Ты только живи, миленький...

Эндрю Сизар
Действующие лица:
Ивановы:
бабка Агафья 70
Маруся (дочь Агафьи) 30
Настенька (внучка Агафьи) 17
Боровицкие:
Прасковья (врачиха) 46
Анюта (её дочь) 20
___________________
Русские солдаты (3 человека)
Немецкий солдат - 26
Санитарка Люська - 30
Смерть
Глаша (малахольная) 27
Тимофей (раненый солдат) 25
В рассказах:
Раиса (мама Настеньки. мертва)
Степан (сын Агафьи. погиб на фронте)
Василий (муж Маруси. на войне) 34
Пётр (брат Глаши. погиб)
Действие первое
Деревня, вечер. На лавке сидят Маруся, бабка Агафья, Настенька. (поют/вяжут/стирают). К ним подбегает Глаша с письмом и орёт:
Глаша: Бабоньки! Бабоньки! Мне письмо пришло! Прочитайте - наверно Петька пишет!
Настенька (берёт письмо, смотрит на Агафью, та же кивает ей): Здравствуй, сестричка моя, Глаша. Пишу тебе я из деревни глубокой, в которую нелёгкая меня занесла. Всё у меня хорошо - кормют, поют, баню топют раз в две недели. Скоро вернусь. Жди меня. Твой Петруша.
Глаша: Ой, девки! Брат! Петруша! Придёт скоро, а у меня беспорядок. Пойду приберусь. Ой, ой, ой... (убегает).
Агафья: Ццц... Бабе третий десяток, а всё ждёт, верит... Сказать уж, чтоли...
Настенька: Да нет, баб, пусть лучше живёт да радуется, верит да надеется.
Агафья: И то верно. Помер Петька, да пусть хоть она подольше поживёт. Читай что там на самом - то деле.
Настенька: Васька пишет, Маруся! Твой Васька - то! На, смотри! (протягивает письмо Марусе)
Маруся: Ой, беда - то одна на всех, значит и секретов быть не должно. Читай, молодая, читай скорее.
Настенька: Здравствуй, Маурушенька! Как же я скучаю по тебе, как же я хочу тебя обнять... (женщины уходят, а на сцене появляется Василий, сидящий в окопе и пишущий письмо. Голос Настеньки сменяется голосом Василия.)
Василий:  ...да прижаться к щеке твоей горячей... Ты уж и родила, поди- ка... Девочку, красоточку! Леночкой назвала? Как мы с тобой и мечтали... Ой, Маруся, милая моя! Приду. Вернусь! Лишь бы в глаза твои смотреть, да любоваться, как и раньше... Жди меня, родная, жди. Люблю тебя, Маруся. Твой Васька.
Маруся (утирая слёзы и смеясь): Милый мой, сахарный! Живой, невредимый... Жуть как жду. Ой, бабы, жуть как жду... (запевает песню).
Настенька: А ведь я тоже любви хочу, чистой светлой, как у маменьки моей с папенькой.
Агафья: Ты откуда знаешь - то какая любовь у них была? Ты ж только родилась, так мать слегла да зачахла, да померла...
Настенька: А я знаю! Ведь ты сама говорила - что такие девки только от чистой да светлой любви рождаются.
Агафья: Ох, молодо - зелено! Идите спать уже, завтра на покос, да и Ленка уж дремлет не первый час.
Действие второе
Покос. На поле Ивановы (кроме Агафьи) и Боровицкие.
Анюта: С войной этой, да с похоронками вечными спина не гнётся, руки ноги отнимаются... Господи, когда ж война - то эта проклятущая закончится?! (с надрывом) Когда ж мужики - то наши вернутся?! Тяжело - то как... (потирая суставы) Матушка, может посоветуешь чего?
Прасковья: Дочка, миленькая, я хоть и врач, а сама ничего уже не могу, да не понимаю... Надо ждать и терпеть! Надо ждать и терпеть... Может Настенька чего посоветует.
Анюта: И то верно - с детства ведь она славится знаниями - то своими о травах. Настенька, подскажи - может отвар какой-нибудь?
