Литературная Система 2. 1. Диалог

Андрей Тигр
  Хорошие диалоги в произведении просто необходимы. Читательский интерес к вещи держится именно на них, потому первым делом после изложения - смотрим диалоги и правим. Разумеется, можно написать их качественно и сразу, но получается плохо. Во время изложения конкретной цели - сделать качественный диалог нет, хочется просто как можно скорей изложить свои мысли и образы, пока они ярко видны.
  Проверяем каждый диалог на соблюдение 11 правил. Если всё ок - двигаемся дальше.

1. Диалог должен быть естественен. Реалистичен. Читатель должен «видеть» разговор (не описание, не лекцию). Персонажи должны общаться, как люди в реальной жизни. Прочитав диалог - прикиньте - мог такой разговор произойти в реальности? Естественно ли общаются участники диалога? Нет ли наигранности, избытка пафоса, жаргона, и т.д.

2. Читателю должно быть предельно ясно кто говорит. Ещё, желательно (хоть и не обязательно) знать: что он при этом делает, думает, чувствует, как реагирует на происходящее. За счёт кратких описаний мимики и жестов. Делайте поясняющие вставки, описывайте детали, движение персонажей и выражения их лиц, совмещайте с прямой речью.

3. Не растягивать диалоги. В диалоге на страницу легко теряется нить. Лучше длинный диалог разделить на два поменьше. Вставить между ними абзац описания, например.

4. Диалог пишется с одной из трёх целей. Первая и главная - диалог должен работать на историю, приближать к развязке. Вторая - характеристика героев. Третья - диалог как описание. Передача психологической обстановки места, где он происходит (такой диалог, как правило, идёт не между главными персонажами, а между эпизодическими).
Если вы не можете чётко ответить на вопрос - с какой из этих трёх целей написан диалог, то лучше его убрать. Если диалог плохо выполняет свою функцию - его нужно переписать. Как диалог сработал на историю? Как приблизил развязку? Какие характеристики героев видны из этого диалога? Раньше этих черт читателю не показывали? Примерно на такие вопросы нужно знать чёткие ответы по каждому диалогу.

5. Диалог должен быть максимально информативным, насколько это возможно без потери реалистичности. И вся информация должна работать на сюжет. Но помним - не растягиваем диалог.

6. Идеальное соотношение для остросюжетных текстов – Диалог/Проза = 3/7. По строкам не пр символам. Хотя, слово «идеальное» слишком категорично. Это ведь литература, нет 100%-ных законов. Смотрим, проверяем. Если явный перекос в сторону прозы - нужно добавить диалогов, если наоборот - убрать или сократить.

7. Диалог должен полностью соответствовать "живой" разговорной речи, с социальными и воспитательными оттенками. Если говорят дамы, он должен иметь дамские особенности. Если бандиты - бандитские, если бизнесмены – у их речи тоже свои особенности. Проверяем диалог на наличие правильного сленга. Если его нет или мало - вставляем в меру. Или наоборот - убираем, если избыток.

8. В диалоге должна в полной мере быть реализована та часть работы над персонажем, в которой описывалась его манера речи. Если решили, что у этого героя будет какое-то слово-паразит - проверяем, чтоб оно периодически появлялось в его прямой речи. Так по всем героям, по всем диалогам.

9. "Голый" диалог утомителен. Для создания картинки надо использовать детали - звуки, запахи, ощущения, детали обстановки и прочее. Перемежаем с прямой речью.
 
10. Ни в коем случае не давать в диалоге информацию, которую следует знать читателю, но которая и так хорошо известна участникам диалога. Когда начинающий фантаст в начале своего романа подаёт в диалоге двух пилотов звездолётов историю своего мира - смотрится нелепо. Начерта пилотам обсуждать и описывать друг другу планеты, на которые они летят? Им бы груз доставить да и ладно.

11. Нельзя злоупотреблять словами типа "он сказал", "она промолвила", "заметил он" перед прямой речью или после. Нужно разнообразить.
Вместо:
- Ничё себе! - сказал Иван и усмехнулся.
Лучше написать:
- Ничё себе! - усмехнулся Иван.
Намного более ёмко, лучше передаёт эмоцию и проще читается.
С обилием "он сказал" диалог превращается в стенограмму, читать его становится тошно.

  Ещё пара замечаний про диалоги:
  Диалог - лучший способ "нарисовать" углубленный образ героя, и, если надо, донести до читателя авторские мысли. Ваши персонажи, общаясь, могут создать ту картину, которую Вам никогда не нарисовать "от руки", в авторском тексте.
  Диалог – стержень, на котором держится читательский интерес к сюжету. Не умея писать диалоги, Вы, даже превосходно владея описательной частью, никогда не сможете написать то, что будет читаться на одном дыхании.

  Из всего вышесказанного проистекает нижеследующее - нужно обязательно дорабатывать диалоги, делать их максимально качественными.