Джон Беньян. Бегом до небес

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЕГОМ ДО НЕБЕС
Джон Беньян (1686)
Bunyan J. The Heavenly Footman. Philadelphia,1851. P.76-95

Так бегите, чтобы получить
1 Кор.9.24

Небо и счастье - это то, чего желает каждый, так что даже нечестивый Валаам мог сказать: "Пусть я умру смертью праведников, и конец мой будет, как и их". Тем не менее при всем этом мало тех, кто когда-либо получит желанную славу, и многие исповедующие люди так и не смогут приветствовать Бога в этом дивном месте. Таким образом, апостол, поскольку он желает спасения коринфянам, которым он пишет это послание, дает им в этих словах совет, который, если он будет принят, будет им помощью и преимуществом.
Во-первых, они должны не сидеть нечестиво на месте, желая неба, а бежать за ним.
Во-вторых, им следует не довольствоваться любым делом, но, говорит апостол, бежать так, чтобы победить. Он мог бы сказать и другое: некоторые, желая спастись, рано начинают свой труд, они бегут быстро, но с терпением и выносливостью, и поступают правильно, ибо должно бежать именно так. Некоторые уходят от отца и матери, друзей и товарищей, и, таким образом, получают венцы. Некоторые проходят через искушения и скорби, но, побеждая зло, они получают большую награду. Поступайте именно так: бегите, чтобы получить ее.
Эти слова, взятые из человеческого опыта - очень удачная аналогия того, что должны сделать святые. "Знаете ли вы, что на ристалище бегут все, но только один получает награду? Так бегите, чтобы получить". То есть не просто участвуйте, а добивайтесь победы. Здесь не нужно никаких сложных толкований, и я могу вывести из этих слов лишь одну доктрину, которую я постараюсь раскрыть.
Эта доктрина заключается в следующем: те, кто обретут небо, должны трудиться для этого всеми силами; они должны бежать до победы.   Прошу вас прислушаться к этим словам. Награда - это небо, и, чтобы получить ее, вам придется потрудиться. Писание говорит об этом и в другом месте: "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евр.12.1). Будем же трудиться, "подвизаться добрым подвигом", как говорит Павел.
 Но прежде чем идти дальше, отметим вот что.
1. Речь идет о спасении. Заметьте, что это не обычная работа, но состязание и бег, ибо также  в Евр.6.18 говорится: "Прибегшие взяться за предлежащую надежду". Речь идет, согласно Иис.Нав.20, о человеке, который должен был бежать в город убежища, когда мститель за кровь гнался за ним по пятам, чтобы отомстить за преступление, которое он совершил, поэтому он должен был бежать, опасаясь за свою жизнь. Поэтому смысл здесь простой: бегите изо всех сил, используя все средства.
2. В другом месте сказано, что Царство Небесное получают "употребляющие усилие", то есть преодолевающие любые трудности, которые они встречают, и ломающие все, что может встать между небом и их душами. "Так бегите".
3. В другом месте этот труд назван постоянным образом жизни. "Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования" (Кол.1.23). Нельзя бежать сейчас и потом, урывками или полпути, но бежать, спасая свою жизнь, бежать через все трудности до конца пути, то есть до конца нашей жизни. "Так бегите, чтобы получить".
(1). Потому что не все, кто бегут, получают награду. Бегущих может быть много, но не все они получают награду; лишь один, достигнув результата, выигрывает. Так и здесь не всякий, кто бежит, не всякий, кто ищет, достигнет желаемого. Многие подвизаются, говорит Павел, но "не увенчивается, если незаконно будет подвизаться". То есть многие трудятся и стремятся к награде Божией, но каждый ли исповедующий обретет рай? Неужели награды достигнет каждый ленивый, несмысленный и тупой человек, бегущий к небесам со скоростью улитки, ползущей по земле? Конечно, есть некоторые  исповедующие люди, которые пытаются идти и быстрее, и думают, что небесное счастье для них, но тоже напрасно. Многие трудятся и подвизаются, но лишь немногие получают награду.
