому по дорожке выложенной плиткой, что освещалась фонарем, висевшим перед входом.
   Денис не стал дожидаться пока она войдет в дом, а повернулся и с легкой, еле заметной улыбкой на лице, направился к гостинице.

                2

   Придя в номер гостиницы, Денис разделся и лег, пытаясь уснуть, но сон не шел. Ему вспомнилась Ася, ее волосы, глаза, но на смену, как в кино пришло прошлое, связанное с той, единственной, как он тогда думал.
  - Денис, давай махнем на юг, к морю? – предложил его друг Кеша. Они сидели в кафе, и пили пиво, а за окном был теплый августовский вечер. Холодное пиво приятно растекалось по организму.
   - А почему Денис? – подал голос Василий. – А я?
   За столом их было трое. Они были знакомы еще со студенческих лет, познакомились на какой-то вечеринке, хотя учились в разных институтах, но сдружились и частенько встречались вечерами. Все были холосты, но у Иннокентия дело шло к свадьбе, а другие пока не вступили на этот тернистый путь.
   - А что ты? Ты уже свой отпуск отгулял. Не так ли? Кто же тебя отпустит?
   - Ну и что? Я решу эту проблему.
   - Ну, если сможешь, решай.
   - Кеша, а давай устроим мальчишник. Никого не возьмем из девчонок, - предложил Денис.
   Кеша почесал затылок, сделал глоток пива, и, вздохнув, произнес. – Это, конечно, здорово, только что скажет Света?
   - Она у тебя учится, а мы поедем в сентябре. Объясни, придумай, что-то. Скажи, что это последняя возможность, а потом холодно и не получится.
   - Надо подумать.
   - А ты хотел с ней?
   - Была такая мысль.
   - Кеш, ты ей эту мысль озвучивал?
   - Еще нет.
   - И молодец, а то зародил бы зерно надежды девушке, а потом обрывай этот росток. А так сошлись на обстоятельства. И, кстати, а как ты себе представлял эту нашу поездку втроем? Я в качестве кого? Носильщика? «Насильник, потаскун» будут меня кликать? А вечерами будем гулять втроем?
   - Я думал ты поедешь со своей девушкой.
   - Нет, Кеш, - заявил Денис, - у нас так далеко не зашло и я не готов ехать к морю с девушкой, которых и там не мало. Буду женат – другое дело.
   - Это я не подумал, - растерянно сказал Кеша.
   - Думать, Кеша, надо иногда и о друзьях. Ладно. Решай вопрос со Светой. А так я согласен. В сентябре тепло, народу мало, нет суеты.
   - Я тоже готов, - оживился Василий.
   - Кто бы в тебе сомневался, - засмеялись Денис и Кеша, - ты разберись со своей готовностью.
   - Поедем дней на десять, хватит, чтобы отдохнуть, и продлить лето.
   В течение нескольких дней, Денис и Кеша решали вопросы с отпусками. Со Светой было сложнее, но к ее убеждению подключился Денис.
   - Света, ну что ты дуешься? Он у тебя знаешь, какой стойкий? Ты не смотри на меня или Василия, это мы повесы, а он у нас человек серьезный.
   - Да я знаю, сколько там соблазнов, сколько девушек и все в купальниках, полуобнаженные, выставляя фигуры напоказ.
   - А ты откуда знаешь про соблазны? – задал Денис провоцирующий вопрос. - Тебя там что, соблазняли?
   - Да, ну тебя. Но я же не слепая была.
   - И он не слепой, но надо отпустить в последний путь к морю. А дальше вы вместе. Я можно сказать его от сердца отрываю, провожая в длинный путь под названием семейная жизнь. Так дай нам возможность попрощаться на перроне холостой жизни, сидя на чемоданах. Подумай. Ты же умная. Ну, если бы он задумал что, уехал бы командировку. А здесь? Он ничего от тебя не скрывает. Честный он. Ты ему доверяешь?
   Света задумалась, а Денис воспользовался паузой: - Вот видишь, задумалась! А повода нет. Как же дальше будет?
   - Да, я ему доверяю, - начала оправдываться Света, - но как-то не по себе.
