Начало июня пятнадцатого. В интернете случайно набрел на документальный фильм о сне. Тема интересует давно. Решил посмотреть что нового добыла наука о "гипносе".
Начался фильм. Идут красивые картинки. Вечерний город. Огни. Вот спальня. Спит ребенок. И взрослые готовят свои постели. Тут диктор доверительным голосом сообщает:"Наступил вечер. За ними приближается ночь, и семь миллиардов жителей земли ложатся спать".
Доверие к такой науке как-то сразу сникло. Интерес сохранился.
Но уже другой - какие еще приколы услышу. Заканчивался фильм, по законам жанра, теми же словами. То есть все семь миллиардов с наступлением ночи в одночасье заваливаются спать.
Вечером звоню бывшему сослуживцу. Он астроном. Рассказываю. Выражаю недоумение.
- Ну, ладно диктор. Что дали, то и читает. Но есть продюсер, директор, редакторы, режиссеры. Уборщица, наконец. Тоже ведь в школе когда-то училась. И все пропустили такую ляпу? Объясни феномен.
- Феномена здесь нет. Есть закономерный результат работы нашей теперешней системы образования.
- Поконкретнее можешь?
- Без проблем! Как недавно выяснилось, в начале девяностых перед Наробразом была поставлена задача: из грядущих поколений россиян воспитывать потребителей.
- Потребителей?!
- Да! Именно потребителей. Отсюда такое упорное внедрение в школе ЕГЭ-угадаек. Выбиралок. Зачем потребителю точные знания?
Пришел в супермаркет. Перед тобой, положим, тушенка. От трех разных производителей. Берешь первую банку. Читаешь что производитель тебе пишет. Потом - вторую. Затем - третью. И выбираешь.
- Читать-то он хоть должен уметь?
- Да! Правда, желательно - на английском. Кстати, для потребителя посещение супермаркета - почти священодействие. И уже что-то близкое к профессии. Шопинг называется.
- Посещение туалета - сортиринг? Писсуаринг? Нет?
- Пока - нет. Но можешь предложить идеологам потребительской концепции воспитания грядущих поколений. Мысль глубокая. И в струю, так сказать.
- Думаю, не примут.
- Пожалуй, - да. Во-первых, потребитель нужен как источник обогащения для тех, кто рулит. А доходы от шопинга и от сортиринга несопоставимы. Поэтому сортиринг не прокатит. По крайней мере пока.
- А во-вторых?
- Во-вторых, потребитель не опасен. Пасется себе и пасется в супермаркете. Как корова на лугу.
- Не скажи! Крыловская свинья под дубом, как ты помнишь, наевшись желудей, стала подрывать его корни. Они, мол, мне не нужны. Невежество опасно.
- Подойдет охранник и скажет:"Это делать запрещено!"
А вот если потребитель вдруг оторвет взгляд от прилавков и витрин, станет смотреть по сторонам. А, не дай бог, - еще и вверх. Да размышлять начнет:"А чей это супермаркет? Кто он?" Это гораздо опаснее. Дуб ведь свинье сказал:"Когда б могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что желуди на мне растут".
Задача воспитания потребителя - не дать поднять рыло.
- Да, но мы совсем ушли от моего вопроса.
- Ничуть. Астрономия, как дисциплина противоречащая поставленной задаче, то есть - воспитанию все того же потребителя, была исключена из школьного курса.
Теперь мы получаем результат. То первое, безастрономическое потребительское поколение, сейчас это двадцати пяти - тридцатилетние молодые люди, входят в активную жизнь страны. Они уже продюсеры, режиссеры, редакторы, диктора. И уборщицы. Куда без них?
Но мировоззрением все - средневековые обыватели. Для них Земля опять плоская, как блин. Поэтому: пришла ночь - и все семь миллиардов разом повалились спать.
- Горе!
- Ничего. Придут новые коперники, бруно и галилеи. Вот увидишь!
- присутствую и на стихи.ру