1. 4. такое кино

Моисей Харитонов
    Ведущий «Круглого стола», стратегический советник Движения Арвут – Цион Алон приглашает к высказыванию третьего члена команды Арвут, ответственного в МАК за кинопроизводство, Семена Винокура. 

    «Начнем с чувств. Хочу спросить - зачем мы ехали сюда. Имею в виду и алию 70-х, и 90-х, про которую говорили – колбасная. Для чего мы ехали. Ехали в поисках одного важного чувства - мы ехали за ощущением внутренней безопасности, покоя. Нас не вел поиск денег, как говорят, вольво, колбасы и прочего. Наоборот. И мы не бежали оттуда, мы ехали к этому ощущени семьи, в которой мы были уверены – мы попадем сюда. Пускай, это было завуалировано чем-то другим, заработком денег и т. п. Но, именно это чувство нас вело сюда. 

    Потому что в нас, особенно, можно, даже, сказать, в русской алие, сидит эта точка. Я  бы назвал её точка равута. Мы ехали только сюда. Даже, если знаешь, что друг уехал в Америку, он все время жалеет, что не может приехать сюда, его держат какие-то экономические вопросы. Но, он думает – еще продержусь, еще, он не очень счастлив. Я лично счастлив здесь. Я ехал сюда ощутить, что я дома, ощутить, что дети мои в безопасности, ощутить, что вокруг меня моя семья. И это ощущение имеет очень глубокие корни. Второе, подпущу немного пессимизма в эти вот ответы, почему уезжают. Почему родители хотят, чтобы уехали их дети. Мы все время думали, что впереди перед нами есть много хорошего. Но, если сейчас мы честно заглянем в себя, то увидим, что этого ощущения, фактически, нет.

    По соцопросам, самым последним видно, что если мысленно представим, что думает человек, он ощущает, что что-то остановилось, какой-то тупик. Эго выбрало уже все свои ресурсы. И, вот, сейчас. Стоп – перед нами снова необходимость принять решение. Как снова проломить эту стену и увидеть, что там впереди. Решение есть и мы сейчас, как раз, к нему подходим. Сейчас говорят, это решение киббуцное. Киббуцники были коммунисты. У меня один брат мой работал в биологических станциях. Он говорил – придурки, вы не видите, что такое природа. Природа это код, равновесие. Вы все нарушаете этим, вас надо убрать, вы мешаете.

    Сегодня я вдруг очень четко понимаю, через много времени нас к этому приводит природа. Мы нарушаем равновесие. И природа нас сжимает со всех сторон, подправляет. Мы должны принять решение и начать ей соответствовать. Сделать шаг к ней. Один шаг. Второй шаг. Посмотрите, что творится вокруг. И она нас подправляет. Вся глобализация мира это, на самом деле, ответ на этот призыв природы. Глобализация это соединение. Мы соединяемся все больше и больше. Как мы этого не видим? Детский пример. У меня рубашка французская, брюки из Германии, туфли итальянские. Очки купил в Москве. Оправа китайская. Я, вообще, являюсь объединением всего мира. А сам я из Питера. Я слишком быстро все это проговорил. Надеюсь, вы меня услышали. Я еще могу много говорить».

*** М. Х. - Поверхностное представление, на уровне образных ощущений. Соотнесем это ощущение и представление с содержательной картиной израильской ситуации.

Содержательная картина израильской ситуации:

1. В силу относительной слабости Израиля силы исламистского фундаментализма намереваются и готовятся Израиль уничтожить.
2. В силу относительной слабости Израиля Америка намеревается и действует в направлении максимального расходования Израиля в своем противоборстве с исламским фундаментализмом и другими соперниками.
3. В силу относительной слабости Израиля его пытаются в настоящее время и в перспективе расходовать в своих интересах Россия и другие военно-политические игроки.
4. На ближайшее время Израиль достаточно силен, чтобы противостоять, ценою значительных потерь, угрозе уничтожения.
5. На более отдаленное, но обозримое будущее /периода поколений нынешних детей, внуков и правнуков/ у Израиля не достанет жизненных сил из-за не оптимизации в использовании внутренних ресурсов:
     a. Участники руководящего слоя (политического и экономического) в стране преследуют свои частные интересы,
     b. Различные социальные группы конкурируют между собой.
     c. Народ, в силу разобщенности, не оказывает влияния на руководящий слой (политический и экономический) в стране.
     d. Такое состояние народа поддерживается организационными структурами типа Системы «МАК-ББ-Арвут», руководство и актив которых получают разрешение на деятельность от политической части руководящего слоя страны, а экономическую поддержку получают от экономической части руководящего слоя страны.   
6. Мобилизацию внутренних ресурсов для попытки выживания Израиля могла бы осуществить группа, у которой достало бы:
     a. Мужества и интеллекта объективно разглядеть всю полноту взаимообусловленностей в реальной ситуации, включая реальные пути мобилизации ресурсов и осуществления целесообразного поведения страны в поле существующих угроз.
     b. Способности донести свое вИдение до достаточной части населения страны.

    Сам Семен Винокур, возможно, вполне искренен – проникся (или успешно заставил себя проникнуться по карьерным мотивам) пустословием и устремленностью в духовные высоты за пределами реального мира.

    Наблюдатели происходящего за «круглым столом» увидели и не приняли подобную отрешенность от полноты реальности. ***
 
Цион Алон. Если у нас вопросы из Интернета?

Девушка-помощница. «Я озвучиваю вопросы, которые попадают к нам из Фейсбука и сайта Арвут.орг:

    Общее пожелание участникам КС от публики – побольше конкретики. Примеры вопросов. В чем роль СМИ в сложившейся ситуации? Какие есть идеи? Могут ли русскоязычные СМИ дать новый сигнал русской улице и стране? Предполагаете ли вы продолжить выступления и будут ли конкретные предложения стране? Можете ли помочь обобщить мнения людей, которые вышли на улицу? Какие требования вы считаете приемлемыми. Какие избыточными. Как, вы думаете, можно договориться?»

    1.4.1. Семён Винокур

— советский и израильский сценарист, кинорежиссёр и продюсер более восьмидесяти документальных и художественных фильмов. Работал на Ленфильме, Мосфильме. Лауреат премий и наград международных кинофестивалей. В 1999 году награждён призом Израильской киноакадемии. /Википедия/

    1.4.2. Попытаемся через беглый анализ киноработ и публикаций Семена Винокура понять смыслы его включенности в «каббалистический» бизнес М. Лайтмана.


====   Документальная лента «Йони», история недолгой жизни командира десантной группы, освободившей угнанный террористами пассажирский самолет: детство, юность, любовь, учеба, жизнь в Америке. Кроме того, это фильм не только о Йони, но и об определенной эпохе, частью которой он был.

    Большую часть своей жизни Йони отдал армии: солдат, офицер, командир специального подразделения Генерального штаба. Но всему этому сопутствует и другой образ: поэт, романтик, интеллектуал. Фильм представляет собой не сухое документальное повествование, носит очень лиричный и пронзительный характер. Во многом это происходит благодаря тому, что в основе фильма – письма Йони своим родным, озвученные голосом за кадром. В письмах родным и близким видна тонкая и поэтическая душа Йони и глубокая философичность его натуры. Порой мысли Йони носят горький характер, порой они касаются несовершенства мира. Повествование о любви в жизни Йони также проступает в фильме. Из всего этого создается необычайно светлый и даже чуть трогательный образ человека, беззаветно преданного той земле, на которой он жил.

    Письма Йони и множество фотографий из архивов – два основных источника, которые используют авторы фильма. Кроме того, в нем использованы уникальные кинохроники из детства и юности Йони. Также в фильме звучат интервью тех, кто знал Йони.