   - По тебе, по тебе, - заверил ее Денис, - и поедем мы куда-нибудь в маленький городок, где уже отдыхают в это время одни пенсионеры. Молодые учатся. Вот как ты.
   - Ладно, - согласилась Света, - езжайте.
   Потом Кеша благодарил Дениса за поддержку. Василий был в курсе их сборов и даты отъезда, но признаков присоединения к ним не подвал, а они не спрашивали.
   В назначенный день Денис и Кеша вошли в здание аэровокзала. Каково же было их удивление, когда они, стоя в очереди к стойке регистрации, услышали позади себя знакомый голос?
   - Привет.
   Оба обернулись.
   - А ты что здесь делаешь? – спросил Кеша.
   - Еду с вами.
   - А работа?
   - А ну ее. Я и так ходил на нее, как на каторгу. Думал уходить, а так повод для себя нашел.
   - И как произошло?
   - Я начальнику сказал, либо он дает отпуск за свой счет…
   - За его? – ехидно спросил Кеша, перебивая Василия.
   - Нет, к сожалению, за мой. Либо меня отпускают, - продолжил он.
   - И!?
   - И я уволился. Положил заявление на стол и ушел. Пусть сам думает, что со мной делать: отпустить или уволить. Мне все равно.
   - Хорошо иметь папу начальника, - с завистью произнес Кеша.
   Отец Василия работал начальником в каком-то госучреждении.
   - Ну, что же, полетели, - подвел итог Денис.
   И через три часа они вышли на площадь перед аэровокзалом, под палящее южное солнце.
   - Красота! – произнес Василий, - а какие девушки уезжают! – увидел он подъехавших к аэропорту девушек.
   - Девушки, а там еще кто-то остался, чтобы такие же красивые как вы? – обратился он к ним, когда они проходили мимо.
   - Увы, предлагаем вам поехать назад, чтобы не разочаровываться. Одни серые мышки, да и те по углам сидят, - засмеялись они, - раньше надо было приезжать.
   - Раньше мы не могли. Ну, что же придется искать, - притворно вздохнул Василий.
   - Так, ребята, я пас, - заявил Кеша, - Я обещал. Несколько дней воздержания мне не повредят.
  - Только помогут, - добавил Василий.
   - Куда едем? – подошел к ним таксист.
   - Если бы мы знали куда! – ответил за всех Денис, - но пожелания есть. Чтобы это был небольшой городок, но цивилизованный, чтобы было, куда вечером сходить.
   Они еще в Москве определись со своими пожеланиями, но без привязки к  месту. Они знали, что таксист заломит цену, но это их не смущало.
   - А здесь больших городов и нет, а маленький и уютный найдем, - авторитетно заявил таксист.
   Договорившись о цене, они отправились в дальнейший путь. Место, куда он их привез, им понравилось; до пляжа было минут пять пешком, комната была большая со всеми удобствами, а главное, в доме уже не было отдыхающих, только хозяева.
   Начался заслуженный отдух, во всяком случае, хотя бы у двоих их них. Море встретило их теплыми волнами. Отдыхающих действительно было не много, поэтому проблем с местами на пляже не было.
   Городок, где они остановились, был не большой, очень зеленый, с пансионатами, разбросанными в округе.
   В тот же день, Василий обратил внимание друзей на трех девушек, расположившихся не далеко от них.
   - О! Пацаны, вон девчонки. И тоже три.
   - Я же сказал, я пас, - отреагировал Кеша.
   - Их ты еще не пас, - ответил Василий, - но поговорить то, можешь?
   - Только поговорить.
   - Да подожди, ты, что ты бросаешься, вечером сходим на танцы, оценим контингент, - подал голос Денис.
   На танцах, парней было меньше, чем девушек, и Василий начал поиски подруги, Денис и Кеша остались на месте и наблюдали за другом. Тот подходил к девушкам и задавал один и тот же вопрос:
   - Можно с вами познакомиться?
    И получал один ответ: - Нет.
   Обойдя по кругу всю площадку, Василий вернулся к друзьям, которые встретили его смехом.
   - Ну, что? Казанова!
   - Сегодня не мой день.
  - Ты не немой, ты говорливый, - переиграл Кеша слово.
