Да здравствует Солнце! Да сгинет Эспри!

Эспри Де Лэскалье
(Некоторые замечания по «Антиэспритизму»)
Не так давно задал мне читатель в личной переписке один «острый вопрос». «Острый» – по моему разумению, всего лишь.

«Вот, вы, Эспри, проповедуете, а точнее, пропагандируете неустанно, что, де, Гений и Злодейство – есть две вещи совместные. И «доказываете» свой фантастический тезис некой придумкой: Они, способности, таланты и сама гениальность находятся в каком-то «понятийном пространстве», скажем номер один.
А душа автора, творца, создателя творений науки, искусства, технологии, политики, военного искусства, в общем, любой творческой деятельности, она, мол, в неком ином «понятийном пространстве» (номер два), с номером первым не соприкасающемся!
Если вы правы, то объясните, пожалуйста, НЕ ОТРАЖАЕТСЯ ЛИ в ХУДОЖЕСТВЕННОМ произведении любого автора его душа, его мораль и этика? Если НЕ отражается – вы правы!
Но она ОТРАЖАЕТСЯ и ещё как, вполне очевидно, чуть ли не в каждом произведении того же Пушкина и любого другого творца!
И это полностью опровергает вашу доморощенную «теорию» о разных пространствах!
Беру ваш же пример: Вы обвиняете Пушкина в клевете на Бориса Годунова, на Сальери, на графа Воронцова. А ОТКУДА вы взяли эти сведения о «клевете»? Из его, Пушкина, ПРОИЗВЕДЕНИЙ!!!
Отсюда единственный возможный вывод:
Душа, мораль и этика творца, по крайней мере в искусстве, неразрывно связана с его творческими способностями, что и видимо для любого непредвзятого наблюдателя в  творениях автора.
Ваша «теория разных пространств», может быть, была бы хороша в математике (Не знаю, кто вы по специальности, может, тоже математик, как А.И.Солженицын?  Тогда это ЕДИНСТВЕННОЕ, что вас с ним объединяет!), но не в эстетике – этике и посему НЕВЕРНА!!!

Такое письмо получил. Очень интересное и острое! И пришлось мне задуматься над ним, обычный для меня процесс.
Критик мой, «Антиэспри», прав в том, что, действительно, характер, темперамент, морально-этические принципы литератора (будем говорить только об этом) совместно с его талантом явно отражаются в его произведениях. Наверно во многих, если не во всех.
Но мой оппонент, думаю, ошибается, поскольку смешивает «две вещи несовместные»: Произведения автора и его душевные качества. Последние, конечно, выявляются в его произведениях. Ну, и что?
«Талантливое зло более опасно!» Если человек талантлив, а по состоянию души он подлый и злой, то это естественно отразится в его произведениях, но это никак не связано с его способностями! Я говорю о разных ипостасях: Неких специфических способностях индивида и его душевных качествах и, да, ПРОПОВЕДУЮ, что они не связаны в том смысле, что человек может быть способным подлецом или не обладающим некими способностями глубоко порядочным человеком! Мой критик невольно смешал разные вещи, проделав «подстановку». Вместо СОСТОЯНИЯ души автора, он взял в качестве довода его произведения и тем «разгромил» мою «теорию».
Мне же представляется, что ничего особо нового в «моей теории» нет и любой человек может припомнить из литературы и из жизненного опыта немало примеров верности этой «теории».
И, как Катон в римском сенате, повторяю:
Всё же я считаю, что «Гений и Злодейство – две вещи СОВМЕСТНЫЕ»!
8 VI 2015