Комиссар стокгольмской полиции ест тефтели

Ринат Барабуллин
Как-бы подражание Перу Вале и Май Шеваль.

Комиссар стокгольмской полиции Сальм Ёдорссон никак не ожидал этого телефонного звонка, прозвучавшего в его кабинете в 8:34 утра в приятный тёплый солнечный сентябрьский понедельник. Звонила Магда, та аккуратная женщина, что помогает по дому Ральфу Андерссону - старому другу Сальма, пару лет назад ушедшему на пенсию из отдела по расследованию убийств. Магду комиссар видел несколько раз, но только мельком, когда приходил к Ральфу на традиционную пятничную игру в карты. Ставки были небольшие, игра больше служила поводом друзьям повидаться и выпить исландской водки Рейка, которую любили оба, но никогда не злоупотребляли. Часто комиссар рассказывал другу о расследованиях, что он ведёт, и получал очень полезные советы. Уникальной быстроты аналитическое мышление бывшего начальника отдела по расследованию убийств, которое всегда восхищало его коллег, обрело ещё большую удивительную феноменальную силу и чистоту, когда он вышел на пенсию. Здоровье Ральфа тоже было в норме, три дня назад во время карточной игры он был свеж и бодр, поэтому  Сальм Ёдорссон и удивился сообщению о странной пропаже друга. Магда пришла убирать в квартире и обнаружила дверь незапертой, что педантичный Ральф никогда себе не позволял. Его самого в квартире не было.

Ещё минут через двадцать комиссар сам появился в дверях удобной двухкомнатной квартиры в старом хорошем доме недалеко от площади Эстермалсторг (Ostermalmstorg). Официального расследования начинать было нельзя, основания мизерные. Кстати, в пятницу Сальм сам неплохо сыграл на мизере. Квартира находится в исторической части города, откуда близко пешком до всего, что интересует Ральфа: Театр, залив Страндваген (Strandvogen) с его прогулочными и местными пассажирскими теплоходиками, Музей северных стран (Nordiska museet) и отель Дипломат, расследованием убийств в котором Ральф начал, а также и закончил свою карьеру в полиции.

Сальм уже собирался уходить, когда его взгляд выхватил небольшое чуть более яркое пятно в тени в углу под книжным шкафом. Небольшой жёлтый квадратный листок, который используют в офисах для быстрых записок на память "что сделать!". Многие представители офисного планктона ещё приклеивают такие листки к монитору компьютера. Комиссар такого не делает, но его секретарша Агата имеет такую привычку. На листочке было два слова: Рынок Эстермальм (Ostermalms Saluhall). Да это же совсем недалеко от квартиры Ральфа!

[Несколько читателей уже задали следующий вопрос, поэтому я и отвечаю на него, прервав рассказ о событиях в квартире на площади Эстермалсторг и рядом с нею. "Упомянутые в названии рассказа тефтели - это что?" Сразу же оговорюсь, что шведские тефтели (Kottbullar) (иногда их ещё называют фрикадельками), итальянские (Polpetta) и те фрикадельки с рисом (Ёжики), что пару раз делал мой папа - это не вариации одного и того же блюда, а совершенно различные непохожие друг на друга шарики из мяса с гарниром.

Главная идея шведских фрикаделек - дать сытость в холодную зимнюю скандинавскую ночь у очага, что приходит благодаря комбинации вкуса мясных шариков, картофельного пюре с маслом и клюквенного соуса-варенья. Полутонов вкуса нет и не нужно. Сладкая клюква бодрит, пока наполняешь своё озябшее тело мясными шариками и картохой. Ох, как я люблю это! И все 9 миллионов шведов любят. Не забудьте про датчан, норвежцев, финнов, исландцев...

Итальянские же митболз (использую американское слово) несут вам сытость, но одновременно некоторую летнюю лёгкость, через пасту (спагетти) и томатный соус, лучше прямо тут же сделанный из свежих "помодоро" (Pomodoro). Не забудьте базилик (Только Василиск не любит Базилик!). Можно (я люблю) кинзу. Сначала митболз жарят, постепенно поворачивая их, чтобы они пропеклись со всех сторон. Оливковое масло должно хорошо покрывать дно сковороды, чтобы фрикадельки не горели и стали пышными. Можно в фарш добавить мякиш ржаного хлеба. Не из соображений экономии, а потому что иначе вкус мяса слишком сильно довлеет над остальным. А нам приятно ещё и томат с зеленью прочувствовать. Затем излишки масла большой ложкой вычерпываются, а томатный соус добавляется. Можно острый перец чили тоже добавить... В меру... На Ваш вкус... И сразу же в духовку! Кто не допекает митболз в духовке, тот ошибается. Паста варится отдельно. Зовите всех к столу по-итальянски, чтобы было интереснее и аппетитнее. Например  Mio fratello lavora in fabbrica! Или даже Per favore, fatemi posto vicino alla finestra!

О ёжиках, приготовленные моим папой, у меня остались яркие воспоминания детства. Он редко готовил и практически не готовит сейчас. Но всегда помогает маме, например, приготовить фарш. Вдвоём они - команда!]

Комиссар, как мог, успокоил Магду. Дескать, нет причин волноваться, я сейчас пойду и найду нашего потерявшегося Ральфа. Женщина прошла на кухню, стала там греметь сковородками, готовя обед. Магда даже негромко запела песню-нескладуху на мелодию типичную для Сконе (лен на самом юге Швеции, швед. Skone lon), откуда  она родом. Пела она та хорошо и душевно, что Сальм заслушался. Стихи песни были про еду, которую как раз и готовила Магда. Она жарила рыбу.

Пожарить рыбу? Слитки Хека
На сковородку бросить в жар?
Соль-перец, две щепотки Века,
Взгляд Лести, Нежности отвар?

"Интересно, что за песню напевает Магда, когда она пылесосит?" - подумал комиссар Ёдорссон и поспешил к красному кирпичному зданию с башенками Рынка Эстермальм.

На площади перед Рынком выступали, развлекли публику два типичных русских уличных музыканта. Оба в огромных меховых шапках с красными разлапистыми звёздами на них вместо кокард. Играли на балалайке и ложках. Рядом пыхтели самовар и медведь на цепи. Музыка Калинки так нежно и весело звучала над Стокгольмом. Неожиданно мелодия поменялась на ту, что напевала Магда.  "Я есть русский мафия! Тффой друг Ральф у нас. Нихт делать глупости, иначе мы его стрелять пиф-паф. Тебе позвонят. Иди-иди покушай тефтели на рынке! Тебе позвонят." - сказал один из музыкантов на хорошем шведском языке. Другой приветливо помахал матрёшками. Снова зазвучала Калинка. Комиссар проследовал внутрь Рынка  Эстермальм, купил себе полную тарелку свежеприготовленных тефтелей с картофельным пюре, обильно полил их клюквенным соусом, стал есть и ждать звонка от злоумышленников.

"Да ты, брат, - талантище насчёт пожрать тефтелей! - сказал кто-то голосом Ральфа прямо над головой комиссара, углубившегося в тефтели, картофель и соус, почти утонувшего в них. Это и был Ральф.

"Тебя что? Отпустили?" - спросил друга Сальм Ёдорссон, продолжая поглощать такие вкусные мясные шарики шведского производства:"Обещали сделать тебе Пиф-Паф, но, видимо, не сдержали своё мафиозное слово. Да, мельчают эти бaндюки, задор у них не тот, жила хилая." Ральф объяснил, что не всё так просто, он заключил как-бы договор со злодеями. Им требуется найти, кто убил их босса, который прилетел вчера из России и остановился в отеле Дипломат. Утром труп русского мафиозо был обнаружен ночным портье (игра слов Утро-Ночь). Имя Ральфа Андерссона у всех и всегда ассоциировалось с успешными расследованиями убийств в Дипломате. Вот на него и вышли. Отсутствие у музыкантов с медведем и балалайками манер и желание показать свой жестокий мафиозный характер побудили бандитов к несколько неджентльменскому началу операции. Ральф был рад вновь окунуться в атмосферу отеля Дипломат  и поискать там зацепки, ведущие к разгадке преступления. " Ну, тогда я доем тефтели."  - заключил комиссар.

Быстро-быстро зашагали Ральф и Сальм по бульвару Страндвеген (Stranavagen) в сторону отеля Дипломат. Когда они почти достигли своей цели и проходили мимо менее престижного отеля Эспланада (Esplanade), что расположен в доме 7А по бульвару Страндвеген, Ральф вдруг вскинулся и бросился к стоящему неподалеку человеку странной внешности, но страшной привлекательности. Это был наш Бурундук Буря (позывной - Бурят). Он и танкист и учёный-орнитолог, открывший редкую птицу Бурятский Кучерявый Страус... Но главное, он - кинозвезда, снявшийся в главной роли в нашумевшем фильме "Город Чашки - Трижды женат" Свердловской Киностудии. Главный приз кинофестиваля в Каннах зря не дают. Буря был в Стокгольме не по танкистским-кинематографичским делам, а с научным визитом, навещая коллег-орнитологов в университете Каролинский Институт (Karolinska Institutet). Бурят остановился в Эспланаде, хотя вначале рассматривал вариант с Дипломатом. Ральф запомнил Бурю по кинофильму "Город Чашки - Трижды женат" и сразу же сообразил, что русский бурундук не будет прогуливаться в нескольких метрах от места, где убили главаря русской мафии.

Пока Ральф эмоционально разговаривал с Бурей (по-русски что ли?), Сальм озабоченно рассматривал окрестности. Он знал, что Бурундук (позывной - Бурят) всегда и везде появляется на танке. Мировая орнитологическая общественность узнала об этой привычке российского учёного, когда он во главе тридцати двух танков прошёл маршем от Ниццы до Авиньона в поисках следов миграции Бурятского Кучерявого Страуса. И на съёмках фильма он появлялся на танке. Не хотелось комиссару стокгольмской полиции обнаружить русские танки на бульваре Страндвеген. Буря удивил Сальма да так, что тот многие годы вспоминал эту невероятную историю.

Не все знают, что бурундук Буря (позывной - Бурят) свободно изъясняется по-французски. Основная трудность этого европейского языка, на котором только во Франции говорят 48 миллионов человек, заключается в том, что очень много окончаний в словах не произносится. Автомобиль Пежот будет Пежо - самый простой и яркий пример. Бурундуку Буре же это трудность далась легко. И всё потому, что в родном его языке бурундуков вообще ничто не произносится. Не только окончания. Именно поэтому, а не по другой причине, никто никогда не видел и не слышал разговаривающих бурундуков. Они разговаривают между собой, но не произносят ни начало, ни середину, ни окончание бурундучьих слов. Со стороны наблюдателю кажется, что бурундуки не разговаривают, но это неправда. Бурундуки очень разговорчивые, даже излишне болтливы. Они сами знают этот свой недостаток и борются с ним. Самых болтливых просят говорить пореже.

Однажды бурундука Бурю (позывной - Бурят) тайно забросили в тыл к французам вместе с танком. Их было тридцать два танка с экипажами, но никто во Франции не заметил новую горсточку людей и железных машин. И всё потому что Буря заболтал французишек своим французским. Он поговорил с ними о погоде, выпил вина и спел Марсельезу, чем сразу же расположил к себе местное население. К себе и к экипажам тридцати двух танков.

А теперь угадайте, почему же Бурят во главе тридцати двух танков оказался во Франции! Какие задачи перед ними поставлены и кем? Нет, не фуагра позвала наших танкистов в дорогу, не паштет из печени домашней утки, но Вы близки к правильному ответу. Уже горячо. Некая птица поманила за собой. И имя этой птицы - Бурятский кучерявый страус. Наши танкисты гор во главе с бурундуком Бурей исследуют миграцию редкой птицы, что проводит лето у нас в Свердловской области, а зиму во Французской стороне. Академия наук направила Бурята (он же открыл эту птицу, доселе неизвестную уральцам) и его помощников по следам страусов. По возвращении от ребят ждут подробного выступления в Екатеринбурге, в Уральском Центре Академии Наук. Загадка кучерявой птицы должна быть решена!

Проходя ночным маршем город Ниццу, Бурят специально направил танки к находящемуся там Отелю «Негреско» — знаменитому отелю класса люкс в стиле неоклассицизма на Английской набережной в Ницце, символу Лазурного Берега. Открывшийся 4 января 1913 года отель получил своё название по румынской фамилии своего хозяина Анри Негреско. Строительство и обустройство отеля обошлось в 3 млн золотых франков. Среди именитых постояльцев «Негреско» числятся Коко Шанель, Эрнест Хемингуэй, Марлен Дитрих. Прожектора и фары осветили здание. Швейцар Отеля вышел, по-видимому, поприветствовал танкистов гор (из-за рычания тридцати двух танков ничего не было слышно) и указал направление дальнейшего движения  - на Канны.

Кинофестиваль в Каннах ещё не начался, но улицы города уже пестрели плакатами российского фильма Свердловской киностудии "Город Чашки - Трижды женат". Многим танкистам показалось, что с гигантских панно фильма их приветствует бурундук Буря, так сильно похож главный герой киноленты на учёного-орнитолога, сидящего за рычагами головного танка.

Вскоре колонна отвернула от Лазурного берега и двинулась вглубь территории Франции. Бурят прочертил на карте жирную красную линию, проходящую через город Экс-ан-Прованс, что в департаменте Буш-дю-Рон. Дальше было не ясно: Авиньон, Сен-Реми-де-Прованс, Арль или Тарaскон? Следы Бурятского кучерявого страуса становились менее чёткими на асфальтовом покрытии шоссейных дорог Прованса. Один раз их (следы) даже полностью потеряли, вызывали вертолёты поддержки из Ростова на помощь. Хорошо, что лётчики и техники-наводчики смогли разглядеть в своих спец-приборах чёткие орнаменты, оставленные лапками страусов. Сделав своё дело, летучие крепости улетели, описав кружок-другой-третий над центром Парижа.

Следы страусов привели в Камарг — болотистую местность на юге Франции, в дельте Роны, где расположены несколько заповедников. Общая площадь — 930 км;. Ландшафт — солончаки, тростниковые болота, морские лагуны, наносные песчаные острова. Сам Камарг разбивается двумя рукавами Роны на три основных части:

Малый Камарг к западу от Малой Роны;
Plan du Bourg к востоку от Большой Роны;
а центральную часть, между обоими рукавами Роны, занимает Большой Камарг, большую часть которого занимает лагуна.

Здесь в Камарге Бурятскому кучерявому страусу легко спрятаться в толпе розовых фламинго. Танкисты гор быстро нашли надёжный метод поиска страусов между фламинго. Продолжительная пулемётная очередь над головами птиц побуждает фламинго взлететь. А страусы летать не могут.

Продолжение следует (если Вам, читатель, понравится)…
 
 
 
Picture:  The Bed, 1898, Henri de Toulouse-Lautrec