   В тот вечер они, придя в дом, сидели на террасе, и пили сухое вино, которое предварительно купили. Вели неспешный праздный разговор, в тишине ночи, которая разрывалась стрекотом цикад.
   На другой день Денис и познакомился с Татьяной. Они были на пляже, но на этот раз Василий познакомился с теми тремя девушками, и Кеша с Денисом присоединились к ним, чтобы поговорить. Интереса они у Дениса не вызвали, и встречаться он ни с кем не собирался.
  Решив искупаться, он зашел по колено в воду и остановился, и в это время его окатило волной брызг от вбежавшей в воду девушки, которая засмеялась на его испуг от неожиданности.
   Дождавшись, чтобы она вышла из воды, Денис посмотрел на нее внимательно, и она ему очень понравилась. Когда он вернулся  к друзьям, то те три девушки ушли, а озорница, оказалось, расположилась не далеко с подругой.
   - Все я пошел, - сообщил он и направился к ней.
   Что он говорил при знакомстве, было не важно, но как результат договорился о встрече вечером. Подруга из вежливости отказалась пойти с ними куда-то. Дома он сообщил о своем свидании, на что Василий заметил.
   - Жаль, одна из трех положила на тебя глаз, всё интересовалась тобой.
   Денис подошел к Василию: - Будь другом, сними ее глаз с меня и отдай хозяйке. Ты же с ними встречаешься?
   - Кеша не хочет, пойду один.
   Этот вечер друзья встретили каждый по своим планам.
   Все оставшиеся дни Денис встречался с Таней. Они приехала из Санкт-Петербурга. Днем они проводили время вместе со всеми, а вечером вдвоем. Она как-то сразу вошла в его жизнь, и он понял выражение, «знакомы сто лет».  Раньше у него такого не было. Через неделю Таня уезжала.
   - Я буду тебя звонить, - сказал Денис, провожая ее.
   - Попробуй не позвонить.
   - И приеду.
   - А я буду ждать. А сможешь?
   - К тебе смогу.
   В оставшиеся несколько  дней, он загрустил, и сколько Василий не склонял его к встрече с другими девушками, он отказался.
   В Москву Денис вернулся с мыслями о Тане и в тот же день позвонил ей. Звонил он часто и всегда с замиранием набирал ее номер. Осенью и после Нового Года он приезжал к ней, где они чудесно провели время.
   Но уже весной, Денис почувствовал, что у нее появились нотки отчуждения. Еле заметные. Сердце влюбленного оголено и всегда замечает, что обычным людям не видно. Денис никогда не спрашивал ее, об отношении к нему, но раньше голос выдавал ее симпатию и голос был добрый, открытый, а теперь в нем появились деловые нотки, и она часто ссылалась на занятость и что не может долго говорить. Денис стал реже звонить, в расчете, что она соскучится по его звонкам. Наивный. Ехать к ней он не хотел. Возможно, кто-то решил бы этот вопрос, появившись перед ней, но не он. Лишь раз намекнул, что может приехать, но она отреагировала, что занята и не сможет уделить ему время.
   В середине августа Денис позвонил ей и напомнил, что они договаривались встретиться, где он и собирался все выяснить. В трубке повисла тишина и после непродолжительной паузы, Таня сказала:
   - Извини, Денис. Я не приеду. Я выхожу замуж.
   Он не сразу понял, что она сказала, а когда ее слова поблуждав по извилинам, достигли нужной точки, он все осознал. Он ничего не сказал, а лишь отключил телефон, прервав разговор. Он не стал ничего спрашивать, не стал прощаться и желать ей удачи. Зачем? Смысла спрашивать не было. Прощаться не хотелось, как и желать удачи. Пусть она у нее будет, но без его слов.
К такому результату он иногда склонялся, но упорно гнал от себя подобные мысли, хотя в их отношениях было ясно что-то не так.
   Денис переживал известие. Блеск в глазах сменился мутным созерцанием реальности. Сердце тихо сжало, и он ощутил внутри себя пустоту. Ему не было больно, ему было пусто. Теперь в этом мире стало на одного человека меньше, кому он доверял. Он потерял ее, а чем восполнить потерю? Разумом он понимал, что сам создал ее образ и жил им. Строил планы, мечтал. Все рухнуло. Морская волна разрушила его замок из песка.