Настенька: Так крапивы жгучей нарви, засуши, да настои пей, поприкладывай. Может оно и пройдёт. И спать спокойнее будешь.
Прасковья: Только не переусердствуй, а то на покос тебя не дождёшься потом, Спящая Царевишна! (смеётся) Настенька, к нам тут больного привезли с фронту - может подсобишь как - нибудь? Нога у него ранена сильно - не заживает никак. Лекарств, сама знаешь, нет в лазарете...
Настенька: Посмотрю, помогу чем смогу - так и быть.
Прасковья: Пойдёмте, бабоньки, домой. Уж вечереет...
Глаша: Бабы, бабы! Похоронка! Похоронка пришла! Читайте, бабы!
Настенька: (онемев) Маруся, Маруся! На... на Васю похоронка! (Маруся обессилев садится)
Маруся: Да что ж это?! Вчера ж ещё письмо только пришло - то что жив, здоров, что вернётся... (плачет)
Глаша: (улыбается) Маруся, хорошо всё будет! (берёт за плечо и толкает) Не плач! Всё хорошо будет, милая! Всё хорошо будет... Улыбнись!
Маруся: Ой, дура! Помер твой Петька, а ты и горя не знаешь. А все молчат - берегут тебя! А ты и рада тому верить, дура! Уйди к чертям собачьим!
Глаша: Да как это помер - то? Вчера ж сами читали, что жив да здоров. Как это, Настенька? Как это? (бросается с кулаками на Настеньку, Прасковья хватает Глашу за плечи и уводит. Анюта и Настенька поднимают Марусю и уводят)
Действие третье
Настенька заходит в лазарет с Леночкой на руках. На лавочке лежит Тимофей, который при виде девушки вскочил.
Тимофей: Здравствуй! Тимофей. (протягивает руку)
Настенька: Здравствуйте! Настя. (пожимает руку) Показывайте свою рану. (Тимофей поднимает штанину) Ох, что ж это с Вами произошло?
Тимофей: (опускает штанину) Да не "Вы"-кай ты! Это мне пуля прилетела, а было всё примерно так...

Настенька уходит. На сцене появляются деревья. Русские солдаты (пишут/разговаривают/дерутся (тренируются)/точат ножи/обсуждают план). Тимофей что -то чертит палкой на земле и тут слух его привлекает шорох и треск - за кустами он видит, как немецкий солдат тащит их вещи.
Тимофей: Стоять! Руки вверх! (немецкий солдат бросил рюкзак и онемел, потом медленно повернулся и вопросительно вздёрнул голову. Тимофей хотел было подойти ближе, но тут немецкий солдат выхватил свои пистолет и выстрелил в ногу Тимофею, поднял рюкзак и побежал)
Русские солдаты: 1 - Чу! Кто там стреляет?
     2 - А пошли проверим! Поди Тимофей по белкам. Ой, Тимоха! Там Люся проведать зашла нас, а ты всё невподад...
     3 - От ему влетит за трату патронов - то! Тимоха! Отзовись! (увидел лежащего Тимофея).
     2 - Люся, Люська! Быстрее беги сюда!
     1 - За ним, скорее! Фриц в лес побежал (1 и 3 солдаты убегают)
Люська: (быстро прибегает) Клади его на лавку! Тащи воду! (солдат и санитарка убегают, звуки становятся тише. На сцене появляется Настенька. Декорации опять сменяются лазаретом).
Настенька: Вытащили хоть?!
Тимофей: Вытащить - то вытащили, но нога всё равно не заживает. А вы врач?
Настенька: Да нет, я травница - календулу да манжетку собрала для заживления раны скорейшего, чтоб Вы... ты выздоровел скорее. (смущается)
Тимофей: Может и поможет, к тому же ручки - то женские ещё большая подмога! (улыбается) А ребёночек Ваш?
Настенька: Нет, Маруськи - тети моей. На мужа её похоронка пришла - я её крапивой отпоила и спать уложила, а ребёночка взяла - бабушке тоже отдых нужен. А ходить хоть немного - то Вы можете?
Тимофей: Опять Вы? (улыбается) С костылями могу, а много идти надо? Да и куда?