(2). Если бегут многие, то будет ли победа одного лучше для остальных? Они ничего не получат. Тот, кто бежит, должен знать это и стремиться получить награду, иначе он просто потеряет свой труд, старания и время, и ничего не добьется. Сколько же таких бегунов будет найдено в Судный день? Толпы тех, кто подвизаются, могут добежать почти до самых врат небес, и не смогут пойти дальше, но будут стоять, стучать и плакать: Господи, отвори! -  когда будет уже слишком поздно и бессмысленно. Отойдите от Меня, скажет Он, вы пришли слишком поздно, вы были слишком ленивы; дверь закрыта. "Когда однажды хозяин дома встанет, - говорит Христос - и затворит двери, тогда будут стоять и стучать, говоря: Господи, Господи, отвори нам; и скажет: я не знаю вас". Как же печально будет состояние тех, кто будет бежать и не добежит до конца! Поэтому, чтобы наследовать небо, вы должны бежать так, чтобы получить награду.
(3). Поскольку это путь длинный, путь нелегкий, образно говоря, в гору, и нам очень много вредят наше злое сердце, мир и дьявол, чтобы преодолеть его, говорю я, потребуется много усилий, на которые согласны лишь те, кто намерены идти до конца по   следам веры отца нашего Авраама. Уходя из Египта, мы должны пройти через Красное море, и идти дальше долгим и тернистым путем через огромную пустыню, печальную и дикую, прежде чем мы придем к земле обетованной.
(4). Те, кто попадут на небеса, должны много потрудиться для этого, ибо не знают, как далек будет путь и сколько времени им потребуется, чтобы дойти до конца. Возможно, этого времени совсем не много по сравнению с тем, чем мы уже насладились. "Не откладывай на завтра, ибо не знаешь, что будет сегодня". Не говори: у меня есть достаточно времени, чтобы попасть на небеса, ибо ты можешь быть призван из этой жизни не через годы, а через считанные дни, и как бы далеко ты ни пошел, ты не знаешь, когда приходит смерть. Поэтому торопись и не откладывай, ибо нет другой вещи столь важной, как спасение или проклятье твоей души. Все знают, что самый лучший способ кого-либо поторопить - это напомнить, что времени осталось меньше, чем кажется.
(5). Те, кто попадут на небеса, должны много потрудиться для этого, потому что дьявол, закон, грех, смерть и ад идут вслед за ними. "Дьявол, ваш противник, ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить". И я уверяю вас, что дьявол ловок, он может бежать быстро, он легок на ноги, он уже обогнал многих и довел их до вечного падения. Закон также легко свалит тебя, если ты доступен для грома его заповедей. Ад открывает свою пасть, и она шире, чем кажется. Ангел сказал Лоту: "Смотри, не оглядывайся, не медли (между землей и небом), беги, чтобы не погибнуть". Не медли, чтобы дьявол, ад или страшные проклятия закона Божьего могли постигнуть тебя и бросить вниз, в самую глубину твоих грехов, чтобы тебе никогда не подняться и не восстановиться снова. Зная это, ты всегда согласишься с тем, что все, кто наследуют небо, должны бежать туда изо всех сил.
(6). Те, кто попадут на небеса, должны бежать, ибо врата рая могут закрыться для них в ближайшее время. Иногда грешники думают, что небесные врата будут всегда открыты для них, пока они верят, но если они однажды закрылись перед человеком,  они настолько тяжелы, что все люди в мире и все ангелы небесные не в состоянии открыть их. "Я закрыл, и никто не может открыть", говорит Христос. Не дай Бог никому опоздать хотя бы на четверть часа! Я говорю: этого будет достаточно, чтобы всю вечность оплакивать твои страдания; нельзя же быть столь ленивыми, чтобы врата милосердия  были закрыты, прежде чем мы подойдем, чтобы попасть в них, и окажемся изгнаны с неба. Чтобы не потерять все - бегите, чтобы получить!
(7). Наконец, тот, кто потеряет эту награду, для тебя будет потеряно все: душа, Бог, Христос, небо, свет и покой. Кроме того, ты получишь весь позор, презрение и упреки, которые могут предъявить тебе  Бог, Христос, святые, а также мир, грех и дьявол; все это ляжет на тебя. То, что Христос говорит о глупых строителях, будет сказано о тебе, ибо ты оказался нерадив, и это прозвучит как насмешка над тобою: этот человек начал нормально работать, но не смог до конца. Но об этом после.
Вопрос. Но как может бежать бедная душа? То, что больше всего меня беспокоит - это мысль, что я могу начать подвизаться и все же не достичь успеха. Страх не дотянуть до конца пугает меня всерьез. Скажите мне, поэтому, как я должен бежать?