   В квартире было тихо-тихо. Тишина пыталась вместе с ним понять, что реально произошло. Ревновал ли он ее? Да, конечно, но гнева не было. Вдруг нахлынула тоска по уходящему безвозвратно прошлому, его мечтам, фантазиям. Денис понимал всю свою беспомощность, зная, что ничего изменить не сможет. Он сидел на диване, держа в руке телефон. Реальность услышанного подвергалась сомнению, что все это не серьезно, но другая мысль сверлила – серьезно, все так и есть. Произошел разлад гармонии души и чувств.
   Ну, что остается? Вычеркнуть ее из своей жизни. Кто знает, может быть, ее мир также как и его разделился на до и после. Не известно, как она, но там, в совместном прошлом,  он был действительно счастлив, но теперь ему надо было научиться прощать свое прошлое.
   Придется привыкнуть и не обращать внимания на то, что она где-то ходит, грустит, смеется, но не с тобой. 
   Он решил не ехать на юг, но потом передумал и наперекор здравому смыслу, который твердил, что туда ехать не надо, где память будет цепляться за каждый уголок того мира, где он был с ней. «Клин клином вышибают. Надо пережить еще раз воспоминания. Где все было, там все и оставить» - решил он.
   Никому, не сообщив, он уехал в тот маленький городок, отключив для всех телефон.

                3

   Утром Денис проснулся с ощущением нового, что его ждало, а ранее просто спало. Было легко и спокойно. Он вспомнил, о чем размышлял ночью, и это его прошлое, как-то померкло перед неизвестным будущим, стало не таким значимым, как до приезда сюда, но еще продолжало цепляться. Он знал, что все дело в его новом, случайном, знакомстве с Асей, которая и послужила катализатором в процессе расставания с прошлым, что жило здесь.
   «Что такое случайность? – подумал он. – Одно из событий в жизни, которое может повлиять на будущее. Да, вся наша жизнь состоит из случайностей. Случайные встречи. Случайные находки, случайные обиды и расставания. Нет, есть и плановые поступки, но кто знает, не являются ли они следствием какого-то случайного события? Не успел, опоздал, не подумал, а в итоге что-то появляется неожиданное. Как эта встреча. Разве ее можно было спланировать, предугадать? В Москве он мог бы познакомиться, но сюда приехал, даже не имея такой мысли. И вот случайность, занял чужое место на каком-то камне».
Денис понимал, что то его прошлое не вернешь, а завоевывать Таню он не хотел.  Он не считал это поражением, так как не видел соперника. А сейчас не очень и хотел его возвращать. Ася? Да, как возможность, но она не занимала его на столько, чтобы броситься в пучину будущего. Он осознал, что уже тогда его шансы на совместное будущее с Таней были призрачными. Это только в редких исключениях, да в книгах влюбленные, живя, далеко друг от друга, живут мыслями о совместном будущем. В жизни все реальнее. Влюбленность требует постоянного напоминания, присутствия. Отсутствие рядом любимого человека размывает образ. Ты не чувствуешь его настроения, не видишь его глаза, и текущие заботы все больше поглощают. Это он понял сейчас, но не тогда, когда звонил, приезжал. Она, как и он, жила своей жизнью, в которой есть друзья, знакомые, появляются все новые знакомые. Их не избежать. Теперь факт остается фактом, она вышла замуж. Денис даже не обиделся на нее. За что? За то, что предпочла другого? За то, что не полюбила? Так она про любовь никогда и не говорила, как и он. Не было между ними обещаний, а у него была надежда на счастье.
   «А может быть это и к лучшему? – подумал он. – Значит, у нее не было сильных чувств, и возможно, все потом развалилось бы. Ладно, что об этом думать, надо принимать реальность такой, какая она есть».
   Он поднялся и подошел к окну, из которого видел гладь моря, уходящую за горизонт. Зеркальная поверхность отражала лучи Солнца. Море было тихим и умиротворяющим. «Пора домой, – решил Денис. – Здесь мне больше делать нечего. Побыл с собой наедине и хватит».
