Первый Русский Царь

Николай Шахмагонов
                Первый Русский Царь
                (если не по имени, - по существу)

      После смерти Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич должен был занять его место на великокняжеском киевском столе, из-за которого сразу же разгорелись раздоры. Но Андрей Боголюбский остался во Владимире, остался князем Владимиро-Суздальской Земли. Все его деяния развивались, несомненно, под Высшим водительством, словно по особому сценарию. Сосредоточение власти в своих руках, борьба против усобиц, определение чёткого порядка престолонаследия, перенос центра правления Русской Землёй из Киева во Владимир – всё это было подчинено высшей идее государственного строительства, идее воплощения Божией воли по созиданию на Русской Земле власти от Бога – Православного Самодержавия.
       Указанием места для Своей иконы, ставшей «Владимирской», Пресвятая Богородица определила, где должен находиться центр объединения Русских Земель. Киев, погрязший в братоубийственных бойнях, должен был уступить своё место Владимиру. Так и случилось. В 1169 году Киев был взят войском князя Андрея Боголюбского, предводимым его сыном, но великокняжеский стол был в нём упразднён.
       Лев Тихомиров по этому поводу писал:
       «Поступок Андрея со стольным Киевом, как с градом завоеванным, был, очевидно, преднамеренным уроком, и Андрей довершил унижение удельной столицы тем, что, оставшись великим князем, не поехал в Киев, и даже не взял его себе, а отдал младшему сыну Глебу».
        По словам историка Сергея Михайловича Соловьёва, «этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, с которого начинается на Руси новый порядок вещей».
        Лев Тихомиров назвал этот поступок князя Андрея актом величайшего самовластия в отношении как остальных князей, так и всей Земли Русской: «Андрей собственной волей, вопреки общему мнению князей, заявил фактически, что власть – в нём самом, а не в земле и не в князьях», а С.М.Соловьёв оценил это следующим образом: «С Андрея впервые высказывается возможность перехода родовых отношений в государственные». В.О. Ключевский также не оставил без внимание это событие, посетовав, правда, что Андрей Боголюбский «начинал ломать южные княжеские понятия и отношения, унаследованные от отцов и дедов, а глубокий перелом в жизни самой земли чувствовался большой».
        На необходимости этой ломки историк не остановился, видимо, не оценив значения самовластия князя, как важного шага на пути к самодержавию. Здесь налицо то, на что сетовал Святитель Иоанн Ладожский, говоря о необходимости церковно-православного взгляда на события прошлого. Он в частности писал: «На Великокняжеском столе Андрей вёл себя не как старший родич, но как полновластный Государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу 1(14) августа, благословившему князя на его Державное служение.
        Сам праздник был установлен после того, как, победив в 1164 году восточных камских болгар, князь, молившийся по окончании сражения, видел чудесный свет, осиявший всё войско, исходивший от Животворящего Креста Господня. В тот же день видел свет от Креста Господня и греческий император Мануил, одержавший победу над сарацинами. В память об этих событиях оба Государя и согласились установить церковный праздник.
        Тогда же, в 1164 году, был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником Русского Народа 1(14) октября».
        Покров есть праздник национального торжества, великой радости принятия Пресвятой Богородицею под Свой Омофор Святой Руси.
        Таким образом, в 2009 году – два юбилея: 845 лет установления праздника Всемилостивому Спасу (14 августа) и 845 лет Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).   
        Спустя год Андрей Боголюбский построил знаменитый храм «Покрова на Нерли» – первый из храмов, посвящённых празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм был сооружён как «приношение похвал Богу за победу над врагами и прославление Богоматери, принявшей под Свой Покров Русь Православную».
       Само же празднование Покрова Пресвятой Богородицы совершается в память события, происшедшего в Х веке.
       Вот как описано оно в «Букваре: начала познания вещей Божественных и человеческих»: «Матерь Божия со святыми на воздухе молилась за город и затем сняла с Себя блиставшее наподобие молнии покрывало, которое носила на главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми руками, распростёрла над всем стоящим народом. И до тех пор пока Пресвятая Богородица пребывала там, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. Греки ободрились и сарацины, осаждавшие город, были отражены».
         Учреждение праздников и возведение храма «Покрова на Нерли» имели колоссальное значение для Русской Земли. Недаром храм этот в устье реки Нерли при впадении её в Клязьму строился всенародно. В «Букваре…» говорится: «По воле князя Андрея из привозимого белого камня для строительства Успенского собора во Владимире откладывалась десятая часть для Покровской Церкви. Здесь зодчие и мастера сделали булыжное основание искусственного холма, поверхность его облицевали белокаменными плитами. Варвары Батыя не тронули храма, и ежегодный разлив двух рек в течение 7 веков не подмывал основание его. Были некоторые попытки разорить, разрушить этот храм – шедевр мировой архитектуры, но сила Божия сохранила его и поныне».
        Андрея Боголюбский стал первым из Русских Государей, кто всерьёз озаботился о сотворении на Руси «симфонии двух властей» – гармоничного сочетания власти светской и власти церковной. Для этого он счёл необходимым учредить митрополию Северо-Восточной Руси.
        Кандидатом в митрополиты князь Андрей Боголюбский избрал Суздальского архимандрита Феодора. Но по существовавшим в то время правилам, это избрание должен был утвердить византийский патриарх. Византия же не хотела выпускать Русскую Православную Церковь из-под своего влияния. Патриарх Лука Хризоверг не согласился на создание митрополии и посвятил о. Феодора «во епископа Владимирского».
        Русской Церкви ещё предстояла борьба за свою самостоятельность…