Творец Великокняжеской власти

Николай Шахмагонов
 
                Творец великокняжеской власти

 О легендарном князе Владимире Мономахе историк Д.И.Иловайский отзывается следующим образом:
«…Мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими доблестями. После Ярослава Мудрого это был первый из его преемников, который на самом деле осуществил понятие о великокняжеской власти; младшие родичи повиновались ему, как отцу; а тех, которые пытались завести распри, он наказывал отнятием уделов. Внешние враги присмирели…»
Одним словом, идеал Русского князя.
«Прежними своими походами и подвигами Владимир Мономах настолько обезопасил пределы Руси, что во время своего княжения он уже не ходил лично на соседей, а посылал своих мужественных сыновей. Так старший сын его Мстислав, княживший в Новгороде Великом, совершил с новгородцами и псковичами большой поход… в землю Ливонской Чуди (1116 г). Другой его сын, Юрий Долгорукий, посаженный отцом в Ростовской земле, ходил на судах Волгою в землю камских болгар и возвратился с большим пленом и добычею (1120 г)…»
Как и все великие государственные люди, Владимир Мономах славен не одними военными доблестями; он был замечателен и на поприще мирной,  гражданской деятельности. На его заботы и правосудие указывает Русская Правда,  которую он дополнил новыми статьями…
Безусловно, огромное значение князь уделял воспитанию своих сыновей и внуков, стремясь выковывать из них достойных преемников, радетелей за счастье Русской Земли.
Нельзя не остановиться и на той характеристике, которую дал Владимиру Мономаху Александр Нечволодов:
«Самым известным и любимым из внуков Ярослава Мудрого, как в Киеве, так и вообще на Руси, был Владимир Мономах. Он мог легко после похорон отца занять Киевский стол, но он этого не сделал.
«Если я сяду на стол отца моего, то будет у меня война со Святополком, потому что этот стол прежде всего его», – размышлял, по словам летописца, Мономах после погребения Всеволода Ярославича. Оценив создавшуюся обстановку, он послал просить на великое княжение Святополка Изяславича, перешедшего к этому времени из Новгорода в Туров, а сам отправился в свой Чернигов».
Тут мы видим яркий пример несовершенства закона о наследовании великокняжеского стола «по отчине и дедине», который существовал вплоть до Андрея Боголюбского и едва не водворен был вновь, возведением на стол Ростиславичей,  в обход законных прав Михалко Юрьевича.
Касаясь этого весьма важного вопроса Д.И.Иловайский в книге «Становление Руси» писал:
«При всём своём стремлении к единству Русских Земель под верховною властью киевского князя, Владимиру Мономаху не могла и в голову прийти мысль об уничтожении удельного порядка, который вполне сроднился с духом и понятиями того времени. Подобно своим деду и прадеду, он хлопотал о том, чтобы соединить как можно более областей в руках своих и своего потомства.
Черниговские Святославичи, Галицкие Ростиславичи и отчасти полоцкие Всеславичи отстояли свои наследственные уделы; но зато Владимиру, в качестве великого князя Киевского, оружием и ловкой политикой удалось ещё собрать под владение одного дома почти все остальные русские области».
Но престолонаследие «по отчине и дедине» имело свой недостаток. Слишком много претендентов, считавших себя вправе занять великокняжеский стол, оказывалось и в без того трудный период становления великокняжеской власти. Лишь добровольный отказ Владимира Мономаха от Киевского стола позволил избежать кровавых усобиц. Впрочем, как отметил А. Нечволодов, князь, «благодаря свойствам своей светлой личности, делается душой всей Русской Земли».
Далее в «Сказаниях о Русской Земле» указано: «Владимир Мономах родился в 1053 году, за год до смерти Ярослава Мудрого, который, конечно, неоднократно брал в свои старческие руки малютку-первенца своего любимого сына Всеволода и призывал на него благословение Божее.