   Он позавтракал в баре, прогулялся по поселку. Радости эта прогулка не доставила, а лишь скуку. В это утро он впервые не пошел к морю, а  купил билет на самолет на завтра. Остаток дня он провел, читая книгу, а ближе к вечеру пришел к камню, в надежде, что Ася придет. Вообще мысли о ней не раз посещали его в течение дня; ему вспоминались ее улыбка, волосы, глаза.
Он был погружен в мысли о том, что скоро поедет домой, когда услышал позади себя хруст песка и обернулся; Ася подходила к камню. Денис поднялся и соскочил на песок.
   - Привет, - радостно улыбаясь, произнес он, когда она подошла ближе.
  - Добрый вечер, - был ее простой ответ.
   Они стояли напротив друг друга. Денис смотрел в ее глаза и начал чувствовать, что тонет в их серой бездне.
   - Тебя сегодня утром здесь не было,  - произнесла она.
   - Да, я сегодня впервые нарушил привычный уклад.
   - Болезнь отпускает, - в ее голосе звучало утверждение.
   - И это к лучшему. Пойдем, поужинаем вместе? Составь компанию.
   Она не возражала, и они отправились в один из немногочисленных ресторанов, который работал в это время года.
   Зал был почти пуст, и обслужили их быстро.
   - За знакомство, - предложил Денис, поднимая бокал с вином.
   Они приступили к ужину, за которым Денис узнал, что Ася учится на психолога и собирается работать в одном из пансионатов. Время за ужином пролетело быстро, они разговаривали, просто разговаривали, не погружаясь в сложные вопросы бытия. День подходил к концу; за сумерками пришла ночь. Было еще не поздно, но темнота уже опустилась на землю, когда Ася сообщила, что ей пора.
   - Подожди, - попросил ее Денис, - я хочу сказать, что завтра уезжаю.
   Ася не удивилась, во всяком случае, на ее лице ничего не отразилось, а лишь спросила: - Ты собирался через несколько дней?
   - Утро внесло свои коррективы. Я вчера ночью много думал и понял, что пора. Ты помогла мне.
   - Я?
   - Ты. Встреча с тобой позволила мне увидеть себя со стороны. Я вдруг увидел серого, унылого человека, разочарованного в людях, хотя это не так. Случайная встреча с тобой дала новый импульс. Я увидел, что все-таки краски жизни не померкли. Если бы ты не подошла, не знаю, как бы все развивалось дальше. Конечно, все потихоньку улеглось бы, но когда? А ты помогла мне. Спасибо.
   - Пожалуйста, но не вижу своей заслуги.
   - И не надо видеть. Важно, что ты есть, что я познакомился с тобой. Тебя я точно не забуду. Не сочти за банальность, но когда я увидел тебя, твои изумительно рыжие волосы, в которых играло Солнце, то тогда и понял, что грусть должна уйти. Ты повлияла на мое состояние.
   - Получается, что не я, а мои волосы.
   - Все ты. Я не умею говорить красиво, но ты меня очаровала. Не смейся. Это так. Мне с тобой спокойно и уютно. Но я должен уехать.
   - Мы совсем не знаем друг друга. Откуда тебе знать какая я в реальности? Любая могла оказаться на моем месте.
   - Не могла, и ты не любая.
   - Это верно, - охотно согласилась она и засмеялась.
   - Почему я не встретил тебя год назад?
   - Ты был увлечен другой, и прочие женщины для тебя не существовали. Да и что дала бы тебе наша встреча? Во время курортного сезона предложений знакомств у меня множество. Твое тоже было бы отклонено.
   - Но не сейчас.
   - Но не сейчас, - снова согласилась она.
   - Ты даже не представляешь, как я рад нашему знакомству.
   - Стоп, - прервала его Ася. – Только не надо фраз, что попросишь телефон и будешь звонить, возможно, приедешь, что хочешь увидеть еще. Все это у тебя уже было, не надо повторений.
   Денис удивленно посмотрел на нее.
   - Не совсем так, но что-то подобное вертелось в голове, но я боялся тебя обидеть и потому решил не говорить и ничего не предлагать. Но не факт, что потом не сказал бы.
  - Все предсказуемо. Считай, что я тебя уберегла от ненужных фраз, которые хоть и не связывают тебя, но были бы озвучены в пустоту. Я бы им все равно не поверила.
   - А если я захочу их озвучить?