*** К подготовке фильма Семен Винокур получил готовый ориентир типа «Йони Нетаниягу – благородный человек и солдат, всем своим развитием подготовленный к свершению жертвенного подвига». И под этот ориентир применил свое мастерство иллюстратора.
    Формируется «отношение», но не развивается, а, наоборот, демпфируется целостное, системное вИдение проблемной ситуации. Целостное, системное вИдение проблемной ситуации позволило бы наблюдателю определить для себя целесообразный путь. И, потом, следовать по нему к ясно определенной цели.
При задемпфированном целостном, системном вИдении проблемной ситуации «субъект» или выбирает для себя ориентиры на основе поверхностного, фрагментарного представления или следует подсунутому ориентиру. ***

====   Вот проспекты фильма «Дорога к себе»:

«В этом фильме доктор Л делает анализ всего происшедшего, делает выводы и предлагает выход из ситуации».

«Это не учебный фильм. Вас не будут поучать, здесь вам укажут на вашу суть.
Этот фильм - это приговор эгоизму. Он рассказывает о 20 веке, самом продуктивном в развитии человечества, в котором были и великие достижения, и разрушительные войны. Мы стремились построить справедливое общество, чтобы стать счастливыми. Но не стали, а только еще больше ожесточились.. Многие пророки говорили об этом страшном времени. Но во всех пророчествах указывается и на другую возможность. И это время - время выбора - наступило. Нам как никогда необходимо сегодня понять, наконец, что наш чудовищный эгоизм толкает всех нас в пропасть, и что только любовь может спасти мир. И это уже не просто красивые слова, это единственная возможная реальность.
Этот фильм - это крик, это призыв к нам, с надеждой, что мы все-таки обретем дорогу к себе - иначе погибнем!»

*** Во всех фильмах С. Винокур выступает иллюстратором уже готового представления. Анализирует предоставленный материал на предмет целесообразной компоновки
    Он сам не является исследователем того, в чем зрителя должен убедить фильм. Поэтому не может предлагать зрителю исследовать «вместе» с ним; зритель тут – объект, который надо проинформировать (сделать осведомленным) или убедить (сделать воспринявшим убежденность). *** 

    Интервьюируя режиссера фильма Семена Винокура его спросили: А что Вы можете сказать о современной ситуации в Израиле? Вы видите какой-то выход?

- Если мы будем говорить на эту тему, получится очень долгий разговор. Моя главная позиция состоит в том, что отдавать свою землю нельзя.

*** Если бы Семен Винокур был аналитиком, способным на обстоятельный анализ сложной системы отношений (на «очень долгий разговор»), то конструкция его позиции имела бы вид:

1. лаконичное определение угрозы Израилю,
2. указание на разнородные ресурсы, которые могут быть отмобилизованы на отпор угрозе,
3. процессы использования ресурсов для отпора,
4. лидеры и основные акторы процесса,
5. целевой результат – снятие угрозы.

Видим, что в ответе только поверхностно задеты п.3 (неотдавание) и п.5 (неотданность).***

====   Другие фильмы.    Блог Семена Винокура http://blog-vinokur.livejournal.com/

• Крик о помощи. Криминальная драма о подростках, оказавшихся в плену ложных ценностей, за обладание которыми нередко приходится идти на преступление. Герой фильма — учащийся ПТУ Антон Коломийцев, взявший на себя за крупную сумму денег вину другого, — попадает в труднейшую ситуацию. Никто из «приятелей» и не пытается придти к нему на помощь. Коломийцев находит для себя лишь один выход — гибель.

• Толкование сновидений.  Фильм построен как путешествие во времени и архивной кинохронике, начиная с первых кадров снятых братьями Люмьер «прибытие поезда» в 1896 году (год публикации фундаментальной работы Фрейда с одноименным названием «Толкование сновидений») до 1939 года (начала второй мировой войны и смерти основателя психоанализа). Это путешествие комментирует в аспектах психологии и социологии воображаемый диалог между автором фильма и Зигмундом Фрейдом.

• Сэнит зон   Комедия положений.
 
• Кофе с лимоном. Известный советский актёр направляется с семьёй на постоянное жительство в Израиль, где ему обещана высокооплачиваемая работа. По приезде, однако, всё оказывается совсем не так, и ностальгия и трудности с языком заставляют предпринять попытку вернуться. Однако за время отсутствия жизнь на родине поменялась, стала не только неспокойной, но и опасной. Точку в судьбе ставит случайная пуля во время октябрьских событий в Москве. Режиссёр и соавтор сценария Леонид Горовец рассказывал, что первоначально концовка фильма задумывалась не такой печальной: вернувшись в Москву, актер находит родной театр закрытым, а на заколоченных дверях видит записку: «Театр закрыт. Все ушли на митинг». Но жизнь внесла свои коррективы: вооружённую конфронтацию съёмочная группа снимала прямо из окна на Красной Пресне, а потом был изменён и сценарий.