Проводя детство свое в Переяславской Земле, где сидел Всеволод Ярославич, Владимир должен был уже с ранних лет познакомиться с суровым воинским делом и грозным врагом Русской Земли – половцами.
…Вместе с тем, он, несомненно, получил разностороннее образование под руководством своего отца. Войдя в юношеские годы, Владимир женился на Гиде, дочери английского короля Гарольда, и с тех пор до конца дней своих не переставал служить примером образцового мужа и отца.
Начав в самые молодые годы беспрерывно ходить, по поручению Всеволода, во главе войска при многочисленных походах того времени, Мономах стал тотчас же проявлять замечательные военные дарования: мужество, решимость, сметливость и чрезвычайную быстроту при передвижениях. За все свои походы он был побеждён только один раз при Триполи, и то только потому, что не он был во главе войска, а бой был дан против его желания.
Будучи грозным и суровым воином на поле брани, Мономах отличался вместе с тем необыкновенной добротой, и с ранней молодости сердце его было доступно всем нуждающимся.
Никогда не прятал он сокровища, никогда не считал  денег, но раздавал их обеими руками, а между тем, казна его была всегда полна, потому что при своей щедрости он был и образцом доброго хозяина и находил время самому присматривать за всем домом».
        Эти правила Владимир Мономах завещал детям своим и внукам.
Черты Мономаха, на которые указал А. Нечволодов, мы находим в его потомках, особенно в Андрее Боголюлбском, о храбрости которого и о милосердии складывались легенды. Да не оскудеет рука дающего – эта истина нашла отражение в успешных деяниях Мономаха, казна которого «всегда была полна».
Уже во Владимире Мономахе проявлялись черты Православного Самодержца: «Он всегда прощал обиды, нанесённые лично ему, но никому не позволял обижать бедняка или вдову, и сам творил суд в своей Земле. Набожность его была изумительна; при этом он обладал особым благодатным даром: когда бывал в церкви и молился, то всегда слезы обильно текли из его глаз».
Будучи здоровым, мудрым и твёрдым Государём, Владимир Мономах в тоже время ещё не нашёл тех решений для укрепления позиций Русской Земли, которые не без воли Бога тайной, активно стал внедрять его внук Андрей Юрьевич Боголюбский, и которые сумел отстоять в усобицах Михалко Юрьевич, а затем развивал и совершенствовал Всеволод Юрьевич Большое  Гнездо.
        «Благоговейно любя своим горячим сердцем Русскую Землю, – отмечал А. Нечволодов, – и ясно понимая, что княжеские усобицы губят её, Владимир Мономах, тем не менее, сознавал полную невозможность при существовавших условиях и понятиях, того времени изменить порядок владения Землею целым родом и передать власть над нею одному лицу. Но он делал всё, что от него зависело, чтобы жить в мире и любви с остальными князьями, всегда свято держал своё слово.., и всегда жертвовал своими выгодами, когда это было нужно для поддержания мира.
Другой постоянной заботой Мономаха была война с половцами, и всю свою жизнь он был их самым жестоким и беспощадным врагом…».
Многие Русские Государи вполне сознавали порочность издревле установившейся системы эксплуатации и землевладения. Каждый человек рождается свободным. Можно ли одному человеку владеть, как вещью, другим человеком и закабалять его? Вспомните слова, вложенные  автором «Войны и мира» в уста Пьера Безухова о невозможности закабалить бессмертную душу. Может ли человек владеть Землей – тем Высшим Живым Организмом, который вскормил его, который с помощью Бога, вдохнувшего жизнь – душу и дух, фактически вырастил и выпестовал его? А, между тем, Мать Сыра-Земля стала предметом дележа. Участками её священного тела считают себя вправе торговать лишенные Духа Святого человекообразные существа, имеющие душу черную и мозги, подобные шариковским. Сам факт владения Землей греховен. Посудите сами, может ли, скажем комар, пьющий кровь из вашей руки, стать собственником прокусанной им скважины. Вы убьёте комара и будете правы. Если Земля убьёт тех безбожных уродов, которые торгуют Её кровью, разве не права она будет?