Ответ. Чтобы решить для себя эту проблему и быть удовлетворенным, должно рассмотреть следующие вещи.
Наставление 1. Если мы хотим работать, чтобы получить Царство Небесное, то можно быть уверенным, что мы никогда не попадем туда, ибо напрасно надеяться получить награду, когда у нас нет никакой возможности не только бежать достаточно быстро, но и найти дорогу. Тот, кто отправится из Лондона в Йорк, взяв направление на юг, как бы он ни запыхался, будет лишь удаляться от цели. Точно так же тот, кто рассчитывает получить награду таким образом, как бы быстро ни бежал, просто не находится на пути к ней. Я понял это еще тогда, когда был просто исповедующим человеком, и видел, как некоторые бегут таким образом изо всех сил, только в другую сторону. Таковые, хотя бы они бежали со скоростью полета орла, не обретут никакой пользы. Некоторые могут бежать, полагаясь на свое крещение или на принадлежность к диссидентской церкви, на то, что они пресвитериане или индепенденты, или выбрали среди всех сект, как им кажется, правильный путь, и все же никто из них с такой заботой о душе не достигнет рая.
Если же ты спросишь, какой это путь? Я говорю тебе это Христос, Сын Марии, Сын Божий. Иисус говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь;. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня". И тогда твое дело - если ты хочешь иметь спасение - в том, чтобы убедиться, что Христос будет твоим, со всеми Своими дарами; что Он покроет тебя Своей праведностью, и явит твоему сердцу, что твои грехи омыты Кровью Его, что вера дарована тебе и Его жизнь принадлежит тебе, и она сделает тебя подобным Ему. И только такая вера дает праведность,  потому что через нее Христос дарует правду Свою, и хождение с Ним  может сделать радостным твое сердце,  потому что Он спасает твою душу. Обратись же к Господу ради Него Самого, не обманывая себя, и лишь тогда ты встанешь на твердое основание; ибо если ты будешь оставаться в стороне, то, несомненно, потеряешь награду и свою душу, которая стоит больше, чем весь мир.
Не доверяй же своим силам, и отвернись от себя; встань на колени в молитве к Господу и проси у Него Духа истины, и ищи Его слово для наставления. Покинь компании соблазнителей, вступи в общение с самыми лучшими христианами, которые имеют наибольший опыт Христа; не водись с квакерами, трясунами, волюнтаристами и с некоторыми анабаптистами, хотя некоторые причисляют к таковым и меня.  Я скажу, что это серьезный вопрос, и я боюсь, что его так мало рассматривают, так мало ценят то, о чем идет речь, и так легко на это смотрят, что мое привычное ко всему сердце болит, когда я пишу об этом. Но Господь учит нас Его Духом, и кто верит Ему, тот однажды узнает это. "Так бегите".
Наставление 2. Если ты должен встать на путь, то должен также всерьез изучить этот путь и размышлять о нем. Известно, что люди, которые поднаторели в чем-либо, как-правило, хорошо знают эту вещь, и поэтому также всегда общаются с теми, кто хорошо знает ее. Это должен делать и ты, и пусть твой интерес будет во Христе, в том, Кто Он есть и что Он сделал, почему Он есть Тот, Кто Он есть, и почему Он сделал то, что Он сделал, почему Он "принял образ раба" и стал человеком,  почему Он плакал, почему Он умер, почему Он "понес на Себе грех мира ", почему Он "был сделал грехом", и стал нашей праведностью, почему Он пребывает на небесах в человеческой природе и что Он делает сейчас. Размышляй об этом все больше; подумай также как отправляясь в другую страну,  о том, что для тебя необходимо, а чего ни в коем случае нельзя делать, Избегай таких вещей, которые запрещены в Слове Божьем. Пусть нога твоя будет далеко от этого, как от негодной женщины; "не подходи к двери ее дома, ибо шаги ее - путь в преисподнюю" (KJV). Позаботься о том, чтобы, если тебе что-то мешает, не иметь ничего общего с этим. "Так бегите".