• Друзья Яны. Новые репатрианты начала 90-х годов борются с безденежьем, эмигрантской тоской и страхом в герметично закрытых комнатах под иракскими ракетами. Вокруг чужая страна, чужой язык и чужие люди, но любви хочется по-прежнему, и не только новичкам. А любви ведь даже противогаз не помеха...

• Иудейская вендетта  … не отягощающий зрителя юмористический фильм по ладно скроенному сценарию Семёна Винокура. Главный герой, выходец из СССР, вот уже 30 лет живет в Израиле с женой и сыном. Однако, червь сомнения долгие годы грызёт его душу; он подозревает, что его супруга в прошлом была ему неверна. (за такое время мог бы и забыть, но ведь помнит!). Дабы выяснить правду главный персонаж разыгрывает целый спектакль с ложным сердечным приступом и вырывает из бедной женщины признание. Оскорблённый муж отправляется назад уже в украинский Крым мстить и восстанавливать свою честь. Однако в Крыму сталкивается с местной мафией... Леонид Каневский, образно говоря, отрепетировал в нём роль израильского мафиози Баруха сыгранную им позднее в трагикомедии «Бедные родственники».
 
• Сан-Францисские горки https://www.youtube.com/watch?v=Db3Zf_h1o14.

*** В публикации «Птицы одного оперения» http://www.proza.ru/2015/05/23/413 я проанализировал этот фильм. Фильм - об общении в Америке создателя и лидера Системы «Международная Академия Каббалы – БнейБарух – движение Арвут» Михаэля Лайтмана с группой американских ученых. Фильм призван подтвердить признание (и высокое признание!) мировым ученым сообществом того, что – каббала от Системы есть НАУКА.  *** 

• Дорога к себе. Доктор Лайтман предлагает выход, единственный – по его мнению, из ситуации. Л – член Всемирного совета мудрецов, последний в цепочке каббалистов, насчитывающей 5тысячелетнмй период. Диалог из фильма:

«Что Вы думаете, профессор Лайтман о прошлом веке? Это был замечательный век, он окончательно привел человечество к вопросам о смысле жизни. Человеку становилось в этом веке все более и более неуютно…человек очень много страдал в этом веке…

- Зачем столько страданий? И почему они такие безжалостные?

- Потому что нам осталось совсем немного времени и нас об этом предупреждают. Нас ждет большая беда, так написано. В мире может остаться только горстка людей, которые, в конце концов, придут к тому, к чему не хочет прийти все человечество. Это может произойти в одно мгновение, нам уже это показывали (кадры с атомной бомбой)».

*** О чем это?.
 
Первончально, когда М. Лайтман разглядел возможность перевести на русский язык и ознакомить «русских» израильтян с мировоззренческими и мироотношенческими ориентирами от каббалы, перед ним было две возможности:

а) альтруистическая – действительно ознакомить «русских» израильтян с ориентирующим и мобилизующим богатством каббалы. Это был трудный путь прижизненного непризнания, отпора. Предстояло повторить общественные отвержения и поношения, как это было у предшественников;

б) игра на том, что новые израильтяне и постсоветские русскоязычные растеряны, дезориентированы, жаждут ухватить чего-то несущее ощущение состоятельности. Да еще в красивых социально статусных формах – приобщенность к Академии!, сетевые Интернет-семинары, международные конгрессы, круглые столы…

Изобретатель продукта «возвышение до познания смысла жизни» и предприниматель сделал выбор – вариант «б». Две категории потребителей в этом бизнесе:

• люди, которые под давлением драм и трагедий жизни начинают искать или податливы к предложениям осознать смысл жизни (пример российского «круглого стола» я проанализировал в публикациях «Кто девушку ужинает» и «Тот её и танцует»),

• правящая политическая и экономическая элита, заинтересованная в отстраненности «плебса» от понимания действительных проблем своего существоания.
 
