Кто ржал?

Елена Шувалова
   До последнего времени я не задумывалась над тем, кто ржал в сказке "Конёк-Горбунок"? То есть, я думала, что заржала Волшебная Кобылица, прискакав на поле, а Иван решил, что заржал конь, но, привстав и посмотрев, увидел, что ошибся, что это не конь, а - кобылица. Смутило меня и заставило задуматься категоричное высказывание исследователя пушкинских текстов и "Конька-Горбунка" С.Е. Шубина, который авторитетно заявил, что кобылицы у Пушкина никогда не ржут. Получается, что он прав. Ржал, выходит, какой-то посторонний конь. В отношении к этому коню мы с Шубиным расходимся во мнении. Что он о нём думает - можно прочитать в его работе об "Удивительном автопортрете", - а я думаю об этом коне следующее.

    Поскольку моя интерпретация сказки такова: Пушкин этой сказкой - "Конёк-Горбунок" рассказывает о себе, о поэте Пушкине, о том, как он укротил Душу России, - каковой и является белоснежная Кобылица; постольку у меня и особая версия об этом ржании. Пушкин несколько раз впускал в свои произведения боярина Ржевского. Фамилия происходит от города Ржев Тверской области. Этимология названия города не выяснена, но по одной из версий идёт от ржания (коня). Можно сказать, что предок Пушкина - прапрадед, живший одновременно с прадедом поэта - арапом Ибрагимом,- и бывший так же приближённым Великого Петра, - привлекал поэта именно своей "ржущей" фамилией. Пушкин ведь и в "Арапе" соединил - при сватовстве Петра Первого, - которого на самом деле не было (сватовства), - дочь боярина Ржевского как невесту и арапа Ибрагима как жениха. На самом деле, Сарра (а не "Наталья") Ржевская сочеталась с Алексеем Пушкиным. Но поэт создал свой миф: Пётр Великий повенчал старинный русский боярский род с негром! По большому счёту - разве же это не так? И вот, в этом роду, где верой-правдой служили царю и Отечеству, уродился - не поймёшь кто, - дурак, поэт, - неведома зверушка. И сочетается-то он не по-людски - не с бабой какой из дворянского рода, а с душой, Душой России. Вишь какая Кобылица-девица прискакала на их родовое поле! Поэтому и ржёт предок, обратившийся в коня.
  Потом в сказке так же обыгрываются хвосты Жар-Птиц, которые - "сущий смех", - то есть смех уже не предка-боярина, а - самогО Сущего, - то есть, - Бога. Можно сказать, - божья шутка, - смех над нами - и над бесами, - такие хвосты, - поскольку они - чистые, слишком чистые для нашей чёрной, грязной земли. Помните, как подростка в одноимённом романе Достоевского раздражали метущие пыль по бульвару "женские хвосты"? Так вот, хвосты жар-птиц - прямая противоположность таким хвостам. Поскольку птицы эти - райские, - безгреховные. Безгрешно было и соитие Ивана-дурака и нашей Кобылицы, над которой заржал, увидев её - белоснежную - предок из Петровской эпохи Юрий Алексеевич Ржевский,  - любимый стольник государев.Небывалое что-то произошло в роду его зятя Пушкина...
  А так,- по сюжету, - конечно, - это был конь, - отдельный, посторонний. Конь заржал над кобылицей, к которой не знаешь, как подступиться - так она чиста и возвышенна. Ржать только и остаётся!

                *  *  *

    В подкрепление своей версии отмечу,что Пушкин любил как ржущих коней: "Что ты ржёшь, мой конь ретивый?" -"наш главный стишок про лошадку", как сказал в своём "Живом Пушкине" Леонид Парфёнов, - так и ржущих дядей. Он с удовольствием писал Плетнёву, что "Баратынский ржёт и бьётся" над пятью сказками И.П. Белкина.