Наставление 3. Отвергни все вещи, которые могут отяготить тебя и воспрепятствовать на пути к Царству Небесному, как жадность, гордыня, похоть, или что-то иное, к чему склоняется твое сердце и что может воспрепятствовать тебе войти в рай. Люди, если они намерены выиграть и победить, ничем не обременяют себя, и бросают все, что может помешать им бежать.  Каждый, кто подвизается в чем-либо, будет умерен во всем, и отложит в сторону все, что может каким-либо образом мешать ему, как говорит апостол: "Давайте отложим всякое бремя и грех, который так легко овладевает нами, и будем проходить с терпением путь, что предстоит нам" (KJV). Напрасно говорить о том, что ты направляешься на небеса, если твое сердце обременено теми вещами, которые будут в этом препятствовать. Разве может преодолеть тяжелый путь человек, который набьет карманы камнями, натянет на плечи тяжелую одежду, а на ноги - тесную неуклюжую обувь? Так и здесь: если ты говоришь, что идешь на небо, но сердце твое прилепилось к этому миру, ты набил карманы камнями; если ты стремишься к прибыли и удовольствиям, то как тяжелы твоя одежда и обувь! Увы, ты тяжко заблуждаешься, и если ты хочешь бежать так, чтобы победить, сбрось с себя всякое бремя и впредь будь умеренным во всем. "Так бегите". 
Наставление 4. Остерегайся кривых путей; бойся тех дорог, что уводят в сторону. Есть кривые дороги, на которых люди сбиваются с пути, пути, которые приводят к смерти и проклятью; берегись же их. Некоторые из них опасны из-за практики, некоторые из-за заблуждений, некоторые из-за неразумия; смотри же на путь, который прямо перед тобой, не уклоняйся по сторонам, но пусть твои глаза смотрят прямо. "Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла " (Притч.4.26-27). Те, кто не приняли этот совет, шатаются от мнения к мнению и так и не находят пути в Царство. Ибо путь на небо только один, но есть много кривых переулков, в которых легко заблудиться. И хотя велик град Царства Небесного, но трудно найти путь к нему, и многие путники сбиваются с этого пути. Но, тем не менее, именно в этом случае, как это было с блудницей из Иерихона, дом которой узнали по красной нити,  алые струйки крови Христа будут сопровождать нас  в течение всего пути в Царство Небесное, поэтому если ты найдешь эту струю, то радуйся, ибо ты на правильном пути, но не позволь свои фантазиям обмануть себя, ибо тогда ты точно собьешься с пути. Но никогда ты не найдешь такой радости, как если на самой середине дороги применишь к своему сердцу Кровь Христа, зная, что Он пришел в мир спасти грешников, и что мы можем прибегнуть к Нему и, как говорит апостол, "иметь дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою". Насколько это сложно в наши дни, когда дьявол так легко обманывает бедные души, сбивая их с этого единственного пути в Царство! Есть мнения и фантазии, присущие более-менее многим, и дьявол ставит на них свою надпись: "Это путь Божий"; и как быстро и жадно бедные простые души бросаются туда, особенно если к этому добавляются некоторые внешние моральные действия, что кажутся хорошими! Но это потому, что люди просто не знают простой, основанный на Писании способ достичь Царства Небесного. Они еще не научены истинным Христом и Его праведностью, у них нет чувства своего убожества, они смелы, горды, самонадеянны и самодовольны. И поэтому:
Наставление 5. Не заносись слишком высоко на своем пути. Люди, которые целенаправленно бегут, не смотрят ни по сторонам, ни вверх, иначе, отвлекшись на что-то, они быстро споткнутся и упадут. Это значит также следующее: если ты будешь смотреть на каждое мнение, пришедшее в мир, и любопытствовать слишком много о тайне Божьих указов, или если твое сердце будет пробавляться всевозможными благоглупостями, которых так много в Англии, ты неминуемо споткнешься и упадешь, как тысячи квакеров и других сектантов, вплоть до вечной погибели, если чудесное действие Божьей благодати однажды не вернет тебя обратно. Берегись же поэтому гордого, высокоумного духа, всегда склонного к самодовольству. Давид обладал истинно высоким духом тогда, когда писал: "Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди" (Пс.130.1-2). "Так бегите".