И в приведенных в фильме словах рава Лайтмана откровенная радость от того, что в прошлом веке формировалась и сейчас формируется «рыночная» востребованность в его «каббалистическом» продукте. Радость изобретателя и предпринимателя понять можно, но здесь это циничная радость предельного эгоиста. ***

    1.4.3.   Литературное творчество

*** Прочел в Личном блоге Семена Винокура запись October 31st, 2012 ВОЙНА И МИР. ИЗРАИЛЬ и комментарии http://blog-vinokur.livejournal.com/19901.html . История со словами генерала, буквально совпадающими с тезисом М. Лайтмана:
Так мы разъединены… Я тебе говорю, я этот закон вывел, я его проследил, закон, он работает, как часы, это не просто так вокруг нас одни враги, не просто так нас ненавидят… все только для одного, - заставить нас соединиться.

Сюжет с генералом-десантником, участником всех войн Израиля, потерявшим сына-майора, - сам по себе берет за душу. Семену Винокуру, даже, не понадобилось использовать здесь творческие художественные приемы.

По-моему, в использовании такого сюжетного материала для очередной трансляции спекулятивного лайтмановского тезиса есть что-то нехорошее. Вот это обсуждение «каббалистами от М. Лайтмана» постоянной и сгущающейся смертельной угрозы Израилю, как предопределенного свыше (от Творца) побуждения Израиля к единству. Вот эта отсылка на предопределенность от Творца является спекулятивной – призвана создавать основу для лидерства ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ воли Творца. Для внедрения лидерства «каббалистов от М. Лайтмана» в среду израильтян.

Говоря о постоянной и сгущающейся смертельной угрозе Израилю и о необходимости единства израильтян – намеренно упускается третий элемент в системе взаимообусловленностей: относительная слабость Израиля провоцирует постоянную и сгущающуюся смертельную угрозу Израилю. А сила/слабость участника отношений определяется, в частности, его собранностью, слаженностью, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ЕДИНСТВОМ его частей. Поэтому единым Израилю надо быть по причине ОБЪЕКТИВНОГО давления соотношения сил с окружением – Америка, исламизм, региональные соседи, пр. И поэтому – каким быть потребному и возможному единству, как его выстроить и от какого текущего состояния – определяется из РАЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА состояния и динамики внутреннего самоуправляемого мира Израиля и внешней среды. А лидерами в построении единства должны быть те, кто способен проводить рациональный анализ, строить рационально обоснованные планы и осуществлять соответствующие действия.

Рациональность не исключает, а включает использование интуиции, допущение рисков, проявление гибкости. Система «МАК-ББ-Арвут» с её притязаниями на влияющую, лидирующую роль с построением единства через изучение каббалы по М. Лайтману – претендует на чужое место, дезориентирует общественность Израиля, отвлекает человеческий ресурс страны от работы на целесообразный результат.

Многие рассказы из блога сконструированы по схеме притчи: небольшой трогательный сюжет и за ним каббалистический тезис. Аналогично тому, как строит свои публикации Эмма Сотникова: заимствованный сюжет из СМИ, за ним каббалистический тезис. Общая школа встраивания Системы «МАК-ББ-Арвут» в общественный дискурс? Цитирую самого Семена Винокура: ***

«Да, я не просто рассказываю истории, у всех у них практически один конец. Признаюсь и не скрываю этого». http://blog-vinokur.livejournal.com/19204.html

*** Евреи и не евреи талантливы на рассказы, потрясающие до глубины души. Например, только что прочитал в интернете http://ruspioner.ru/cool/m/single/4678 17 мая 2015  рассказ Майка Гелприна «Дурная примета». Много отзывов взволнованных людей. Понимая силу творческой фантазии на этическую и политическую тему мы должны отдавать себе отчет, насколько неэтично и аморально делать взволновывающие рассказы инструментами манипулирования настроениями людей. Произведения Эммы Сотниковой и Семена Винокура, выстроенные на сочетаниях взволновывающих ситуаций с концовками из текстовок М. Лайтмана, представляют собой инструменты манипулятивного воздействия. ***

*** С. В. не социолог и не холист, поэтому рассмотрение проблемы «единства израильского народа, адекватного проблеме выживания в угрожающих условиях НАШЕГО времени, ему не доступна для СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО размышления.