   - Сделай мне приятно. Не разочаровывай. Не говори глупости, которые я не раз слышала. Не порть о себе мнение.
   - А оно есть?
  - Разумеется.
   - И какое?
   - Я его оставлю при себе. Скажу лишь, что не отрицательное. Не надо банальностей. Хорошо?
   - Хорошо, но…
   - Никаких но, - снова перебила она его. – Оставь о себе положительное мнение. Я если вспомню, то о том, что больной излечился.
   - Благодаря тебе.
   - Пусть так, - чуть поморщившись, ответила Ася. – Мне пора, - вновь напомнила она.
   Они вышли в темную ночь, и некоторое время шли молча.
  - А чем ты занимаешься в свободное время? – нарушил молчание Денис.
   - Учусь.
   - А что дальше?
   - Ничего особенного. Потом работа, семья.
   - Значит, есть кандидат?
   - Он всегда есть, но это не значит, что я готова к замужеству. Придет время, решу.
   -  И продолжать жить здесь?
   - А что? Мне здесь нравится. Есть контраст. Летом жизнь яркая, шумная, а потом наступает тишина, и начинаешь наслаждаться спокойствием, хотя все может быть иначе. Я не заглядываю так далеко. А ты?
   - Я тоже не знаю, - пожал плечами Денис, - но знаю, что как прежде уже не будет.
   Они подошли к дому Аси, который был не далеко от ресторана.
   Денису расставаться не хотелось, но он чувствовал, что его предложение будет отвергнуто. Кто он? Отдыхающий, каких она видела не мало. Просто отдыхающий со своими проблемами, а она живет своей жизнью, которая ее видимо устраивает.
   - Удачной тебе дороги, - пожелала Ася.
   Денис смотрел на Асю и печально произнес: - А мне жаль с тобой расставаться. Видимся второй раз. Я не буду говорить глупости, чтобы не разочаровывать тебя. Хочется оставить приятное впечатление, но повторю, спасибо тебе моя рыжая случайность. Наверное, я излечился.
   - К сожалению, я подозреваю, что ты вновь заболел, и эта болезнь может быть заразной, и боюсь, как бы ты не заразил ею меня, - и, не дожидаясь ответной реакции, повернулась, открыла калитку и пошла к дому, не давая ему возможности ответить, оставляя поле для мыслей.
   Денис смотрел ей вслед, и ему было жаль расставаться с ней. Что-то в нем поселилось, но он пока не понял что, кроме того, что эта девушка ему нравится.
   На другой день он  улетел домой.

                4

   - Ну, ты удивил! – высказал Иннокентий Денису, когда они на другой день после его приезда сидели в кафе. – Никому не сказал, телефон отключил. Исчез, испарился. Теперь рассказывай, где был, что делал?
   - Я ездил туда, где мы были в прошлом году.
   - И зачем тебе это было надо? – удивился Кеша. Какого черта тебя туда понесло? Денис, ты же не глупый парень и должен был понимать, что там каждый закоулок подстерегает тебя и кричит своей памятью! Зачем все бередить?
   Друзья были в курсе того, что Таня вышла замуж, но ни разу ему не говорили о своем отношении к произошедшему, щадя его чувства.
   - Я решил, что клин клином выбивают и поехал, чтобы вернуть свое прошлое   туда, где было не прочное настоящее.
   - Вернул? – ехидно спросил Василий, который до этого молча потягивал пиво.
   - А ты знаешь, почти, - в тон ему ответил Денис.
   - Почти говорит о многом, как о многом и умалчивает. Давай рассказывай, что там было.
   - Там было замечательно, правда лишь под конец, - и Денис рассказал друзьям, как он проводил время и о своем случайном знакомстве с Асей.
   - Ты не исправимый романтик, - вздохнул Кеша. – Еще не оставил одну память, как приобрел другую. И как они обе уживаются в тебе?
   - Пока не мешают друг другу.
   - А она, из какого города? Куда теперь будешь ездить и звонить?
   - Она там живет, и учится на психолога.
   - Вот, это как раз для тебя, жаль что далеко, но мы тебе и здесь найдем специалиста. Звонить и ездить не придется далеко.
   -  А звонить и приезжать я не собираюсь. Она просила.