Обратите внимание на то, как говорил о милосердии Матушки-Земли святой праведный Иоанн Кронштадский в книге «Начало и конец нашего земного мира».
Владеть Землей, а точнее не владеть, а временно распоряжаться ею по Высшему Закону может лишь тот, кому на то право дано Самим Всемогущим Богом, то есть Помазанник Божий. Он лишь вправе распоряжаться Сынами Человеческими, ибо он Самим Богом поставлен на милость добрым и казнь злым. Потуги всех остальных человекообразных особей чем-то и кем-то владеть являются по сути богоборческими и наказуемы.
Вдумайтесь! Могут ли кровь земли и прочие её недра служить средством торговли и наживы во имя удовлетворения животных инстинктов? Не вина, а беда наших великих князей, что к тому времени, когда они осознали необходимость возвращения управляемых ими княжеств к основам основ, и святая святых Заповедей Божьих, слишком окрепла богоборческая боярская олигархия.
Какими были Государи Русской Земли тех давних лет? О чём они думали? О чем мечтали? Мы не берём тех из них, кто продал душу дьяволу – увы, были и такие, средь тех, кто не осветил свою душу исполнением Законов Божиих, кто стал на путь стяжания не Духа Святого, а материальных благ. Мы берём тех, которые стали истинными заступниками трудового люда от беспредельной алчности сильных мошной, но слабых духом эксплуататоров. Мысли и чаяния лучших из Государей отражают Поучения Владимира Мономаха, на которых воспитывались не только его дети, внуки и правнуки, но и прислушивались к которым многие и многие поколения Русских Государей. Екатерина Великая, к примеру, взяла их за основу, сочиняя наставление своим внукам.
Как они возникли? Владимир Мономах сам рассказывал, что однажды он возвращался в Южную Русь из земель Суздальских в самом добром настроении, ибо там, в Суздальской Земле, ему удалось решить богоугодное дело – он уладил бескровно княжескую усобицу. И вот, уже в  дороге, нашёл его гонец от двоюродных братьев, которые звали его в поход против других русских князей. А ведь все князья того времени были родственниками, – одни дальними, другие близкими.
Этот призыв ввёл Владимира Мономаха в печаль глубокую и заставил вспомнить знаковые строки из Псалтыря: «Зачем печалуешься, душа. Зачем смущаешься. Уповай на Бога, Которого не поведаешь».
Вспомнив эти строки, Владимир Мономах, как сам он признался, взялся за составление «Поучения», которое, по словам Александра Нечволодова, в старину было любимым чтением каждого Русского человека. Вот оно:
«Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: это не то, что отшельничество, или иночество, или голод…
Послушайте же меня и если не всё примете, то хоть половину. Просите, Бога о прощении грехов со слезами и не только в церкви делайте это, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы; если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь…
Хвалите Господа за всё созданное Им; пусть Бог смягчит сердце ваше, и проливайте слезы о грехах своих, говоря: «как разбойника и блудницу помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй!» Когда едете на коне, вместо того, чтобы думать бессмыслицу, повторяйте про себя «Господи, помилуй!». Эта молитва лучше всех.
Главное же не забывайте убогих, и по силе, как можете, кормите их; сироту и вдову сами на суде по правде судите и не давайте их в обиду сильным…
В разговоре не клянитесь ни Богом, ни крестом. В этом нет никакой нужды. Но когда вам придётся целовать крест, давая клятву, то сначала подумайте хорошенько, можете ли вы её сдержать, а, поклявшись, крепко держите клятву, чтобы, нарушив её, не погубить своей души.
Епископов, попов, игуменов почитайте; принимайте от них благословение, любите их по мере сил, заботьтесь; – пусть молятся  за нас Богу.
Пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме; ибо все смертны, – сегодня живы, а завтра в гробу. Всё, что дал нам Бог, не наше, а только поручено на  короткое время. В землю сокровищ не зарывайте – это великий грех.
Старика почитайте, как отца, а молодых, как братьев. В доме своём не ленитесь, а за всем присматривайте сами; не полагайтесь на управителя вашего и супругу, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом.
Вышедши на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не предавайтесь много ни питью, ни еде, ни спанью; сторожевую охрану наряжайте сами; когда же всем распорядитесь, ложитесь спать среди воинов, но вставайте рано, и оружия с себя не снимайте – не удостоверившись, есть ли опасность или нет; от беспечности человек может внезапно погибнуть. Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни  своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас…
Когда приедете, где остановитесь, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда бы он ни пришёл, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем… Больного посетите; покойника проводите и не оставляйте никого без привета, скажите всякому доброе слово.
Жён своих любите, но власти им над собой не давайте.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Сидя дома, мой отец знал пять языков. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде же всего по отношению к церкви.
Да не застанет вас восшедшее солнце в постели; так делал мой блаженный отец и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах, или творить суд людям.., а потом лечь спать. В полдень Самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице…»
Перечислив в «Поучении» подробно все свои походы, Владимир Мономах добавляет:
«Выехав утром из Чернигова к отцу, я приезжал к вечерни в Киев (166 верст). Всех походов моих было 83 больших, а меньших и не упомню.
Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце, и после его смерти. Более ста вождей их выпустил из оков (плена), а избито этих вождей в разное время около двух сот…
Бог сохранил меня целым и невредимым. Много раз падал я с коня, голову разбивал я два раза, и руки и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы не щадил в битвах за Отечество.
Что можно было поручить слуге, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днём, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагаясь ни на сродников, ни на управителей, сам всё делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме; о конюшнях сам заботился… За церковным порядком и службой сам присматривал.
Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтёт эти слова. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил не ленивым и способным на все человеческие дела.
Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите своё дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, а если от Бога придёт смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти… Божья охрана лучше человеческой…»
Владимир Мономах не случайно был любим народом своим, чтим потомством, уважаем братьями. Не будучи заражён гордыней, радея прежде всего о пользе Отечества, он поступал везде и во всём так, как заповедано Евангелием. То, что совершил он в 1093, уступив Киевский стол Святополку Изяславичу, мог сделать только поистине боголюбивый Православный Государь.
Чтобы понять величину жертвы, принесённой Мономахом во имя мира на Русской Земле, надо не забывать, что оба они со Святополком были однолетками (имея по сорок лет), а потому, конечно, Мономах имел весьма мало данных рассчитывать занять после него Киевский стол, тем более, что у Святополка были ещё и другие братья. Стало быть, отказавшись от Киева, при тех крайних обстоятельствах, при которых находился Владимир Мономах после смерти отца Всеволода Ярославича, он тем самым сознательно обрёк и своих детей на незавидную участь изгоев, только из чувства долга перед Родиной – не заводить усобицу из-за личных выгод. Так оценил поступок Владимира Мономаха Александр Нечволодов.
Владимир Мономах понимал, что, не уступит он князю Святополку, и усобица неминуема, ведь Святополк являя, как отметил Александр Нечволодов «полную противоположность Мономаху.., был человек храбрый, но чрезвычайно легкомысленный, заносчивый, слабовольный, подозрительный и крайне корыстный».               
Он бы не замедлил развязать братоубийственную бойню ради собственной корысти.
И если от Владимира Мономаха, как от могучего корня, пошёл пречистый и здоровый родовой ствол, то потомки Святополка принесли немало горя Русской Земле своими сильными притязаниями на первенство даже в тех случаях, когда и права на первенство не имели. 
Таким был дед князя Боголюбского. Его дело суждено было продолжить Андрею Юрьевичу в нелёгких условиях продолжавшихся усобиц в Южной Руси, куда взял его с собою Юрий Долгорукий.