Умеет впечатляться, как это видно по рассказам. Тут не позиция, тут сентиментальность, которая интерпретируется как позиция. В культурном опыте человечества это уже стандартная ситуация – человек в экстремальной ситуации переосмысляет или впервые осмысляет свою жижзнь, осознает её краткость и бессмысленность наполнения её свершением «мелких» желаний.***

Недавно Системой издан кинороман Винокур Семен. Каббалист. Изд-во Laitman Kabbalah Publishers, 2011 о Бааль Суламе – «величайшем каббалисте всех времен. Бааль Сулам прошел все 125 ступеней духовного постижения. И в полной мере ощутил связь с Силой, управляющей миром. Он жил в ХХ веке, предвидел всё произошедшее. Он страстно желал, чтобы человечество избежало будущих бед и страданий. Поэтому раскрыл для всех книгу Зоар. Нам видны действия каббалиста. Проникнуть в его внутренний мир практически невозможно. Кинороман – попытка передать хотя бы в какой-то мере его ощущения. Показать, что нет чудес вне человека. Чудом является изменение его самого».

*** Проанализируем отдельные, но при учете контекста всего романа, фрагменты. ***

«Барух. Мы жили тихо. Мы верили в Бога. Нам говорили, что Он есть, мы и верили. Мы выполняли его законы, учили Тору… ПРИШЕЛ МЕНДЕЛЬ И СЛОМАЛ НАЩУ ТИХУЮ ЖИЗНЬ. ОН УВЕЛ НАС ИЗ НАШИХ СЕМЕЙ, ОН ЗАСТАВИЛ НАС ОСТАВИТЬ ЭТОТ МИР И ТРЕБОВАТЬ МИР ДРУГОЙ. ОРАЛ НА НАС, БИЛ КУЛАКАМИ, ПРОКЛИНАЛ…Ничего из нас не вышло. Остались мы теми же животными, какими и были.

БАРУХ ТИХО КАЧАЕТ ГОЛОВОЙ. – Он хотел пройти все ступени от нас и до Царя за одну жизнь. Чтобы больше никогда не возвращаться в это вонючее болото.
БАРУХ РАЗВОДИТ РУКАМИ. – Мы поверили ему!.. Мы ушли за ним. МЫ БРОСИЛИ ВСЕ. ТАМ, ДОМА, ВЫЛИ НАШИ ЖЕНЫ И ДЕТИ, КОТОРЫХ МЫ ОСТАВИЛИ. …

• ДОМ БАРУХА. БАРУХ ОДНИМ ГЛОТКОМ ОПОРОЖНЯЕТ БУТЫЛКУ. ЮДА СЛЕДИТ, КАК ПРЫГАЕТ КАДЫК на его худой шее.

Барух. Лучше бы он этого не говорил, наш Мендель. Мы не выдержали испытания. Нам вдруг захотелось домой. К теплу, к женам, к сопливым детям, к простой жизни без подвигов и атак. Мы сломались… Нам не хватило последнего рывка… Одной атаки!»

*** Нужна атака на выход к мощному системному вИдению ситуации межцивилизационной схватки с обыгрыванием Израиля (использованием его, уничтожением его)

Семен Винокур – мастеровитый иллюстратор с продуктивным нетворческим воображением. А проблема развития единства израильского общества до нужных уровней за приемлемое время – недоступна его пониманию и проработке. По крайней мере, при тех мотивах, которые формируются и поддерживаются средой, в которой он осуществляет свою карьеру (свое общественное пребывание).***

«– Нам не хватило одной мысли! Одно-о-ой мысли!.. Что мы вместе, что мы одно целое… Что НЕТ ЭТИХ ГРЯЗНЫХ УСТАВШИХ ТЕЛ, А ЕСТЬ ОДНА НАША ОБЩАЯ ДУША. (Срывается в плаче.) Одна душа!.. направленная к Творцу…»

