Золотой Полидинамос. Петрович

Михаил Бортников
Какой сегодня день недели, плавсостав пароходства обычно узнавал за утренним столом. Фантазия шеф-поваров была не богатой. Все моряки Советского Союза завтракали в понедельник вареной картошкой в мундирах и селедкой. В среду на стол подавали вареные яйца. В субботу – манную кашу. Воскресные завтраки состояли из сыра, масла и какао.

В другие дни недели тоже анархии в этом вопросе не допускалось, просто за давностью лет я подзабыл немного эти скромные меню, могу и ошибиться: вторник – колбаса, четверг – рыбные консервы, как правило – килька в томате, именуемая на флоте «братской могилой». В пятницу… Честно говоря, запамятовал.

Филиппинские повара по поводу завтраков тоже не заморачиваются. Два яйца на сковородку, и подходи, следующий. Замучили нас эти яйца, они ведь ни в какое сравнение с домашними не идут. Приезжает в наш интернациональный экипаж с перевесом в филиппинскую сторону, повар из Одессы.
 
Вообще-то должен был приехать мой друг, Паша Хохлов, которого я целый месяц усиленно проталкивал, демонстративно отодвигая тарелки на глазах у Афанасия.

Рекламировал ему своего друга долго, пока он не сдался. Но в последний момент прихватило у него спину, Пришлось «Диаманту» срочно искать Павлику замену. Нашли Михеенко.

Саша Михеенко впоследствии выучился на механика и вполне возможно, уже давно вторым плавает. Но тогда он появился на судне в качестве кока. Мы ему на питание пожаловались, на наши больные желудки, попросили супчики варить и кашки. Стал он завтраки разнообразить. Офицеры украинские довольны. Капитан на это смотрит с недоумением.

А филиппинцы… одобряют и сырники, и блинчики, но затем с пустой тарелкой идут на камбуз: «Пожалуйста, мои яйца». Ну, объяснили Саше ситуацию, стал он их опять яйцами кормить, а нас – творожком и кашей баловать.

И вот, возвращаюсь я после отпуска на свой балкер «Полидинамос», на котором до того восемь месяцев отработал ( вместе с Михеенко, кстати, моя креатура), прихожу на завтрак. Это что такое? На тарелке - половинка сваренного вкрутую яйца, разрезанная вдоль, капля майонеза, веточка укропа на нем, ломтик колбаски типа докторской, ломтик сервелата, ломтик сыра. Необычно как-то.

Обед: борщ украинский, сопровождаемый пампушками с чесноком. На второе – куриная грудинка с рисом. Салат – отдельно, помидоры, огурцы, лук. И посолен и маслом заправлен! Терпеть не могу солить у себя в тарелке,  где огурцы вперемешку с вермишелью. А вот и сам творец этих разносолов: не дожидаясь вызовов восхищенной публики, выходит из камбуза сам.

-  Как покушали? Все нормально? Вкусно? – спрашивает  шеф повар, лет под шестьдесят, коренастый, невысокий мужчина, Виктор Петрович Накемпий.
-  Все очень вкусно. Спасибо большое.

Присмотрелся я потом к шефу. Подружились даже. Я всего на четыре года моложе его был. Петрович - фанат своего дела. Вот уж у кого ничего не повторялось. Он возил с собой не кулинарную книгу, как некоторые молодые, а огромный гроссбух с меню, составленным на рейс. Блюда в нем повторялись чрезвычайно редко. Вторых поваров он гонял нещадно. Так же и буфетчицу с дневальной, в нашей компании женщины работали.

Заказ продуктов делал он необычайно продуманно. Когда продукты привозили, придирался к ним, если видел некондиционный вид. Обязательно проверял срок годности. Однажды на моих глазах забраковал бидон сметаны, срок годности которой истекал на днях.

Американский шипшчндлер согласившись со справедливостью претензий Петровичу, привезла новый бидон, оставив старый на судне. Петрович этого и добивался.

Блюда он изобретал и сам. Многие знают, например, котлеты по-киевски. Лесная котлета – эта та же котлета по-киевски, с добавкой грибов. Петрович изобрел третий, свой вариант, и очень им гордился. А главное, целый день проводя на камбузе, он ни минуты не сидел без дела.

Бывало пару раз, что принимал он участие в вечерних застольях, и выпивал прилично. Но в пять утра, свежий, как огурчик,был уже на камбузе. Старая школа!