Наставление 6. Остерегайся открыть свои уши для каждого, кто позовет тебя на пути. Люди, которые целенаправленно бегут, не прислушиваются, если кто-то зовет их и спрашивают: остановитесь, я хотел бы поговорить с вами, составьте мне компанию и тому подобное. Они ответят: я спешу, я не могу остаться, у меня большое дело; я держу пари, и если я проиграю, я погибну, не мешайте же мне! Так скажет мудрый человек, даже если он добивается тленных вещей; насколько же больше оснований для этого у тех, кто заботится о нетленной славе! Я говорю тебе об этом, ибо мир, грех и дьявол всегда предоставят тебе достаточно своего: дурные компании и радости, прибыток, уважение людей, легкомыслие, пышность, гордость и еще множество таких спутников, которые будут взывать: остановись, не  оставляй меня позади, возьми меня с собой! Что, ты пойдешь, говорит дьявол, без своих грехов, удовольствий и прибыли? Куда ты спешишь? Разве ты не хочешь остановиться и забрать многое с собой? Ты оставишь позади своих друзей и товарищей? Ты можешь не делать то, что делают все, оставить мир, грех, страсть, радость, прибыль, уважение среди людей? Не открывай ему свои уши на эту заманчивую, запутывающую ложь! Сын мой, говорит Соломон, "если склоняют тебя грешники, не соглашайся" (Притч.1.10 KJV).
Ты знаешь, чего стоило молодому человеку, когда его привлекла распутница: "Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень - на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они - на погибель ее. Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти" (Притч.7.21-27). Прими, душа, этот совет, и скажи: сатана, грех, страсть, радость, прибыль, гордость, друзья, товарищи и все остальное, оставьте меня в покое, будьте подальше, не подходите близко ко мне, ибо я бегу на небеса к Богу, ко Христу, от ада и вечной проклятья, если я выиграю, я выиграю все, и если я проиграю, я теряю все, оставьте меня в покое, потому что я не услышу. "Так бегите".
Наставление 7. Не пугайся любого разочарования, с которым ты можешь столкнуться на пути. Человек может уклониться от пути на небеса, ибо если сатана не сможет победить его лестью, он будет стремиться ослабить его разочарованием, говоря: ты грешник, ты нарушил закон Божий, ты не избран, ты пришел слишком поздно, время благодати прошло для тебя, Бог не заботится о тебе, сердце твое лениво и уже отвергало Его предложения. Так было  с Давидом, когда он говорит: "Я не верил, что увижу милость Господа на земле живых". Как если бы он сказал: мое сердце настолько отвратительно, что суди я обо всем по себе, я умер бы или сошел с ума, но я верил в грядущего Христа и в обетование, и знал, что Бог так же благ, как Его обетование, и помиловал меня, недостойного грешника, и поощрял, и удержал от смерти и безумия. И так надлежит делать и тебе, когда сатана или закон, или твоя собственная совесть повергают тебя в уныние, указывая на множество  твоих грехов, нечестие твоего сердца, твои падения, на потерю внешних наслаждений или ненависть мира. Поощряй себя свободой Божия обетования, нежностью и теплотой Христа, заслугами Его Крови, свободой Его приглашения, множеством греха других, которые были помилованы, и тем, что Тот же Бог, через Того же Христа, дарует ту же благодать, по-прежнему свободную. Если ты не будешь размышлять об этом, путь к небесам покажется тебе очень тяжелым; поэтому, говорю я, чтобы не сдаться, скажи тем, кто ищет твоей погибели: "Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня" (Мих.7.8). "Так бегите".
Наставление 8. Берегись соблазна креста, с которым ты неминуемо столкнешься, прежде чем придешь на небеса. Следует понять, и я уже говорил это, что нет человека, который идет на небо, минуя крест. Через крест должны пройти все, кто идет к славе. "Многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное". "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы". Если ты в пути к Царству, твоя жизнь приведет тебя к кресту, и, даст Бог, ты не повернешь обратно.
. "Если кто хочет идти за Мною", говорит Христос, "отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Крест - с самого начала единственный способ войти в Царство Небесное. Если кого-то попросят указать дорогу, он наверняка должен будет указать ориентиры -  куст, дерево, мост, или тому подобное. Где же ориентиры на пути к небесам? Христос есть Путь; мы должны получить Его Самого, Его праведность, чтобы быть оправданными, и если ты приходишь к Нему, ты тотчас увидишь крест; ты должен не просто подойти и прикоснуться, но принять этот крест, иначе ты быстро сойдешь с пути, который ведет к небу, и встанешь на кривые дороги, которые ведут вниз к жилищам смерти. Только крест ведет к небесным обителям. Я убежден, что если бы не крест, то там, где у нас есть один номинальный христианин, их было бы двадцать.
