Честь имею! Часть 22

Александр Ковалёв 7
В дальнейшем, под давлением превосходящих сил, измотанный тяжелыми боями с превосходящими силами противника, ослабленный из-за серьезных потерь, полк совместно с подразделениями 66-й морской бригады отходил вдоль рек Червленная и Карповка, ведя упорные оборонительные бои и проводя стремительные контратаки, показывая при этом высокое боевое мастерство и мужество.
Так, лейтенант Т.К. Цкаев в бою за д. Власовка сумел огнем станковых пулеметов обеспечить быстрое продвижение батальона, сам лично уничтожил до взвода пехоты противника и два станковых пулемета. В этом же бою лейтенант М.Я. Хаев четко и грамотно руководил действиями своей роты, ручной гранатой уничтожил пулеметный расчет противника. Командир роты лейтенант С.А. Черных оперативно развернул в боевой порядок подразделение и примкнувших бойцов соседнего полка, личным примером увлек их в атаку и принудил противника к паническому бегству.
Командир роты автоматчиков старший лейтенант М.Б. Дзилихов вспоминает: «Наша рота была укомплектована самыми храбрыми курсантами. Она постоянно находилась под рукой командира полка как ударное подразделение. Так, при прорыве из окружения она, прикрывая полк, только в одном ночном бою с 19 на 20 августа уничтожила до полусотни гитлеровцев. Подразделению было доверено охрана боевого знамени училища. Полотнище знамени я обмотал вокруг своего тела под гимнастеркой и так с ним, ведя бои, уходил в указанном курсантскому полку направлении. В начале сентября весь полк был собран под боевым знаменем училища для объявления личному составу новых боевых задач».
Находясь в 30—35 километрах от Сталинграда в районе д. Карповки, училище получило приказ на отход к городу. Отход осуществлялся ночью по одной из многочисленных балок под непрерывной бомбежкой немецкой авиации.
Отошедшие в первых числах сентября к Сталинграду, отдельные курсантские полки были сильно ослаблены. В июльских и августовских боях с превосходящими силами немецко-фашистских захватчиков они понесли большие потери убитыми и ранеными и не могли продолжать боевые действия в качестве самостоятельных боевых единиц. Отдельные курсантские полки 1-го и 3-го Орджоникидзевского, Грозненского, Житомирского пехотных училищ и Краснодарского пулеметно-минометного училища были расформированы, и из них 4 сентября в пос. Бекетовка был сформирован сводный курсантский полк. Его командиром был назначен начальник Краснодарского училища полковник Затулей, комиссаром — старший батальонный комиссар Балмагия, начальником политотдела — старший политрук Сергеев.
1 сентября оставшийся личный состав полка был собран в районе пос. Бекетовка. На правом фланге развевалось опаленное пороховым дымом боев боевое знамя училища, вынесенное в тяжелый момент из боя и спасенное курсантами Павловым и Кузнецовым вместе с командиром комендантского взвода полка воспитанником училища Г.И. Поповым.
3 сентября 1942 г. из 1-го и 3-го орджоникидзевских, грозненского и краснодарского курсантских полков был сформирован сводный курсантский полк для защиты центральной переправы через Волгу. В новый полк вошли более 200 курсантов 1-го Орджоникидзевского Краснознаменного пехотного училища, а также большая группа офицеров, ранее служивших в училище: старшие политруки Акулинин, Петросян, Сергеев, Тараненко, политрук Литвишко, старшие лейтенанты — воспитанники училища Величко, Демидков, Дзилихов, Прокофьев, Сагайда, Самойленко, лейтенанты Баранов, Петунин и многие другие. Все они были назначены командирами подразделений и политруками. Отряду, сформированному из добровольцев, предстояло стоять насмерть на пути немцев, рвавшихся к переправе. Командиром отряда был назначен старший лейтенант Орлянский, командирами групп лейтенанты Субботин, Юрков и другие, в основном наши выпускники.
5 сентября сводный полк занял оборону южнее Сталинграда, где после пятидневных непрерывных оборонительных боев с превосходящими силами противника он 10 сентября был отведен во второй эшелон в район пос. Бекетовка, а 11 сентября был переброшен уже ближе к Сталинграду, в совхоз «Горная Поляна». Здесь противник, овладев господствующей высотой 136,1, вел огонь по нашим позициям и накапливал силы для прорыва обороны и выхода к Волге. Чтобы предотвратить это, полку была поставлена задача занять высоту.
