Основатель Российской военной разведки часть 6

Ирина Склярова
        Мало кто в нашей стране знает, что основателем военной разведки в России, является
Барклай де Толли.
     Этот гениальный стратег  неоднократно отмечал,» что сильное государство  должно иметь сведения о   военных приготовлениях соседей».
      Став, в 1810г. военным министром, Барклай доложил императору Александру1 о  необходимости наращивания усилий по сбору сведений о французской армии.

Была создана «Экспедиция секретных дел».

       В русские посольства, находящиеся  в ряде европейских стран, были направлены офицеры русской армии, которых до 1917 г. называли военными агентами.
Эти офицеры были опытными командирам: знали военное дело, иностранные языки,  были любознательными и наблюдательными людьми.
 В частности, в Дрезден был направлен майор В.А. Прендель, в Мюнхен - поручик П.Х. Граббе, в Мадрид - поручик П.И. Брозин. В Париже действовал полковник А.И. Чернышёв. В Вене и в Берлине - полковники Ф.В. Тейль фон Сараскеркен и Р.Е. Ренни
Барклай лично направлял перечень интересующих военное министерство разведывательных данных.
 Военный министр также регулярно просил российских послов и военных агентов "закупать издаваемые в стране карты и сочинения в военной области" и обещая: "Сколько же на это потребно будет суммы, я не премину своевременно выслать".
 
  Барклай был заинтересован в получении и других сведений разведывательного характера. Так, он просил послов "не менее ещё желательно достаточное иметь известие о числе, благосостоянии, характере и духе народа, о местоположениях и произведениях земли, о внутренних источниках сей империи или средствах к продолжению войны".
 
  Убеждая посланников в необходимости добывания военных сведений, Барклай писал: "Настоящее ваше пребывание открывает удобный случай доставать секретные сочинения и планы".
 
  Подобные письма, в конце 1810 года были, так же направлены военным министром и другим российским послам, в том числе: в Австрию - графу П.А. Шувалову, в Саксонию - В.В. Ханыкову, в Баварию князю И.И. Барятинскому, в Швецию фон Сухтелену и во Францию князю А.Б. Куракину.
 
  Однако усилия Барклая и экспедиции секретных дел были не очень результативными. Главы дипломатических миссий и состоящие при них военные агенты, недостаточно обращали внимания к военным приготовлениям в Европе. Те же военные сведения, которые доходили дипломатическим путём в министерство иностранных дел, не всегда сообщались оттуда военному министру.

                http://www.proza.ru/2015/06/19/478