Наставление 9. Проси Бога, чтобы Он делал эти вещи для тебя: просвещал твое понимание, и разжигал твою волю. Если это будет совершаться, ты можешь не бояться ничего, ибо ты пойдешь на небеса.
 Одна из больших причин, почему мужчины и женщины обращают так мало внимания на другой мир, и почему они видят так мало  - это то, что их понимание затемнено. Павел говорит, что в отличие от верующих, язычники "осуетились умом" и "отчуждены от жизни Божией, по незнанию из-за ожесточения сердца их". Не будем же исполнять тяжкую работу вместе с этими бедными душами, ум которых помрачен, сердца ослеплены,  и именно по этой причине они так низко ставят Господа Иисуса Христа и спасение их душ. Ибо, когда люди приходят, чтобы увидеть другой мир, Бога, Христа и небо, и вечную славу, которая им предстоит, и видят, что для них возможно иметь свою долю в ней - они готовы будут, говорю я, пройти  через огонь и воду, чтобы наслаждаться этим. Моисей, зная это, не убоялся гнева фараона, и "отказался назваться сыном дочери царской, но предпочел страдать в скорбях с народом Божиим, нежели насладиться прелестями греха" (Евр.11.25 KJV). Многие вменили все богатства ни во что,  чтобы пострадать за Христа с бедными презираемыми святыми, и это потому, что они увидели Невидимого, и помнили о воздаянии. И это то, о чем апостол молится о святых: чтобы "они могли бы знать, в чем состоит надежда Божьего призвания, и богатство славного наследия Его для святых. и чтобы они могли постигнуть со всеми святыми, какова широта и долгота, и глубина и высота любви Христовой, которая превыше всякого знания".
Наставление 10. Взывай к Богу, чтобы Он разжигал твою волю вещами другого мира. Ибо от того, на что направлена воля человека, жестко зависит, каковы его цели. Когда Павел должен был идти в Иерусалим - а это значило, что ему  предстояло там пострадать - он не был напуган, более того, говорит он, он был готов, или даже хотел, умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Его воля была разожжена любовью ко Христу, и потому его ничто не могло остановить.
Своевольный человек никогда толком не знает, что ему делать; отказавшись от своей воли для Бога, мы делаем все, что можем. В самом деле, иметь такую волю к небу является замечательным преимуществом для человека, который стремится попасть туда; он говорит: я сделаю все возможное, чтобы не утратить это преимущество, я сделаю все, чтобы помешать моим врагам свалить меня, и я или устою, или погибну. "Он убивает меня, но я буду надеяться на Него". "Не позволю уйти, пока Ты не благословишь меня". Вот эта раскаленная воля к небесам! На что это похоже? Если это есть, то любые аргументы будут нам в поощрение; если нет, что угодно вызовет уныние; и это видно и у святых и у грешников, и среди тех, что являются детьми Божьими, и среди детей дьявола.
1. Когда древние святые решались и были готовы идти на небеса - что могло их остановить? Огонь и меч, вонючие подземелья, кнуты, медведи, быки, львы, зверские пытки, побивание камнями, голод, нагота - среди всего этого они были более чем победителями силою Того, Кто возлюбил их, и сделал их готовыми в день власти Своей.
2. Посмотрите также, с другой стороны, на детей дьявола, которые не хотят, чтобы Господь царствовал над ними. У меня есть жена и ферма, значит,  я буду оскорблять моего Господина; я потеряю свою гордость, прибыль и удовольствия, значит, я не могу прийти к Нему, я буду насмехаться и издеваться. Другой скажет: подожду, пока мои дети вырастут, пока я не сделал это и то, и кучу других дел, но увы! Дело не в том, что они не готовы, а в том, что все эти и подобные оправдания  не полезнее, чем веревки, чтобы связать Самсона. Бог знает, что ими движет, и это знает и дьявол, и оба укрепляют волю своих слуг. Но Бог готов сделать Своих людей служащими Ему, а дьявол не нуждается ни в их воле, ни в любви, ему достаточно, что они любят грех. И поэтому, когда придет Христос, Он даст грешникам понять: вы не хотели прийти ко Мне. Сколько раз хотел Я собрать вас, как птица птенцов своих, и вы не захотели! Дьявол уловил их в свою волю и добился своего. О, взывай же к Богу, чтобы Он разжигал твою волю к небу и Христу; если твоя воля будет сосредоточена на небесах, ты не разочаруешься никогда. Именно поэтому, когда Иаков боролся с ангелом и потерял бедро, оставшись хромым, он нашел силы сказать: не отпущу тебя, пока не благословишь меня! Пусть твоя воля жаждет небесной благодати, и ты сможешь бежать к небесам изо всех сил; но если она колеблется, ты будешь шагать ковыляя и падая, и точно не дойдешь. Пусть Господь даст тебе волю и мужество!