По вечерам в кают-компании очень любил смотреть видеофильмы. Тогда там всегда собиралось человек пять-шесть, эра массового ноутбука еще не пришла. Очень всегда переживал за героев и подсказывал, что им делать:

-  Пристрели его! Пристрели его, я тебе говорю! Сейчас только отвернешься, пожалеешь!

Или:  Да что же ты делаешь, дурак! Нашел на ком жениться! Да она тебе рога уже к концу недели наставит! Ох, и простофиля!..  -  Во двор! Во двор он побежал! Только не спеши!

Английского языка он  не знал, и испанского, конечно, тоже. Пошли с ним в Колумбии  на базар покупать ему босоножки. 
-  Дед, спроси его, босоножки у него есть?
Спрашиваю. Перевожу ему, есть, мол.
-  Да это-то я понял. А ты спроси, сороковой размер есть?
Спрашиваю. Перевожу: есть.
-  Да это-то я понял. Ты спроси, есть у него черные?
Спрашиваю. Перевожу: есть.
Да это-то я понял. Пусть померить даст. Спроси, сколько стоят.

Спрашиваю. Перевожу ответ.
-  Да это-то я понял. Пусть дешевле дает.
Сторговался я дешевле. Все, как он просил.
-  Петрович, зачем я тебе нужен был, раз ты сам все понимаешь?
-  Говорить не могу по-ихнему. Поздно уже учиться.

Вспоминается ещё, как Шеф по телефону с домом разговаривал. Мобилок тогда ещё не было, звонили с берега, с переговорного пункта. Дело было в Санто-Доминго. Жарко, кабину Петрович не закрывал. Весь разговор мы с кумом слышим, голос у повара громкий.

- Да ты пса моего к телефону позови! Что? Позови, позови, я хочу послушать, как он гавкает!

Накрыть на стол компании на день рождения любой повар согласится с удовольствием, если его позовут. Будет и мясная нарезка, и салат. Но когда за дело берется Петрович, стол превращается в выставку его искусства. Гостила у меня как-то  жена на пароходе, тоже с Петровичем подружилась, даже научила его кое - чему, как ни странно. Но он не обиделся, наоборот, поблагодарил. Ему-то некогда по телевизору кулинарные передачи смотреть.

Через два года опять я на «Полидинамос» попал. Петрович работал на другом балкере владельца – на «Лине». И так случилось, что в одном порту наши суда одновременно выгружались. Где-то в Центральной Америке. Там же, на «Лине» кум у меня работал, Саша Миронец, четвертым механиком. А у жены моей день рождения. Выпивки вокруг полно, ром у них отличный, а с закуской напряженка. Я к Петровичу пришел, попросил стол накрыть. Договорились.

Устроили праздник в каюте капитана по высшему разряду.Мастер Карнаущенков сказал, что каюту с удовольствием предоставит, только, чтобы сварщиков я не звал. (Не знаю, чем мои орлы так сильно провинились). В общем, отметили хорошо. И фотографию памятную сделали с датой вечеринки. Капитан фотографировал, когда закуски ещё не тронуты были.

Не работает уже Виктор Петрович, конечно. Семьдесят три года уже ему. Пару месяцев назад позвонил моему куму, сказал, что операцию на сердце перенес. А я только сегодня об этом узнал. Встретиться когда-нибудь надо, да все дела. Живем далеко очень друг от друга. И решил я написать рассказ о нем, пусть и другие пожелают ему здоровья хоть мысленно.  Хороший он человек.

 * Слева на фото - Петрович, в центре - Саша Миронец, справа - я.
 ** Совсем забыл, что, сражённый наповал праздничным столом, я попросил Петровича написать мне меню на память. И вот сегодня,спустя пятнадцать лет, копаясь в старых бумагах, неожиданно его обнаружил. Вот что записано рукой Петровича:

 20.03. День рождения Люды - жены ст.мех. М.И. Праздничный ужин: 1. Ассорти мясное. 2. Креветки. 3. Лосось по-строгановски. 4. Кальмар маринованный. 5. Сыр с ветчиной фри. 6. Перец фаршированный(сыр филадельфия, чеснок, перец красный стручковый, майонез, ананас, орехи, сыр голландский). 7. Чернослив в вине. 8. Сыр бри.
Низкий Поклон, Виктор Петрович!!