Честь имею! Часть 21

Александр Ковалёв 7
«Помнится, — вспоминает подполковник запаса Л. Богуславский, — у р. Чаусово роты заняли оборону. Местность была открытой. Противник на противоположной стороне реки установил орудия и пулеметы. Началась атака. Курсанты встретили противника метким огнем. Румынские подразделения повернули вспять. Тогда немецкие части, находящиеся в тылу наступавших, стали стрелять по бегущим в панике румынам. Били по своим же “союзникам”. Используя этот момент, наши курсанты усилили огонь и нанесли большой урон румынской дивизии».
В этих боях проявили мужество и храбрость командиры рот Базаров, Гадзалов, Колесников и многие другие. Однако и личный состав полка понес значительные потери. Напряжение было таким, что казалось, катастрофа неминуема и противник вот-вот прорвется и покатится парадным маршем к Волге.
31 июля 4-я немецкая танковая армия нанесла удар по нашей 51-й армии. Не выдержав сильного натиска, наши войска начали отходить к железной дороге Сальск — Красноармейск.
Утром 1 августа снова разгорелся жестокий бой. Враг бросался в яростные атаки на боевые позиции, стремясь уничтожить курсантский полк или хотя бы прорвать его оборону. Но все атаки были отбиты дружным метким огнем курсантских подразделений, артиллеристов и минометчиков.
Благодаря героизму и стойкости курсантских полков удалось сбить темпы наступления противника и выиграть драгоценное время, необходимое для подтягивания резервов и создания обороны на подступах и в самом Сталинграде.
2 августа соединения 4-й танковой армии неприятеля вышли в район Котельниковского, создав прямую угрозу левому крылу 64-й армии и тылу главных сил Сталинградского фронта. В то же время гитлеровцы, в районе Цимлянской — Николаевской, перешли в наступление и прорвали растянутый фронт 51-й армии. Немецкие части заняли г. Котельников, 3 августа — станцию Жутово. Одновременно 6-й армейский румынский корпус вышел к Дону на участке Тормосино — Нижнее — Курмоярская.
В связи с этим полк получил приказ отойти на новый рубеж обороны в районе хутора Шаблинского и занять оборону на берегу р. Мышковка. В ходе совершения марша при налете вражеской авиации он понес серьезные потери. В том числе погиб комиссар полка Г. Бурдин, а также был смертельно ранен командир полка полковник И. Лаврентьев. Они были награждены посмертно — полковник И. Лаврентьев орденом Ленина, комиссар Г. Бурдин — орденом Красного Знамени. Командование полком принял полковник С. Николаев, комиссаром полка стал старший политрук П. Сергеев.
Прибыв в район хутора Шаблинского, полк занял оборону. Во время передышки прошли партийные и комсомольские собрания, на которых были подведены итоги первых боев. Все выступавшие заявили, что до последней капли крови будут защищать родную землю.
5 августа главные силы этой танковой армии противника, обойдя с востока оперативную группу генерала В.И. Чуйкова, вышли в районе Абганерово — Плодовитое, к южному фасу внешнего оборонительного обвода. С этого дня начались ожесточенные бои на южных подступах к Сталинграду. На следующее утро, 6 августа 1942 г., 4-я танковая армия фашистов нанесла удар по левофланговым частям 64-й армии.
Стремясь во что бы то ни стало достигнуть Сталинграда, противник предпринимал одну атаку за другой. Немецкие танки не раз прорывались в глубину обороны 64-й армии, но советские войска встречными контратаками отбрасывали их на исходные позиции. Разъезд 74-й километр неоднократно переходил из рук в руки. Обстановка, в которой развертывались боевые действия 64-й армии, была чрезвычайно сложной.
Противник превосходил наши войска в силах и средствах. В воздухе господствовала немецкая авиация. Но, несмотря на все это, натиск врага был сдержан, советские воины выстояли. В течение трехдневных боев части 64-й армии, стойко оборонявшиеся на рубеже Абганерово — Плодовитое, с величайшим упорством преодолевали натиск противника.
6 августа полк участвовал в контрударе наших войск по прорвавшимся частям 4-й танковой армии генерала Гота, в ходе которого было уничтожено 60 и захвачено 40 исправных танков противника.
К 10 августа противник, потеряв до 12 тысяч убитыми и ранеными, более 70 танков, 86 орудий и минометов, 345 автомашин и 12 самолетов, отошел в исходный район и занял оборону на рубеже устья реки Аксай — Абганерово — Плодовитое. Для того чтобы восстановить положение дел, сюда были переброшены из состава 6-й армии Паульса танковая и пехотная дивизии.
Вспоминает выпускник 1941 г. Климент Климентьев: «13 августа вечером нас подняли и после 10-километрового марш-броска вывели к д. Васильевке, уже занятой немцами. Оказывается, здесь проходил подготовленный рубеж обороны Сталинграда, и чтобы не дать его занять отступающей Красной армии, фашисты проникли в тыл и обосновались в наших окопах. Стояла задача — уничтожить вражескую группу, освободить деревню.
На следующий день с утра начали атаку. Идти в рост нельзя, перестреляют. И мы где по-пластунски, где на четвереньках приближались к первой траншее. Немцы поливали нас из автоматов, пулеметов и минометов. Пшеница здесь была скошена, и мы ползли по высокой стерне. К вечеру наши бойцы просочились в переднюю линию окопов и захватили их, деревню освободили. Немцы отступили во вторую. У нас особых потерь не было. Ранили командира пулеметного расчета, парня из Горьковской области. Я остался за старшего.
Поступил приказ: за ночь любой ценой покончить с этой группой. Снова ползком двинулись вперед, таща за собой пулемет “максим”. Вечером по вспышкам легче засекать огневые точки, и мы их обстреливали. Вскоре кончились патроны, остался в рюкзаках только неприкосновенный запас — одна лента на 240 патронов. Пулемет оставили и с наводчиком-земляком Мартьяновым поползли вперед выполнять приказ. Тихо подобрались к брустверу.
Перевалили через него и спрыгнули в окоп. Немец с правой стороны заметил нас, он был метрах в 10—15, и полоснул из автомата. Мне пуля попала в правое плечо. Мартьянов развернулся и застрелил фашиста. Тут подоспели подносчики патронов из нашего расчета, захватили траншею, оказали мне первую помощь».
Под натиском превосходящих сил противника части и соединения 64-й армии 17 августа отошли за Дон и заняли оборону по внешнему обводу сталинградских позиций. В этот день противник возобновил атаки по всему фронту. Положение наших войск ухудшилось. В связи с этим 19 августа 2-й батальон полка, одна батарея и минометная рота были переброшены в район совхоза «Парижская Коммуна», где с ходу контратаковали противника, расположенного на господствующих высотах. Атака проходила в сложных условиях, подразделения продвигались по ровной степи, под интенсивным огнем противника.
И все же боевая задача была выполнена. В этом бою личный состав полка проявили мужество и героизм. Так, увидев, как под ураганным огнем неприятеля залегли курсантские роты, офицеры Павлов и Степанов бросились в атаку, увлекая за собой подчиненных. Не выдержав яростного и решительного напора наступавших курсантов, противник был разгромлен. К сожалению, и полк понес значительные потери. Пали смертью храбрых офицеры Павлов, Степанов, Попов. Отдали свою жизнь за Родину воспитанники училища, командиры рот старшие лейтенанты Омельченко, Чернов и многие другие. Над могилами товарищей курсанты и офицеры полка поклялись стоять насмерть за родную землю, за честь и независимость советского народа.
К сожалению, в связи с прорывом нашей обороны на других участках фронта 27 августа был получен приказ на отход полка на средний обвод обороны Сталинграда. В ночь на 28 августа полк, снявшись с позиций, совершил стремительный марш и оторвался от противника.
30 и 31 августа в районе д. Карповки курсантский полк подвергся сильным атакам немецких танков и мотопехоты. В результате неравного боя полк понес серьезные потери, но и враг поплатился своей техникой и сотнями человеческих жизней офицеров и солдат. Поредевшие подразделения полка вместе с другими частями отошли к Сталинграду.
Но, несмотря на это, главный итог августовских боев на рубеже Абганерово — Плодовитое, в районе Васильевки, при всех их осложнениях и неудачах состоял в том, что части и соединения 64-й армии все-таки остановили танковую армию Гота, не дали ей завладеть приволжскими высотами у Красноармейска и ворваться в Сталинград с юга, нанесли врагу невосполнимые потери. В боях на Волге курсанты и офицеры курсантского полка показали глубокое понимание своего воинского долга перед Родиной, перед советским народом. Своими боевыми подвигами они прославили родное училище.