6 сентября вновь завязался тяжелый бой. Обе стороны несли большие потери. Враг превосходил курсантский полк в живой силе и технике. Первый батальон был окружен, и большая часть курсантов и офицеров погибла в смертельной схватке с танками и пехотой врага. В этом бою были убиты командир батальона, воспитанник училища старший лейтенант Комендант, и комиссар — батальонный комиссар Позднов. Дорого обошелся этот бой и фашистским захватчикам. Поле брани было усеяно трупами немецких солдат и офицеров, уничтоженной техникой врага.
Боевые действия полка пришлись на период, когда советские войска вели ожесточенные, кровопролитные бои на внутреннем обводе Сталинградской битвы и в черте города, и тогда, когда они перешли в контрнаступление для окончательного разгрома немецко-фашистских войск.
В ночь на 12 сентября полк перешел в атаку. В ночном бою офицеры и курсанты действовали умело и отважно, проявляя героизм и мужество. Враг беспрерывно освещал местность ракетами и вел сильный заградительный огонь, создав перед своим передним краем плотный заслон. Высота, занятая противником, казалась неприступной. Командиры батальонов и рот, шедшие в первых рядах, стремительным броском преодолели огневой заслон и ворвались в окопы противника, расстреливая его в упор. Завязался рукопашный бой. Не выдержав натиска, противник отступил. Позже, дождавшись подкреплений, он перешел в контратаку. В конечном итоге исход боя в нашу пользу решили грамотные и решительные действия роты автоматчиков во главе со старшим лейтенантом М. Дзилиховым.
Зайдя во фланг атакующему противнику, автоматчики открыли ураганный огонь. Враг дрогнул и в панике отступил. Через некоторое время после мощной артиллерийской подготовки противник снова перешел в наступление и занял высоту. За трое суток высота несколько раз переходила из рук в руки. В конечном итоге она осталась за подразделениями сводного курсантского полка.
Но стоило это значительных потерь. Пали смертью храбрых многие воспитанники 1-го Орджоникидзевского Краснознаменного пехотного училища, в частности, заместитель командира 1-го батальона старший лейтенант Прокофьев и др. Получили ранения командир роты автоматчиков старший лейтенант М. Дзилихов, старший политрук А. Тарасенко, командир пулеметной роты старший лейтенант В. Демидков.
Наиболее отличившиеся были представлены к правительственным наградам. Старший лейтенант М. Дзилихов был награжден орденом Красного Знамени, старший лейтенант В. Сагайда — орденом Красной Звезды, санитарка Л. Клименко — медалью «За боевые заслуги». В строю почти не осталось офицеров, и их обязанности выполняли курсанты, которые умело и грамотно руководили подразделениями. Особенно успешно командовал ротой старшина А. Васютин.
Подводя итоги многомесячных боев, необходимо отметить, что в боях курсантам противостояли далеко не новички. Вражеские дивизии, наступавшие на Сталинград, состояли из солдат молодых и средних возрастов, призванных из Мюнхена, Гамбурга, Бранденбурга и других городов Центральной Германии. В большинстве своем это были фашистские молодчики, прошедшие гитлеровскую школу воспитания. Среди солдат и офицеров имелась значительная прослойка членов фашистской партии. Имели они и боевой опыт. До нападения на Советский Союз армия Паулюса, одного из наиболее опытных представителей германского генералитета, прошла по территории Польши, Бельгии, Франции, Югославии, Греции и других стран Европы, неся с собой смерть и разрушения, усваивая науку грабить и убивать.
Непосредственно оборону самого Сталинграда осуществляли 62-я и 64-я общевойсковые армии. В середине сентября бои достигли наивысшего накала. В этот период в распоряжение 62-й армии, по которой наносился главный удар, была передана прибывшая из резерва 13-я гвардейская ордена Ленина стрелковая дивизия под командованием Героя Советского Союза генерала А.И. Родимцева.
Учитывая сложившуюся обстановку, она на автомобилях совершила форсированный марш и сосредоточилась в пос. Красная Слобода. Но ей еще предстояло переправиться на правый берег Волги. В это время противник настойчиво штурмовал вокзал Сталинград-1.