   - Ты не только романтик, но оказывается и глуп, - резюмировал Кеша. - Ты что рассказал ей о Тане?
   - Да.
   - Твое поведение даже на глупость не тянет. Это слишком мягко по отношению к тебе.
   - Пусть так. Но знаете, парни, эта встреча мне помогла.
   - Ты больной.
   - Да что вы все о болезни!
   - Кто все?
   - Ася тоже сказала, что я больной.
   - Вот прислушайся к гласу народа. Как она не побоялась с тобой общаться.
   - Но я же не маньяк.
   - Пока нет, но заводить знакомства в одном и том же месте – система. Ты как будто специально ездил туда в поисках проблем.
   - Проблем нет, есть вопросы. Мне она понравилась.
   - На сколько хватит твоей памяти в этот раз? Два раза виделись и влюбился. Влюбился? – поинтересовался Кеша.
   - Не уверен, но все возможно.
   - Понятно, старая память еще держит. Может быть пора освободиться.
   - Там все было проще, а вернулся как-то все по-старому. Думаю надо проверить.
   - И как собираешься проверять?
   - Не знаю.
   Василий глубокомысленно произнес: - Утоли свои печали.
   Денис и Кеша уставились на него с выражением вопросов и недоумения на лицах.
   - Надо съездить в Питер, и понять, что все в прошлом, - пояснил он.
   - У тебя бывают умные мысли, - отреагировал Кеша.
   - Они у меня всегда есть, только я держу их для себя.
   - Мне не очень хочется видеть Таню.
   - А надо, - продолжил Василий. – Ты посмотри на нее издалека, ну, если удастся, то поговори немного.
   - Я подумаю.
   - Вот, вот, подумай.
   На этом тему закрыли, и вечер прошел спокойно без разбора личностей. Друзья давали возможность другу принять решение.
   Идея Василия поселилась в голове Дениса. Он несколько дней обдумывал ее, прикидывая, как все это будет выглядеть., и в итоге решил, где и как можно увидеть Таню, зная ее место работы.
   Вскоре он взял два дня на работе и поехал в Питер.

   Темнота еще не накрыла город, когда Денис расположился недалеко от здания, где работала Таня. Он не хотел ждать возле выхода, чтобы не показывать себя, да и не компрометировать ее в глазах коллег.
   Когда Таня вышла, Денис почувствовал, что ничто в нем не дрогнуло. К его удаче, она попрощалась с коллегами и направилась вдоль улицы одна. Денис принял решение, он быстро обогнал ее по другой стороне улицы и, перейдя на ее сторону, направился ей навстречу.
   Неожиданность оказалась спланированной. Они встретились глазами, и словно привязанные двигались навстречу друг другу. Уже когда оказались рядом и остановились, Таня удивленно произнесла:
   - Ты?!
   - Я.
   - И что ты здесь делаешь?
   - Убиваю вечер. Приезжал по делам и сегодня отбываю домой.
   Билет у Дениса был на завтра, но он уже понял, что уедет сегодня. Сначала он боялся, что увидев Таню, заговорив с ней,  на него нахлынут воспоминания, но был поражен, что этого не произошло. Он сначала не мог понять почему, а лишь когда в памяти появилось лицо Аси, он все понял. Он сравнивал Таню с Асей, и Таня проигрывала. Не по внешности, а по какому-то внутреннему состоянию, по тому, как он помнил себя с той и другой.
   Он смотрел на Таню, и ему было легко; он переболел своим прошлым. Денис ощутил, что это замечательно видеть человека и ничего не чувствовать к нему, хотя память напоминает, что у вас было совместное прошлое. Ощущение было такое, что он встретил случайную знакомую, с которой и поговорить было не о чем.
   - А ты не изменилась, - сказал он, чтобы дальше не молчать.
   - Рано еще меняться, не так много прошло времени, что мы не виделись. Не постарели еще. Извини, я не могу с тобой долго поговорить. У меня дела.
   - Даже если их нет, их следовало бы придумать. Пойдем, я провожу тебя немного, чуть-чуть.
   Они пошли в направлении, куда шла Таня.
   - Сдается мне, что и ты на этой улице не случайно, - заметила она.
   - Не случайно, - не стал отрицать Денис. – Я захотел разобраться в себе.