Настенька: Бабушка ещё говаривала, что Вы можете и у нас пожить, так что пойдёмте - в лазарете ночами холодно. (уходят)
Действие четвертое
На лавке сидит Агафья. Подходят Настенька и Тимофей.
Тимофей: Здравствуйте, Агафья Никитишна!
Агафья: Здравствуй, милок! Уж и имя моё знаешь. (улыбается) Ты решил всё таки к нам?
Настенька: Я пойду Леночку уложу. (уходит)
Тимофей: Настенька сказала, что можно у Вас остаться, что холодно в лазарете, да я и сказать - то ничего не успел - собрала да повела! (улыбается).
Агафья: Да живи, Тимоша, сколько влезет. Ты только живи, миленький...
Из дома выходит Настенька.
Настенька: Пойдёмте, Тимофей! Я вас покормлю, да постель приготовлю.
Настенька и Тимофей уходят. Из дома выходит Маруся и садится рядом с Агафьей.
Агафья: Ой, милая, ты пойми - Смерть то не просто приходит - это испытание тебе, чтобы ты жила, да сильнее становилась. Ведь я сколько их пережила! Сначала дед мой зачах, а потом и жить долго приказал. Раечка Стёпкина после родов, а потом и сам Стёпка на войне погиб... Да вот и Васька твой птицей белою летает поди над нами, да смотрит.
Маруся: Матушка, а помнишь как ты ругалась то сначала, как бегала за мной, чтобы я дружбу с ним не водила? (приобнимает Агафью). Как мы от тебя прятались на чердаке?
Агафья: Помню, дочка, помню... Так ведь проверяла - настоящая у вас любовь, али нет! (улыбается) Оказалась - настоящая, крепкая!
Маруся: (смотрит вдаль) Там вона Боровицкая поди с покоса чешет. Глашку уводила и косу, видать, забыла.
Агафья: Нет, милая, то смерть за мной идёт...
Маруся: Матушка, ты прекрати чушь - то языком своим чесать! Ещё всех нас переживешь. Айда спать!
Агафья: Да уж, дождусь гостью, чтобы в дом не пустить.
Маруся: (махнув рукой) Ну тебя!
Маруся заходит в дом. К Агафье подходит Смерть, берёт её за руку и уводит вдаль.
Действие пятое
На лавке сидят Настенька и Тимофей в чёрных одеяниях.
Тимофей: Настенька, милая! Чтож ты ни жива, ни мертва?
Настенька: Тяжко мне - умереть хочется - все родные почти померли. Один ты у меня отрада.
Тимофей: Не говори ты, Настенька, о смерти, а то услышит - придёт. (берёт за руку)
Настенька: Ты, Тимоша, прости, но полюбила я тебя всем сердцем... И теперь дороже тебя никого для меня не осталось, только Маруся и Леночка, но горе нас разлучает потихоньку...
Тимофей: Да и я тебя, Настенька, полюбил. Война закончится - женюсь! Женюсь родная! Любимая моя, а кроме тебя и нет никого у меня теперь на свете белом...
Уходят. На лавку садится Маруся с Ребенком.
Маруся: Дитяте ты моё, солнышко ясное! Ты у меня осталась одна... (запевает колыбельную)
По белому свету, по ясному небу
Лети, голубочек, лети...
Спаси ты бравых солдат, да к Богу
Ты чистые души отправь.
Да на кровавых полях, раздольных
Чистые души ищи...
А матерям сыновей, женам мужей
Домой верни...
Действие шестое
На лавке спит Тимофей. В комнату заходит Настенька и присаживается рядом.
Настенька: Боженька, миленький! Пощади семьи моей остаточки - Леночку да Маруську, ведь всех же смерть забрала - и матушку, и батюшку, и дядечку, и бабусечку... Село будто вымерло - пустошь, тишина... Бабы пашут без продыху, а мужики все на воюют или помёрли. Когда ж война эта проклятая закончится?
А Тимошу - то, Тимошу помотало по свету, побило немало. Схорони ты его, Боженька, не забирай к себе! (подходит к Тимофею и гладит его по голове)
Ты только живи, миленький! Ты только живи...
конец