Ещё о науке и инновациях

Валерий Попов 3
Июнь 2015 года, я иду по  городу, по наукограду Протвино и  грустные мысли  не покидают меня. В этом городе, своим рождением который обязан протонному ускорителю У-70 и институту физики высоких энергий (ИФВЭ) прошла большая часть жизни. Судьба свела меня с выдающимся учёным, создателем всемирно известной конструкции линейных ускорителей с ВЧ-квадрупольной фокусировкой (RFQ) В.А. Тепляковым, в его отделе я проработал более 10 лет и хорошо помню высококлассную команду специалистов, созданную им. Я иду по заросшей тропинке к отделу линейных ускорителей (ОЛУ), к комплексу зданий, построенных специально для команды Теплякова с целью создания современных проектов ускорителей. Здесь прошли последние годы творческой работы В.А. , к сожалению совпавшие с лихими 90-ми, когда про науку просто забыли. Теплякова знают во всём научном мире, все ускорительщики  и то, что его дело не продолжается, что страна ничего не имеет от этого научного  направления, вина нашего общества.
Открытие в ИФВЭ (И.М.Капчинский и В.А.Тепляков) принципа высокочастотной квадрупольной фокусировки (ВЧК-фокусировки или RFQ) стало одним из  крупнейших достижений в физике и технике ускорителей второй половины XX века. В настоящее время линейные  ускорители протонов и ионов с ВЧК-фокусировкой широко используются в мире в инжекционных каскадах ускорительных комплексов, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования. Это достижение и создание первого в мире ВЧК-ускорителя (УРАЛ-30) удостоены Ленинской премии, а также премий Американской ускорительной школы и Европейского физического общества.
Мы много кричим об инновациях, о нанотехнологиях и равнодушно созерцаем, как теряем многое рядом, под боком. Как тут не вспомнить мудрое изречение – что имеем не храним, потеряем плачем.. Пройдёт время, будем вспоминать и сожалеть. Я помню, как создавался отдел, его производственая великолепная база, оснащённая современным оборудованием, помню, как мы впервые изготовили сложнейшие волновые электроды, расчитанные командой Мальцева А.П. А ещё помню новую конструкцию 2-х камерных резонаторов, прецизионную установку электродов и многое, многое другое. Так случилось, что работая в Германии, мне пришлось участвовать в проекте аналогичной начальной части для американской  лаборатории в Окридже (SNS RFQ), практически повторяя конструкцию Теплякова, правда на новом технологическом уровне. Многое для меня было знакомо и понятно. Сколько раз я ловил себя на мысли, что и мы бы могли силами  нашего отдела в Протвино делать современные ускорители, зарабатывать хорошие деньги, ведь всё для этого было и производственная база и прекрасная команда, но не сложилось, всё приходит в упадок и дорожки зарастают..
Американец Джим Стовал пишет историю RFQ с момента создания и до наших дней. Эта работа начинается с фотографий изобретателей RFQ И.М. Капчинского и В.А.Теплякова и первого модуля ускорителя с ВЧК – фокусировкой, созданного ещё в 1972 году. Сегодня техника и технологии шагнули далеко и современные возможности позволяют создавать уникальные малогабаритные ускоряющие структуры, но принцип остаётся прежним.
У меня заканчивается контракт с фирмой “Research-Instruments” и вот, после более чем 10 летнего отсутствия,я снова в моём родном наукограде . Протвино расположен в 100км от Москвы и в 16км от Серпухова, у слияния рек Оки и Протвы. Построен город на месте соснового леса, строители старались по возможности оставить деревья, их можно видеть и сегодня между высокими домами, где  по- прежнему много зелени.
55 лет исполнилось этому городу,  город обязан своим рождением институту физики высоких энергий и самому большому по тем временам протонному ускорителю. Многие новые жители скоре всего  и не знают этого. Сегодня институт переживает не лучшие времена, можно сказать выживает. Престижная работа и наука остались в прошлом, зарплаты по современным меркам смешные, количество сотрудников  уменьшилось в несколько раз. Правда остался вечный памятник институту и нашей науке – это 27-километровый тоннель под землёй на границе Московской и Калужской областей на глубине 50-100м, который никто не знает, как  теперь использовать. Под этот проект нового ускорителя(УНК) были построены также и производственные площади, заброшенные сегодня. Огромные  деньги были выброшены на ветер.
Я никак не могу понять, почему имея такой научный потенциал, производственную базу мы не можем прокормить  даже себя?  Моя фирма в Германии, имея всего 200 сотрудников, успешно ведёт проекты для физиков по всему миру, это и Корея и Китай и Америка и многие другие страны,  при том, что у неё нет ни расчётчиков ни ускорительщиков, а у нас всё есть и ничего, дорожки к комплексу зданий  отдела линейных ускорителей зарастают. Кто виноват и что делать?  Нет ответа..
Я думаю Сколково это хорошо, а почему не Протвино?  Почему город постепенно превращается в заурядный спальный район?  Нет ответа..
Я иду по заросшей  дорожке к ОЛУ, грустные мысли в голове, впереди в лесу несостоявшиеся инновации и нереализованные возможности, моё прошлое,  встречаю бывших коллег, все постарели и поседели, мы долго стоим и вспоминаем минувшие дни, вместе грустим..