дедушкин диван

Александр Слащёв
Мама привезла из деревни диван. «На нём ещё твой дедушка спал», – многозначительно сказала она сыну Вите. Про дедушку, Вите рассказывали много раз: и то, что учился он превосходно, и то, что два института, «с отличием», окончил, да вот только не сложилась его судьба: почему-то не смог он работать по специальности, хотя говорят, на любой вопрос знал ответ.

А когда умирал, вдруг попросил, чтоб, после его смерти, диван немедленно сожгли, а почему – не сказал. Всю жизнь он проспал на этом диване и тут на тебе…

Пожалели диван, привезли в город, решили: пусть на нём внук спит. В первую же ночь приснился Вите удивительный сон: будто попал он в огромную библиотеку, где книг, газет, журналов столько, что глазом не охватить. Вышел к нему старичок: маленький такой, смешной, борода до пят, да и говорит: «Ну, вот теперь ты будешь знать ответ на любой вопрос».

– Как это? – удивился Витя.
– Очень просто, – ответил старичок, – если ты будешь спать на этом диване, то я буду знать какие вопросы тебе зададут завтра и подскажу тебе.
– Как? Подсказка? – разочарованно произнёс мальчик.
– Да, никакая это не подсказка: ты просто открывай рот, а ответы сами выскочат.
– Но ведь сам-то я не буду знать ответ?
– Так узнаешь, – старичок рассмеялся, – Ты только попробуй, тебе понравится…

Тут зазвонил будильник, и Витя проснулся. Он быстро оделся, позавтракал и заспешил в школу. Первым был урок математики.

– К доске пойдёт Севостьянов, - сказала учительница, - и попробует решить одну сложную задачу.

Услышав свою фамилию, Витя пошёл к доске и только успел взять мел, как рука сама начала писать, да быстро так: Витя даже вспотел,  поставив последнюю точку.

Учительница обернулась из-за стола, посмотрела на доску и радостно отчеканила: «Молодец! Ставлю тебе 10-ку!!!

С тех пор началось: чтобы ни спросили мальчика Витю: на любой вопрос он давал исчерпывающий ответ. Закончил он школу с золотой медалью, с «красным дипломам» институт, потом академию, поступил в аспирантуру и…

Снится ему, однажды, на старом дедушкином диване, сон: снова огромный зал с книгами, снова старичок с бородой, смотрящий почему-то в сторону и говорящий: «Завтра ты должен идти к студентам и начать давать им знания. Пока ты не дал им знания, вопросов к тебе не будет: значит и мне делать нечего.

– А какие знания должен я им давать?
– Я не знаю, на кого ты учился, – простодушно пробурчал старичок.
– И я, честно говоря, не знаю, – сам себе удивился Витя, – мне задавали вопросы, я – отвечал и даже, ответов своих не помню»
– Да... – почесал затылок старичок.
– Да ты мне всю жизнь испортил, – вдруг понял Витя, –  ведь я ничего не знаю, я только и делаю, что отвечаю на вопросы, как машина. Ты превратил меня в говорящий компьютер…
– Ну, что ж, ты можешь перестать спать на диване и начать учиться снова, самостоятельно, без меня.
– Что, снова пойти в 5-й класс?
– Да… – старичок почесал в затылке, – поздновато…
–А теперь я тебя спрошу: «Кем мне работать?», – на этот вопрос ты хоть знаешь ответ?
– На этот знаю! Устройся-ка ты на работу в справочное бюро. Там всегда задают много вопросов, а уж я-то тебе по старой дружбе помогу, – старичок хитро подмигнул Вите.

С той поры так и работает наш герой в справочном бюро, а мечтал строить космические корабли, быть космонавтом…