*** Это переживание Баруха, это его вИдение – не тонкое психологическое открытие прозорливого Автора. Это – квалифицированное выстраивание художественной иллюстрации к ЗАДАННОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. Такой опыт ремесленничества не способствует поиску творческого решения такой трудной проблемы, как достижение национального единства достаточного уровня в реально отпущенные сроки.***

«...
• ВОЗВЫШАЕТСЯ НАД ВСЕМИ РАВ МЕНДЕЛЬ. СМЕЕТСЯ, УКАЗЫВАЯ ПАЛЬЦЕМ НА ВСЕХ.
Голос Баруха. Он сказал нам: «Вы все ничтожества, недостойные Его раскрытия. Идите по домам, нули, спрячьтесь под юбками ваших жен, утирайте сопли вашим детям и забудьте о том, что есть Вечность. Ее нет для вас».

*** Если у людей есть какие-никакие дома, жены с юбками и под юбками, а основная проблема – сопливость детей, то можно сочетать «утирание соплей» и пребывание под юбками с размышлениями о Вечности. С течением времени эти размышления, переживания приведут к каким-то положительным результатам. Если же дом, носительницы юбок и ДЕТИ! под угрозой унижения и уничтожения, то надо сосредоточиться на том, что путь к Вечности лежит через спасение СЕЙЧАС своих жен и ДЕТЕЙ.***

«– Наш великий учитель Мендель закрылся у себя в комнате. 20 лет не выходил из нее.
• МЕНДЕЛЬ РЕЗКО ПОВОРАЧИВАЕТСЯ И ИДЕТ К СВОЕЙ КОМНАТЕ. ВСЕ УПИРАЮТСЯ ВЗГЛЯДОМ В ЕГО НЕОЖИДАННО ССУТУЛИВШУЮСЯ СПИНУ. ОН ИСЧЕЗАЕТ ЗА ДВЕРЬЮ. ЗАХЛОПЫВАЕТ ЕЕ С ТРЕСКОМ».

*** Если слова оказываются недостаточно смысло- и образонаполненными и приходится дополнять их еще и игровой иллюстрацией,

или

если игровой образ недостаточно смыслонаполнен и приходится дополнять его поясняющим текстом,

- то перед нами ремесленная поделка. Не философское или художественное открытие, а ремесленная иллюстрация заранее заданного и четко сформулированного философского утверждения.

На основе анализа:

– некоторых книг МАК,
– красноярских «круглых столов», проведенных по методике МАК,
– дискуссии с представителями МАК-Арвут, при элементах полемики с их стороны

выстроена следующая гипотеза:

– М. Лайтман сформировал политически и культурно конъюнктурный вариант представления «практической» каббалы. К использованию этого варианта присоединилось множество разнородных и разномасштабных интересантов в политической, социокультурной и коммерческой сфере,
– одним из множества случаев групповой работы на основе конкретной эгоцентрической личностной мотивации каждого участника явился «круглый стол» с правилами – не критиковать, даже косвенно, высказывания предыдущих в очередности участников «стола»; говорить в пространство, не обращаясь ни кому конкретно из участников, чтобы не возникали визуально парные диалоги между отдельными участниками. 

Последующим анализом принятая гипотеза должна быть опровергнута, как неверная, или подтверждена и уточнена. Поэтому, в извлеченных в Интернете материалах «застольников» я выискивал признаки опровержения или подтверждения принятого предположения.***

«…
– Стражники стоят на пути к Нему, …, отталкивают стражники всех, кто приближается к дворцу Его, бьют они тебя палками. До боли! До крови! А ты иди! Это так проверяет тебя Он. ХОЧЕШЬ ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ, встретиться с Ним или просто заблудился ты? СЖЕГ ЛИ ВСЕ МОСТЫ ЗА СОБОЙ или еще не сжег? Если действительно хочешь, ЕСЛИ СЖЕГ, то пропустят тебя, если же нет… лучше не иди туда».

