О Браке в сознании Кришны

Мурали Мохан
Говорят, что Бог приходится нам отцом. Из этого следует, что все живые существа принадлежат к одной великой семье Бога.
В «Бхагавад-гите»  Кришна говорит: «Я – семя дающий отец». Все виды и формы жизни  (движущиеся и неподвижные) в материальном мире происходят из семени Кришны. Осознание этого простого факт устраняет все недоразумения, которые возникают, исключительно, только потому, что люди отождествляют душу с материальным телом, причисляя себя к той или иной семье, нации, религии или виду биологической жизни. Все эти отношения на основе ложного отождествления себя (души) с материальным телом временны и иллюзорны. Они возникают в силу влияния низшей энергии Господа Вишну, когда душа соприкасается с гуной страсти (раджа) и невежества (тама-гуной). С позиции человека, сознающего  Кришну – все живые существа принадлежат к одной семье, берущей начало от Кришны.
Если Бог – отец, то все живые существа - братья в Боге. Это то, что мы собираемся донести в нашей небольшой книге под названием « О семейной жизни в сознании Кришны.
В основу нашего повествования мы положили историю из «Шримад Бхагаватам», которая нам рассказывает о конфликте между великим мудрецом Нарадой и великим праджапати Дакшей (патриархом, прародителем человечества).
Кроме Дакши существует множество праджапати. Одним из таких является  Брахма и Шива, Ману и многие великие полубоги. У евреев праджапати был Авраам. Как описано в Библии, он был одним из трех прародителей рода современных иудеев, христиан и магометан. Иисус Христос был 42 в поколении от Авраама. Но сам Христос считал себя сыном Бога, не Авраама, а Бога, называя его Отцом-небесным. Таким Отцом-небесным и творцом вселенной является Брахма, который исполняет роль гуна-аватары Господа Кришны. В конечном счете, нужно признать тот факт, что  все живые существа  (не только люди) появились в этой вселенной из тела Махавишну, который является экспансией, пуруша-аватарой Кришны. Таким образом, при скрупулезном  изучении предмета мы придем к заключению, что все живые существа зачаты от семени Кришны. Таково реальное положение вещей и таково истинное понимание своей причастности к  великой династии и ведической культуре, берущей начало от  Господа Кришны. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я – составитель Вед, знаток Вед и конечная цель ведического познания.  Цели всякого познания – это осознание своей причастности к великой семье Кришны. Так же как Библия, которая представляет историю еврейского народа, была положена в основу западной культуры, так и «Бхагавад-гита», которая является частью «Махабхараты», представляет  историю вдинастии великих Бхарат, правящих всей планетой.  Это история ведической цивилизации, существовавшей некогда на всей планете. Она взята за основу нашего повествования о семейной жизни в сознании Кришны.
В «Шримад Бхагаватам» семейная жизнь сравнивается с темным колодцем в поле.  Когда человек по своей глупости попадает в этот колодец, то ему самому никогда из него не выбраться. Более того, сколько бы он ни звал на помощь, к нему  никто не придет, поскольку колодец в поле: Ау! Ау!…. Однако для тех, кто слишком привязаны к сексу, такой колодец - это место уединения. Сексуально озабоченному человеку ведические писания рекомендуют обзавестись семьей и не совращать невинных людей. Свободные интимные отношения между мужчинами и женщинами ведут к духовной деградации и появлению нежелательного потомства, возникновение которого становится причиной  адских условий жизнь для всех существ, не только людей. Поэтому они запрещены.
Материальная жизнь базируется на супружеских отношениях, которые позволяют человеку иметь некоторые чувственные наслаждения, при этом, возлагая на него дополнительно обязанности, установленные Дхарма-шастрой.
ОБЯЗАННОСТИ МУЖА
Прежде чем вступить в брак, мужчина (жених) обязуется:
1. Защищать жену.
2. Вместе совершать паломничества по святым местам.
3. Вместе с женой муж должен присутствовать и совершать все ягьи, церемонии.
4. Приняв обет, он никогда не должен его нарушать.
5. Он должен вместе с женой поклоняться божествам.
6. Он держит жену в курсе всех расходов на поддержание домашнего хозяйства.
7. Он не должен унижать свою жену при людях.
8. Он не должен нарушать регулирующих принципов и поддерживать порочный образ жизни.
9. Ко всем другим  женщинам он должен относиться, как к своей матери.
МУЖЧИНА по своей природе занимает лидирующее положение. Чтобы ощутить себя в этом качестве, он должен работать и быть способным содержать семью, жену и детей. Однако реальное положение вещей в современном обществе таково, что женщины все чаще и чаще добиваются значительного превосходства над мужчинами; они более успешны в бизнесе, более образованны и активны; в результате этого современные женщины не желают подчиняться мужчинам и быть придатком, орудием их чувственных наслаждений. Известно, что в основе ведической культуры лежит патриархат, но современные женщины восстают против этого, предъявляя свои права на равенство. По милости Чайтаньи Махапрабху, который проповедует не варнашрама, а бхагавата-дхарму, наступило торжество справедливости. Каждое живое существо есть душа; названия мужчина и женщина – это обозначения, которые относятся к материальному телу, и не затрагивают тела духовного. Душа трансцендентна ко всем названиям и определениям (мужчина, женщина, христианин, индуист, русский и американец). Она не имеет отношения к материальному миру. По отношению к Кришне, как неотъемлемая Его частица, она обладает женской природой, представляя собой энергию Господа. Такое самосознание делает женщин и мужчин неподвластными законам материальной природы.
Хотя ЖЕНЩИНА, в отличие от мужчин, зависима, ведома и более эмоциональна, тем не менее, она стоит значительно выше мужчины – утверждая ее абсолютное превосходство матери. Ей поклоняются как матери-земле, как богине Дурге (персонификации всей материальной природе), как корове (сурабхе), дающей молоко, весьма ценный продукт, необходимый для развития тонких тканей в мозгу человека. Лучшие из брахманов и Сам Господь Кришна боготворит женскую форму. В «Бхагавад-гите» Он говорит: «Среди женщин Я – слава, удача изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость» (10.34).
Мужчина может гордиться своей физической силой и превосходящим интеллектом, но женская природа превосходит его свое интуицией, мягкостью сердца и естественной склонностью к служению. Муж и жена должны понимать эти различия женской и мужской природы и быть уважительными друг к другу.
Жених желает счастье своей невесте и просит Индру о хорошем потомстве. Для семейного человека наиболее важным является всегда находиться вместе со своей женой и иметь хороших детей. Женщина помогает своему мужу в трудные минуты жизни, являясь для него источником вдохновения. Их физическое и ментальное здоровье является залогом счастливой жизни. Супруги должны иметь общность интересов и избавляться от различия во мнениях. Существует семь шагов, которые проходят новобрачные, совершая обряд. Каждый из них символизирует разные аспекты, наличие: 1) пищи; 2) физического и морального здоровья и силы; 3) благосостояние и богатство; 4) удовольствие в жизни и наслаждение; 5) продолжение рода; 6) всегда жить вместе; 7) единство и полное взаимопонимание. Пройдя их, невеста присоединяется к семье мужа. Когда невеста приходит в новую семью, она освещает, таким образом, дом своего мужа и их совместную жизнь. Это способствует продолжению семейных традиций и рода. Согласно аюрведе человек без наследника считается голым, бедным и незащищенным. Его жизнь теряет смысл и становится бесцельной.  С другой стороны, никто не должен становиться ни отцом, ни матерью, если он не способен воспитать свое потомство людьми сознающими Кришну и освободить его из когтей неминуемой смерти. Семейная жизнь согласно дхарма-шастре (законам религии), позволяет человеку обрести милость Господа и достичь освобождения из круга рождения и смерти. Поэтому  во время брачной церемонии оба супруга принимают обет о нерушимости брачных уз. Это помогает поддерживать единство семьи и способствует развитию сознания Кришны. В ведические времена разводы, как в наше время, были исключены не только в силу традиции, но руководствуясь здравым смыслом.
Жена прежде всего должна быть опорой мужу в его делах и воспитании детей в сознании Кришны.
Теперь мы вернемся к праджапати Дакше.

В любой форме жизни воплощенная душа имеет своих родителей. Родители есть и у животных, и у птиц... Даже змеи имеют своих отца и мать, но духовного учителя могут иметь только люди. Материальная и животная жизнь – это синонимы. Человек происходит от дважды рожденного. Первое рождение от материального отца и матери, а второе от Духовного учителя, став человеком сознающим Кришну.
Каждый должен следовать воле шастр. В ведическом обществе надевание священного шнура знаменует второе рождение. Человек рождается второй раз, услышав наставления шастр от сведущего духовного учителя. Поэтому шастры, писания, - это истинный отец. Все шастры призывают покончить с бренным материальным бытием, и невежда тот, кто не знает воли шастр, воли своего отца. Слова смертного отца, который старается занять сына материальной деятельностью, нельзя считать настоящими наставлениями нашего отца. В этот моменте Ведическая куьтура принципиально расходится  с Западной,  Культурой яванов и ракшасов.
В "Бхагавад-гите" (16.7) говорится: праврттим ча ниврттим ча джана на видур асурах - демоны, которые ниже людей, но не относятся и к животным, не знают что есть правритти и что есть нивритти, то есть дозволенное и запрещенное.
Обитатели этого мира изо всех сил стремятся господствовать над материальной природой. Путь, которым они идут, называется правритти-марг. Все шастры, однако, призывают вступить на нивритти-марг - путь, ведущий к освобождению от оков материального бытия. Помимо ведических шастр, древнейших писаний мира, к этому призывают и другие священные книги. К примеру, в буддистских шастрах Господь Будда зовет оставить мирское бытие и уйти в нирвану. Похожий призыв мы встречаем и в Библии, которую тоже можно назвать шастрой в тех местах, в которых она соответствует Ведическим писаниям: нужно оставить суетный мир и вернуться в царство Бога. Во всех ведических шастрах мы находим одно и то же наставление: отказаться от материалистического образа жизни и вернуться к своей исконной, духовной жизни. Этому учил и Шанкарачарья: брахма сатйам джаган митхйа - материальная вселенная или материальная жизнь иллюзорны, поэтому надо прекратить иллюзорную деятельность и подняться на уровень Брахмана.
К ведической литературе относятся как сами Веды ("Сама", "Яджур", "Риг" и "Атхарва"), так и все основанные на них произведения. Суть всей ведической мудрости изложена в "Бхагавад-гите", поэтому ее заповеди следует исполнять особенно строго. В "Гите" Кришна Сам велит нам предаться Ему, оставив все прочие обязанности: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа.
Чтобы следовать шастрам, нужно сначала получить духовное посвящение. Давая посвящение тем, кто примкнул к Движению сознания Кришны, мы просим их принять заключение шастр, выраженное в словах Кришны (того, из чьих уст исходят шастры), и оставить мирскую жизнь. Для этого мы рекомендуем не вступать в недозволенные половые отношения, не употреблять одурманивающих веществ, не играть в азартные игры и не есть мяса. Следуя этим предписаниям, разумный человек сможет сбросить оковы материального бытия и вернуться домой, к Богу. Но наши противники, прибегая к авраамическим (библейским) догмам, противятся этому, пытаясь оправдать свои поступки (НЕ согрешив греха, не покаешься; все, что в уста - не оскверняет человека и пр.), таким образом приспособиться к материальному образу жизни.
Tеперь о родительских наставлениях. В этом мире все существа, даже самые ничтожные, такие, как кошки, собаки и змеи, имеют отца и мать. Обрести родителей не составляет большого труда.
Среди каких бы форм жизни мы ни появлялись на свет жизнь за жизнью, у нас будут какие-нибудь отец и мать. И если, родившись людьми, мы довольствуемся лишь наставлениями своих родителей и не идем дальше этого: не обращаемся к духовному учителю и не изучаем под его руководством шастры, то мы как были, так и останемся во тьме. Отец и мать исполняют свое предназначение только в том случае, если учат своих сыновей, как вырваться из когтей смерти.  В Пятой песни "Шримад-Бхагаватам" (5.18) Ришабхадева говорит, что тем, кто не способен уберечь своего ребенка от смерти, не следует становиться отцом или матерью: пита на са сйадж джанани на са сйат / на мочайед йах самупета-мртйум. То же самое касается и духовных учителей. Родители, не знающие, как помочь своим детям обрести спасение, не многого стоят, ведь такие отцы и матери могут быть даже у кошек и собак.
Истинным отцом и матерью вправе называться только те родители, которые способны поднять своего ребенка на уровень духовной жизни. Веды утверждают, что дети любых материальных родителей всего лишь шудры: джанмана джайате шудрах. Но жизнь дана нам для того, чтобы мы стали брахманами, людьми в высшем понимании этого слова.
Брахманы - это наиболее разумные среди людей, те, кто познал Верховный Брахман, Абсолютную Истину. Согласно Ведам, чтобы постичь науку о Брахмане, нужно обратиться к истинному гуру: тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет. Духовный наставник дает ученику посвящение и надевает ему на плечо священный шнур. Это дает ученику возможность постичь ведическую мудрость. Джанмана джайате шудрах самскарад дхи бхавед двиджах: посвящение в брахманы, которое дает духовный учитель, называется самскарой. После этого ученик начинает изучать шастры, которые объясняют, как покончить с материальным бытием и вернуться домой, к Богу.
Этой высшей науке - тому, как отречься от материальной жизни, как вернуться к Богу, - и учит Движение сознания Кришны.
К сожалению, многие родители наших учеников недовольны этим Движением. Их недовольство разделяют и многие бизнесмены, которые озабочены тем, что мы требуем от наших учеников отказаться от вина и других одурманивающих средств, от мяса, от беспорядочных половых связей и азартных игр. Распространение сознания Кришны грозит закрытием скотобоен, пивоварен и табачных фабрик, вот почему их владельцев так пугает наше Движение. Но мы не можем учить чему-то другому. Mы обязаны освободить наших учеников от оков мирской жизни. Mы должны научить их жить совершенно другой жизнью, если хотим спасти их из круговорота рождений и смертей.
(Выдержки из книги «О браке в сознании Кришны»).