Глава 20. Говорящие и черноглазы. История Куси

Рина Михеева
— Нет у меня больше дома, — горько сказал Куся, опускаясь на задние лапы. — И к тем, кто меня ждёт, я не вернусь.

— Почему не вернёшься? — растерянно спросила Маша. — Как — нет дома?

— Так, — тяжело уронил Куся, опустив голову. — Всех черноглазы забрали. Я сбежал. Отец их отвлёк, и я сбежал. А он — остался, — Куся помотал головой, словно отгоняя какое-то страшное видение, нечто, что невозможно забыть, хотя очень хочется…

— Кто такие черноглазы? — осторожно спросила Маша.

— Гады они! — рявкнул Куся.

— Это я уже поняла, — девушка вздохнула. — Но гады ведь разные бывают.

— Разные — да! — согласился кото-мышь. — Так вот эти — самые гадские! — он помолчал немного, восстанавливая сбившееся дыхание, а потом заговорил — тихо, словно через силу:

— Мы там, — он махнул куда-то в сторону лапой, — за Синей рекой живём. Жили… Там наше гнездо… было. А вон там, — он показал лапой в противоположную сторону, — там большой Город. Там фоому живут. У них много городов, но этот — ближайший. Они к нам приходили, помогали, лечили больных, учили немножко. Они добрые.

Но Старший Вождь — он многими гнёздами правит — с ними ругался. Хотел больше получить. Вот, например, ножи и много чего ещё… А они не давали. Отец мне говорил: они не жадные, они хотят, чтобы мы сами это… развивались!
И от фоому, который к нам приходил, я слышал… Как-то он так говорил… сначала всё понятно, а потом — раз! — и непонятно… Они очень умные, много знают. Так он говорил, что они не хотят лишать нас этой… как её… сам… быт… самбысти какой-то.

— Наверное, самобытности, — вставила Маша.

— Да, точно! Самобытности. Говорил, что мы сами себе изобретём всякие полезные вещи, которые нам подойдут лучше, чем те, что они нам могут дать. Мой отец с этим соглашался. А брат спорил. Старший брат… — Куся снова помотал головой, будто что-то отгоняя, помолчал несколько секунд.
— Но Старший Вождь поругался с фоому. Велел им уходить и не возвращаться, — Куся замолчал, и Маша спросила:

— И они ушли?

— Ушли, — угрюмо ответил кото-мышь. — А потом пришли черноглазы. Они обещали Старшему Вождю… всякое обещали, всё, что захочет! Оружие, которое фоому нам дать отказались. Он говорил, с ним охотиться будет легко и просто. И морги нам будут не страшны.

— Морги? — зацепилась за знакомо-незнакомое слово Маша.

— Ну да, — Куся взглянул на неё непонимающе, но потом, видно, вспомнил, что она ничего не знает об их мире. — Морги — они очень страшные… Страшнее их только черноглазы. Но черноглазов мы раньше никогда не видели, а морги тут всегда жили. Нам ни один хищник не страшен, кроме моргов. Они даже на взрослых могут напасть, а детей из-за них и вовсе нельзя лишний раз из гнезда выпустить! — в его голосе прозвучало, как видно, старое, привычное возмущение, но оно тут же угасло, осталась только новая, острая и горькая, тоска.

— А откуда взялись эти черноглазы? — спросила Маша.

— Не знаю. Старший Вождь говорил, что они пришли со звёзд… Хотят нам помочь, не то что жадные и завистливые фоому…

— И что было дальше?

— Дальше… — Куся тяжко вздохнул, все его усики и сяжки так и затрепетали, а потом — поникли. — Дальше начали пропадать наши самки и дети. В разных гнёздах. Отец говорил матери, а я слышал… случайно. Он говорил, что черноглазы ему не нравятся, что он им не верит. Они заморочили голову Вождю. Он принял их предложение и убедил совет Старших. Они выделили землю черноглазам. И на той земле черноглазы построили свою... базу. Так они называли.

А потом стали пропадать самки и дети. Отец ходил на совет, говорил, что это черноглазы виноваты, что надо пойти к фоому, рассказать им о черноглазах, попросить помощи, попросить отыскать пропавших. Они в таком деле ни за что не отказали бы! Но его не послушали.
А потом… в наше гнездо пришли черноглазы. И всех забрали. Я знаю, что… — Куся низко опустил голову, — что они не вернутся больше…

— Куся, Кусенька, — Маша дотронулась до него, осторожно погладила между ушами. Он никак не отреагировал. — Может, вернутся. Почему ты думаешь…

— Знаю!!! — вскрикнул он. — Знаю… они… их больше нет… они оставили Зелёный Мир… ушли… ушли Звёздной Дорогой… — он всхлипнул как-то совсем по-человечески, поднял на Машу огромные горестные глаза.

Сердце подсказывало ей, что он действительно — знает. Но она не могла ещё раз не попытаться:
— Но как ты можешь знать, Кусенька? Ты же не видел…

— Не видел, — сказал он тихо. — Когда мы, говорящие, уходим Звёздной Дорогой, наши родные всегда знают… Те, что раньше пропали, они просто исчезли. Отец думал, что черноглазы их одурманили и забрали к себе — не знаю зачем, и отец не знал. Но они плохие, значит, забрали для плохого.
А когда с нами должно случиться что-то очень плохое, и освободиться никак нельзя… мы можем уйти Звёздной Дорогой… Например, когда морг поймает… Он ядом травит, чтобы и освободиться не могли, и не умерли сразу — запас делает. И вообще — сразу не ест. Тогда можно уйти. Вот они и ушли.
Отец сказал мне — беги, я их отвлеку! Он отвлёк, а я побежал. Долго бежал, а потом… они ушли, я знаю, — он замолчал, по-прежнему глядя в землю прямо перед собой.

— Что же ты теперь будешь делать? — спросила Маша. — Тебе, наверное, надо своих отыскать? Другое… гнездо, да?

— Зачем их искать. Что они сделать-то могут? — жалобно спросил Куся. — Расскажу им правду про черноглазов, так они и к ним придут… Надо к фоому идти. Может, они помогут. Фоому умные и добрые.

— А далеко до них? — спросила Маша.

— Теперь не очень, вроде бы… Но я там никогда не был. Точно не знаю. Пойдёшь со мной? — он поднял на Машу свои невероятные зелёные глаза, которые сейчас казались заплаканными, даже припухли, кажется…

— Конечно! — с готовностью согласилась Маша. — Только…

— Что?

— Боюсь, я буду для тебя обузой. Ты и так уже столько времени и сил на меня потратил.

Куся хмыкнул.
— Не завёл бы тебя к хваталкам — намного меньше потратил бы, — самокритично отозвался он. — Тебе же, вроде, несколько дней продержаться надо?

— Вроде… — вздохнула Маша.

— Если до фоому доберёмся, то и запросто продержишься! Они хорошие.

— Да я с радостью, — грустно улыбнулась Маша. — За тебя волнуюсь.

— А ты не волнуйся, — отозвался Куся почти таким же задорным тоном, каким разговаривал раньше. — Ты лучше под ноги смотри и меня слушайся. Если к моргам не угодим, то дойдём, — обнадёжил он. — Ну и если… черноглазы нас не найдут…


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/06/18/1375