*** Мы не должны форсировать встречу душ, временно посещающих наши бренные тела, с Ним – форсировать путем жертвы «сопливыми» телами детей, внуков, пра-. Инстинкт продления жизни, эстафеты жизни – он не эгоистический. Мы можем жертвовать жизнью только ради продления жизни и ради качества (наполненности) проживания других людей, за исключением тех (не)людей, которые сами покушаются на чужую жизнь или её наполнение.***

«Примечания к роману:
1-16 …
17. Оставить тело - подняться над своим эгоистическим желанием и следовать желаниям души. Телом в каббале называется не биологическое тело, а желание насладиться, управляющее человеком.
18. В тебе – «человек является малым миром, и все миры – внутри него». Это основное каббалистическое понятие, согласно которому все постижение происходит внутри человека. Если желания человека начинают меняться с эгоистических на альтруистические, то и окружающий его мир меняется. Человек начинает ощущать единство, покой, любовь… Творца в себе.
19. Сад внутри человека – свойства отдачи и любви к другим».

*** В примечаниях 17,18,19 заданы утверждения, которые надо проиллюстрировать.

В ситуации Израиля, для решения проблемы выживания, востребованы люди, способные решать две взаимосвязанные подпроблемы:

• как выявить совпадающие объективные интересы различных групп израильтян и свети их в общий интерес, который будет доведен до понимания каждой группы и послужит объединительной базой для формирования действий по выживанию,
• какие формировать и осуществлять проявления страны в поле внешних взаимоотношений, чтобы извернуться и выжить в среде противоборств гигантов или гигантских объединений.

Такая способность предполагает:

1. мужество воспринимать жизнь во всей её целостности, включая самые жестокие возможности,
2. целостное, холистическое вИдение системы «Я и среда моего проживания»,
3. фокусирование внимания на выявлении траекторий выживания и приемлемого проживания в системе,
4. организованность и волевая концентрация на действиях, обеспечивающих выживание и приемлемое проживание.

Под «Я» имеется в виду и сама личность и все, кого она включает в круг дорогих людей (масштабы: одинокое Я, семья и друзья, община, народ, человечество).

И Семен Винокур, и Эмма Сотникова – люди иного плана. Они хотят быть при Большом деле, но относительно поверхностный кругозор и пределы мужества не позволяют разглядеть всю полноту отношений в Деле. Они находят для себя комфорт во фрагменте большой системы взаимообусловленностей – во фрагменте, внешние условия для которого и внутреннее содержание которого носят приятный придуманный характер. 

Семен Винокур, как и Эмма Сотникова, не адекватны объявленной задаче «стола». Вся Система «МАК-ББ-Арвут» не адекватна проблемам выживания и проблемам совершенствования жизни в Израиле. Этой неадекватностью Система устраивает руководящий слой (политический и экономический) и какую-то часть народа тем, что уводит от эмоционального и физического напряжения по разрешению указанных проблем.

    1.4.4. Выводы.

• Похоже, что Семен Винокур искренне захвачен миропониманием от М. Лайтмана и нашел себя в трансляции призывов к единению через психологические практики Системы «МАК-ББ-Арвут»,

• Можно разделить такое жизнеучастие (борьба со своим эгоизмом и развитие понимания другого человека); тогда собственная жизнь обретает осмысленность и душевное успокоение,

• Такие серьезные социальные проблемы, как выживание Израиля при угрозах со стороны сильных мировых игроков и сильных региональных соседей или как обеспечение комфортности проживания внутри страны, не решаются средствами, предлагаемыми Системой «МАК-ББ-Арвут»,

• Деятельность Системы «МАК-ББ-Арвут» дает Израилю и людям в других странах ложные ориентиры, что подрывает их жизненную перспективу. Достоинство Системы в том, что обеспечивает комфортное проживание своей жизни ментально слабым людям. Вред Системы в том, что отвлекает в нерациональную деятельность продуктоспособный человеческий ресурс.

• Команда Арвут, организаторы «застольной» беседы влиятельных журналистов Цион Алон, Эмма Сотникова и Семен Винокур – не состоятельны побудить журналистов к глубокому анализу и выявлению перспектив решения проблемы единения народа Израиля для противостояния нарастающим внешним угрозам.