   - Разобрался?
   - Да.
   - Извини меня. Я тебе обидела, но я же не давала тебе никакой надежды, - оправдывалась Таня.
   - Тебе не в чем оправдываться. Ты права. И я не обижаюсь. Я рад, что увидев тебя, во мне ничего дрогнуло.
   - Это приятно слышать, что все так хорошо закончилось, но и обидно, как женщине.
   - Ладно, забудем. В памяти останутся положительные впечатления. Не будем задавать дежурные вопросы о том, как живем. Ответы мы знаем. Рад был тебя увидеть и попрощаться. Не буду дальше провожать. Пока.
   Они остановились. Он смотрел в ее глаза, в которых появились слезинки. Денис понимал, что это не слезы жалости, от их разлуки, это слезы памяти, в которой они были счастливы. Счастье с другим человеком - это другие эмоции, а они всегда разные.
   - Удачи, – пожелал он.
   - Удачи, - как эхо ответила Таня.
   Денис повернулся и пошел в противоположную сторону.
   Утром он вернулся в Москву.
   Осень уже вступила в свои права, не спрашивая разрешения на свой приход. Денис шел по бульвару. Легкий моросящий дождь сбрасывал листья с деревьев ему под ноги, и немым вопросом были красные, почти рыжие листья, которые, напомнили ему пустынный пляж и рыжую грусть, как эта осенняя пора. Липкая мыслишка твердила и что дальше? Доволен? Конечно, ничто не цепляет. Он не ощутил в этот момент одиночества. Сначала сам не мог понять почему, но постепенно понял, что ему не давал пребывать в одиночестве образ Аси. Он вспомнил, как ему было легко с ней. Он правильно сделал, что съездил. Теперь понял, что была одна жизнь, где жила Таня, а теперь другая, без нее. И как-то он не почувствовал тяжести. Память иногда выборочно доставала образ  Аси даже по аналогии с кем-то, с каким-то событием. Он понял, что заболел ей, но лечиться не хотел. Денис понял, что его поездка в Питер была важной, и он излечился от прошлого. Он больше не возвращался в то время, когда он был с Таней. Он научился его не замечать. Он уже не спешит к двери своего прошлого, а куда дел ключ от нее, даже не пытался вспомнить. Он радовался своему настоящему, не бросаясь в пучину иллюзий на будущее.
   Денис шел по бульвару, и в нем поселилась навязчивая мысль увидеть Асю еще раз. Зачем? На это у него не было ответа, да он и не хотел его знать. Он захотел ее увидеть. Он не считал, что это любовь, но возможно это ее легкое дыхание. И не важно, как она к нему относится на данном отрезке его жизни. Все потом. Если предчувствие его не обманывает, то он будет бороться.

                5

   Он остановился на краю тротуара и посмотрел вдаль, где на краю пляжа, на камне виднелась одинокая фигура женщины. Ему не надо было даже думать о том, кто это. Он знал. Он смотрел на одинокую фигуру, и приятное ощущение легкой радости защемило его, и понял, что приехал не зря.
   В его глазах появились искорки радости, а на губах заиграла улыбка, в предвкушении приятной встречи. Он распрямил плечи. Идти к камню тихо, не нарушая покой женщины, он счел не нужным, и не честным. Он не хотел, чтобы его увидели случайно, словно чужие мысли подслушиваешь. Он собирался нарушить тишину.
   Денис глубоко вдохнул и громко крикнул:
    - Ася!
   Его крик разнесся над пустынным побережьем. Женщина обернулась, и вот тогда он ступил на песок и направился к ней. Ася сошла с камня и ждала, когда он подойдет.
   Денис смотрел на Асю и все, что только мелькало у него в голове в Москве, обрело в этот миг реальные очертания, в ее глазах, в ее взгляде. Денис вымолвил:
   - Я приехал. Я приехал без звонка, без обещаний.
   - Ты приехал, чтобы снова вернуть на место свою грусть, но уже новую?
   - Я приехал за свой грустью.
   Он приобнял ее, уткнулся лицом в ее рыжие волосы, вдыхая запах моря.
   - Ты моя рыжая грусть. Я приехал за тобой.

                Н.Новгород 2014 г.