Таким образом, я наставил тебя, как достичь Царства. Держи же в памяти все, о чем я сказал, чтобы тебе не потерять твой путь. Скажу коротко еще раз. Итак, встань на путь; изучи его; отложи все, что будет тебе препятствовать; остерегайся всего, что может сбить с пути; не заносись и не мни слишком много о себе, но не забывай смотреть себе под ноги; не останавливайся на призывы, которыми морочат тебя мир, плоть или дьявол, ибо все они будут мешать твоему пути, если это возможно; не пугайся любого разочарования, с которым ты можешь столкнуться на пути; берегись соблазна креста; плачь и взывай к Богу и жди с просвещенным сердцем и умом, и Он даст тебе правильный путь.
Теперь, когда я побудил тебя к этой работе, обрати внимание вот на что. Когда Лот и его жена бежали из гибнущего Содома в горы, чтобы спасти свою жизнь, жена Лотова оглянулась назад и стала соляным столбом. Я иногда удивлялся, что суд Божий постиг ее сразу же, и что Лот больше не увидел ни ее, ни Содом.  Мы не читаем, что он даже вспомнил о том месте, где она жила, или о том, что случилось с ней; его сердце было только на его пути, ибо он бежал в горы, а за ним неслись огонь и сера, его жизнь была поставлена на карту, и он потерял бы ее, если бы оглянулся назад. Вспоминай же в своем труде жену Лота, и помни, что погибель догнала ее, и что Бог сделал ее образцом для всех ленивых до конца мира, и берегись, чтобы не пасть, как она.
Но если все это не убедит тебя, подумай вот о чем.
1. Твоя душа - это только твоя душа, и она будет спасена или потеряна; но если ты потеряешь ее, то явно не из-за Бога. Твоя душа - это твой свет, твой мир, твое преимущество или недостаток. Если бы твое желание спастись было не от  тебя самого, мне было бы жаль; но оно твое, от твоей души. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?". Божьи люди хотят также спасения других, а ты не хочешь спастись даже сам? Тогда пеняй на себя.
2. Опять же, если ты потеряешь свою душу, никто кроме тебя виноват в этом не будет. Каин был достаточно дерзок, чтобы заявить, что он не сторож брату своему. Сколько еще будет сбивать тебя с толку мысль, что беспокоиться не о чем? И если это не заставит тебя встряхнуться, подумай еще раз.
3. Если ты не хочешь работать, народ Божий не поможет тебе, когда ты отстанешь от него. Но если твои отец, мать, брат, окончив свое поприще, попадут на небо, неужели ты хочешь быть оставлен ими? Надеюсь, что нет!
4. Опять же, разве не будет бесчестием для тебя, если ты увидишь в стране мальчиков и девочек, добившихся большего, чем ты, служанок и поварят, что больше заботятся о небесах, чем их хозяева?  Я склонен думать, иногда, что больше слуг, чем господ, больше арендаторов, чем помещиков, будет наследовать Царство Небесное. Но разве это не позор для сильных и благородных? Я убежден, что они оскорбятся, если их слуги должны будут сказать им, что они умнее их в делах этого мира, и тем не менее они умнее в вещах мира грядущего, в которых имеют большую заинтересованность.
Увещевание. Ну, тогда, грешник, что скажешь? Где твое сердце? Хочешь ли ты бежать или нет? Думай быстрее, человек; не медли в этом вопросе. Не советуйся с плотью и кровью, посмотри на небо и спроси себя, любишь ли ты его, а также на ад, и подумай о нем. Если ты чего-то не понимаешь, обратись к Слову Божию, возопи к Его Духу;   если ты желаешь поощрения, положись на обетования. Будь уверен, что если ты встанешь на путь, то беги быстро и держись до конца, и Господь даст тебе успех. Прощай.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn