Мы и история

Аккакий Волоков
   Здравствуйте, дорогие соотечественники!
  Не очень двинутый в интернет-пространстве, но болеющий за наше настоящее и будущее, нашёл единственный путь поделиться с теми, кому интересна наша История.
  Кто то почитает. С кем-нибудь поделится. Но это интересно - потому, что это историческая правда. Правда о нас, для тех кто родился на этой земле, кто считает себя русским, и гордится этой национальностью.
  Я не сделаю открытия для выпускников филологических ВУЗов, для тех, кто добросовестно изучает Историю России от альфа-времён - ну что ж? Кому как.
  История всегда не однозначна: она полна падений и подъёмов, постыдных страниц и героических подвигов. И вот одна из них.
 
  В 17-ом веке ужасно возросла необходимость воспользоваться услугами западных учителей. Сдвинулось в головах высшей власти, что у нас, что то не так. Решили попробовать пригласить иностранных учителей. Хотя бы для царевича Феодора Алексеевича.
  Среди них первыми, в памяти потомков, оказались - грек Пансий Лигарид, белорус Симеон Полоцкий и серб Юрий Крижанич. Каждому из них досталась не лёгкая доля на "поле образования" России. Но! Она и сейчас не лёгкая для истинных ревнителей народного образования...
 
  Я остановлюсь в своём эссе о сербе Юрие Крижаниче. Человек незаурядного ума, честно преданный делу, за которое  взялся, он не оставался равнодушным ко всему, что видел негативного на территории нашей страны. Владея литературным даром, Крижанич сформулировал своё видение и оценку России в книге, которая была читаема в высших кругах, в том числе и у великого государя.

  Воспользуюсь я  исследованием С. М. Соловьева "Россия перед эпохою преобразования".
  Вот как знакомит читателей великий историк с работой Юрия Крижанича.

  "Нас, разумеется,должны занять его "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДУМЫ", обширное сочинение, в котором он начертывает печальную картину состояния России, требует важных преобразований, требует науки и вместе с тем старается возбудить самую сильную недоверчивость, ненависть к людям, от которых можно было заимствовать науку, средства к выводу России из её печального состояния, к иностранцам, к немцам, как к прирожденным врагам словян(!)"
 
  Категоричность формулировок сочинения Юрия Крижанича не во всём соответствовала реалиям социального состояния России, но оно было важно для периода перед эпохой  преобразования. И, очевидно, в какой то мере послужило "тленной искрой" дальнейшим событиям.

  "Русских людей тяготила страшная бедность: Крижанич указывает на богатейшие западные государства, указывает и на то, почему они так богаты: Англия и Нидерланды потому богаты, что там разумы у народа хитры, морские пристанища и торги отличные, цветёт всякое ремесло, земледелие и обширная морская торговля; ещё славнее и счастливее бывают государства, когда в нём при этом и законы хороши, как, например, во Франции. А Россия? При всей своей неизмеримой ширине и длине она со всех сторон заперта для торговли... умы народа тупы и косны, нет ни какого умения ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве; русские, поляки и все словяне не умеют вести дальнюю торговлю ни сухим путём, ни по морю; купцы русские не учатся даже арифметике, от того иностранным купцамни чего не стоит их обмануть. Русский человек сам ни чего не выдумает, если ему не укажут, книг у него ни каких нет... он ленив, не промышлён... язык его беден, беднее всех главных европейских языков, потому не удивительно, что и разумы наши тупы и косны... истории русский человек не знает, ни каких политических разговоров вести не может и потому иностранцы его презирают.
В покрое платья высказывается разум народа: русское платье некрасиво и не удобно, за него иностранцы зовут нас варварами, особенно нерасчёсанные волосы и борода, остриженная голова делает нас мерзкими, смешными, какими то лесовиками.
  Едим мы нечисто, деньги прячем в рот; мужик держит полную братину и пальцы в ней окунуты, так и гостю подаёт; квас продаётся погано, посуда не моется.
  Датский король сказал о наших послах: "Если эти люди ещё ко мне придут, то должен буду построить им свиной хлев: потому что, где они постоят, там ни кто не может полгода жить от смрада".

  Не берусь утверждать ( мне и Сергей Михайлович Соловьёв не позволит!), что серб (словянин!) Юрий Крижанич испытывает патологическую ненависть к России, описывая мрачную картину нашего прошлого бытия. Но ещё кое что...
 
  "Во всём свете нет такого безнарядного и распутного государства, как Польское, и нет такого крутого правительства, как в России. Расплодились в русском народе премерзкие нравы, так что перед другими народами русские являются обманчивыми, неверными, склонными к воровству, неучтивыми в беседе (а у нас и сейчас есть!А.В.), нечистоплотными. А от чего всё это происходит? От того, что всякое место наполнено кабаками, заставами, откупщиками, целовальниками, выемщиками, тайными доносчиками: люди отовсюду и везде связаны, ничего не могут свободно делать, трудом рук своих не могут свободно пользоваться. Все должны делать и торговать тайком, в молчанку, со страхом и трепетом, укрываться от огромной толпы правителей или палачей."
 
  Что то до боли знакомое пишет серб Юрий Крижанич в 17-ом веке!.. Только должности называет по другому.


                ( продолжение будет )