Кому нужен миллион?

Анна Литцен
Все начинается с мелочей.

Идешь по улице. Не глядя, наступаешь на люк канализации. А он, оказывается, не закреплен и переворачивается под тобой. И вот тебя вытаскивают и везут в больницу со сломанной ногой. И скажи спасибо, что легко отделался. Мог и позвоночник сломать.

На забитой стоянке у дома вдруг обнаруживаешь свободное место. О, повезло! Ставишь машину и спокойно идешь домой. Наутро выходишь и понимаешь, что ты попал! Оказывается, ты поставил машину точь-в-точь под проводами, на которых сидят птицы. И теперь вся машина щедро уляпана едким гуано. А если учесть, что это вещество разъедает лакировку и следы его несмываемы, становится ясно, что машину придется заново красить и выложить за это кругленькую сумму. Вот почему нашлось свободное место на стоянке.

Пути Господни и рекламы неисповедимы. Начинается все так невзначай. В вагоне метро уселась на забытый кем-то каталог женской одежды. От нечего делать просмотрела его. Безумно понравилась кофточка. Взяла каталог домой, позвонила по указанному телефону, зарегистрировалась и оформила заказ. В пришедшей вскорости посылке были еще два конверта от других фирм. О!.. «Вы выиграли 400000 рублей! Заполните прилагаемый бланк, сделайте заказ на сумму не менее …, сделайте предоплату по прилагаемой квитанции и отошлите по адресу… Поторопитесь! Если вы не успеете до …, деньги будут переданы другому победителю!» Ну что, ждать недолго, деньги пригодятся, отослала. Ну, надо сказать, что товары заказала неплохие. Товары пришли, а в посылке уже четыре конверта. С чем, догадываетесь? Все с тем же самым. Только суммы были разные. 400000, 600000, 850000, 1000000 рублей. Плюс обещаемые крупные призы типа ЖК-телевизора – бесплатно! Потом подтягиваются экстрасенсы и парапсихологи, которые обещают тебе рай земной, только купи гороскоп или амулет...

Ну-ка, скажите мне честно, кто не получал таких писем с каталогами и соблазнительным предложением: «Закажи товар и выиграй миллион!»? Нет, надо сказать, что некоторые товары и неплохие, и нужные, и вообще иногда бывают уникальные, в магазине не найдешь. Но в магазине вы подумаете: а может, мне это не надо? Здесь же вам застит глаза слово «миллион», тем более, что написано, что вы его уже выиграли, а заказ нужен для того, чтобы ваш выигрыш не ушел к другому человеку. И вот соблазн побеждает. Вы даже не задумываетесь, а как это вы оказались в победителях, если даже не слышали ни об этом розыгрыше, ни об этой фирме вообще. Вы уже распределяете в мыслях этот миллион.. Вы впадаете в амок. Когда у вас кончаются деньги, вы даже готовы бежать в банк за кредитом. «Да ладно, получу миллион – легко отдам!» И счастье, если вам кредита не дают.

Одна моя знакомая распродавала множество имущества. Приобрела она его именно в расчете на миллион, само имущество – книги, зонты, чайники, сковородки, свитера и прочая и прочая – ей совершенно было не нужно.

Да и я попалась было на эту удочку.

Это - метод кнута и пряника. Так называемый агрессивный маркетинг.

Обилию благодетелей удивляться не стоит. Дело в том, что все эти фирмы обмениваются информацией о клиентах. Они честно выполняют свои обязательства в той части, что касается заказа, иногда даже мелкие подарки подбрасывают. Ну а миллион... Они же его не гарантируют, они предлагают: «Выиграй! Закажи как можно больше!» А потом в очередном годовом отчете фигурирует другой человек, ты ему завидуешь и решаешь в следующем году обогнать и его, и всех. Вот и алгоритм покупок. Даже если тебе товар не нужен, но... миллион! Кстати, на мой взгляд, этот миллион никому никогда не вручался, а «выигравшие» - подставные лица. Но тебе об этом никто не доложит.

Только после того, как я получила письмо и каталог от некоей Марии Дюваль, экстрасенса и парапсихолога, описывающей мое отчаянное положение и великолепное будущее, которое она мне обеспечит, во мне взыграл разум, я начала читать ВСЕ: что написано мелким шрифтом, на полях, внутри конвертов. И мне все стало ясно. Нет, я не отказалась от этой системы, поскольку некоторые товары были действительно хороши и нужны. Но на миллион плюнула. Как я уже упомянула, вряд ли он когда-либо разыгрывался. А недавно услышала по радио привет кому-то от Марии Дюваль. Прикололась: жива курилка! Кстати, ей я тоже должна была сделать заказ, но мне сразу стало ясно, что эта фирма - чистые мошенники. Говорят, во Франции действительно есть такая Мария Дюваль, но сомневаюсь, что она хоть раз была в России, не говоря уже о том, чтобы она организовывала здесь фирму своего имени и печатала на доисторической русскоязычной машинке. Если верить тому, что о ней писали, ей дома хватало заказов на ясновидение.

Фантазия у маркетологов работает на полную, они изыскивают все новые пути к людям. Кто получает «Российскую газету», помнит, что совсем недавно там публиковались викторины, ответив на которые вам предлагалось стать… ну да, ну да, обладателем миллиона… полутора миллионов, миллиона шестисот пятидесяти тысяч… инфляция! Мелко было написано: «На правах рекламы». Если ты звонил с ответом на указанный в газете номер, в ответ тебе приходило письмо от некоей фирмы… с каталогом… и просьбой сделать заказ, чтобы получить выигрыш. Потом от двух фирм… от четырех…



Когда я переезжала, я не стала ни одной фирме давать новый адрес. Говорят, на старый вся эта макулатура шла все еще долго, три года! И на мобильный мой насели, СМС-ками обложили, пришлось поменять номер.

Больше агрессивный маркетинг меня не достает. А зачем мне все эти каталоги? У меня все есть. Но – часто бывая на почте, вижу, как люди получают посылки в фирменных упаковках. Не все, стало быть, распрощались с мечтой о миллионе… впрочем, сейчас, наверное, уже не меньше двух…



P.S. Зачем я вообще об этом заговорила? Столько на эту тему уже написано. Достаточно набрать в поисковике «Мария Дюваль» или «Книжный салон» - и вы начитаетесь столько и такого... Казалось бы, все уже все знают, никого на мякине не проведешь, можно и списать тему в утиль как устаревшую. Однако... «Российская газета. Неделя» два года назад опять начала публикацию мошеннических викторин, только чуть-чуть видоизмененных. О, конечно, на правах рекламы! (Напомню, что эта газета - бесплатная и распространяется даже в самых глухих уголках страны.)

Более десяти лет всем предлагают миллион и множество других призов, включая торжественное вручение вожделенного миллиона в ходе «Голубого огонька» (с телесъемкой, бесплатными билетами и гостиницей!). Пути агрессивного маркетинга неисповедимы. Теперь он осваивает социальные сети. Сама не видела, но знакомая прибежала, сияющая, как солнце. С очень-очень знакомым конвертом в руках. И решала, что же ей заказать на полторы тысячи, чтобы получить полтора миллиона.

А буквально пару-тройку дней назад, зайдя на почту, видела, как выдали три посылки в очень-очень знакомых упаковках. Агрессивный маркетинг своих позиций не собирается сдавать. Так может, и тема не настолько уж устарела?.. Может, рановато ее закрывать?..