Заячья душа

Людмила Каштанова
               

      Вспомнился один эпизод из школьной жизни.  Училась я тогда в  шестом классе, и со мной  учился   один мальчик. Звали его Коля  Лозавенко, по прозвищу Лоза. Некрасивый, разгильдяй такой; плохо себя вел на уроках и учился с двойки на тройки.  Мало этого,  был большой трус.  Все мальчишки, кому не лень, могли его потузить, и даже от меня ему доставалось.
      Надо сказать, что я до восьмого класса дралась. Меня за это мальчишки уважали, а девочки боялись. А потом дала себе зарок не драться, но, к сожалению,  приходилось нарушать его, хоть это случалось крайне редко. Приучала себя к миролюбию и дружелюбию, да и не к лицу было девочке драться в те времена.

      Так, немного отвлеклась и посему возвращаюсь  к своему герою. Я знала Колину семью и удивлялась, что в хорошей семье такой младший сынок растет - ни рыба ни мясо. Разумеется, он водился с компанией  хулиганистых местных ребят.  Там его не били, но держали в полурабстве, унижении, заставляя исполнять приказы. Например,  ударить какого-нибудь пацана ни за что, ни про что. Правда, тот всегда получал сдачу, что веселило компанию.
      Верховодил  этой  компанией  Васька  Грачев по кличке Грач, тоже из нашего класса.  Колька его боялся и во всем его слушался. Однажды видела, как Васька сидел верхом на Кольке, как на коне и понукал его:" Но-о, лошадка!"
      - Зачем вы так над Лозой потешаетесь? - потом спросила я Ваську. - Нашли слабого?
      - Да, это мы так играем! Ему нравится! - засмеялся он.
      - Ну, да, нравится! - покачала  я головой.
   

      И училась в нашем классе  девочка Надя Хандогина.  Миловидная на лицо, отличница, такая аккуратистка, офицерская дочь. И каково было наше  изумление, когда мы, одноклассники, узнали,  что между Колей и  Надей возникла дружба! Он   провожал ее со школы домой, носил ее портфель, даже пригласил к себе домой и познакомил с мамой: вот, мол, с какой хорошей девочкой я дружу. Он даже изменился в лучшую сторону: лучше стал себя вести и учиться.

      Когда об этом узнал Васька, черная зависть  овладела им. Он сам  в шестом  классе за Надей приударил, но она не обращала на него особого   внимания. Словом, отвергла его.  Поэтому он не мог допустить эту дружбу. Он  в приказном порядке велел Кольке написать записку Наде, в которой он  должен назвать ее дурой и порвать  с ней  дружбу.  Иначе, он его изобьет до полусмерти.

       Бедный Коля выполнил приказание, а потом просил у Нади прощения, признавшись, что это пацаны его заставили так сделать. Надя его простила, но от дальнейшей дружбы  с ним отказалась. Да, и как дружить с  мальчиком, который так плохо себя показал? Он долго переживал и жалел, что сделал такую глупость, виня в этом Ваську и свою заячью душу.

   На следующий год Надя перешла учиться в другую  школу. О ней я слышала, что она  успешно закончила школу, поступила в мединститут, стала врачом, вышла замуж за прекрасного человека, тоже офицера. Сейчас живет в Московской области с детьми и внуками.
     Колька, кое-как закончив восемь классов, стал то  ли  шофером, то ли трактористом. Сейчас не знаю точно, жив ли.