Это нам не задавали гл. 10 Первая консультация

Людмила Каштанова
               
 
       По совету бабушки, Марина, наконец,  решилась поговорить с Олегом Николаевичем о подготовке ее по истории.  После уроков, проводив Лену  до дому, она быстро вернулась в школу и  стала поджидать учителя  около  учительской.
     - Олег  Николаевич, можно вас? — окликнула она, когда он вышел.
        Он вопросительно взглянул на смущенную ученицу. Разительные перемены в ней  произвели на него приятное впечатление.
     - Марина? Я вас слушаю! 
     - Олег Николаевич, -  Марина  волновалась и говорила несколько сбивчиво. - Мне очень нравится история, и я хочу, как вы, быть историком -  столько же знать и другим передавать свои знания. Вы бы не могли мне в этом помочь, чтобы  провести несколько консультаций, чтобы я могла поступить в институт? За плату, конечно, ведь вы потратите со мной свое время.   У нас есть деньги, только бы вы согласились.

       Необычная просьба его озадачила.  По правде говоря, ему не хотелось ни с кем заниматься, даже за деньги, но ей,  одной из лучших своих учениц, неудобно было отказать.
       - Вот как? Вам до такой степени нравится история, что вы захотели  стать историком? Это похвально. Что ж, я не могу вам  отказать, хотя, признаюсь, это  неожиданность для меня.   Пойдемте где-нибудь сядем и поговорим об этом.
      Они нашли  пустую аудиторию и вошли.  Учитель  выбрал место в среднем ряду за первой партой, а она села за вторую . 
      - Я понимаю так: вы хотите выдержать конкурс при поступлении в институт на исторический факультет, так? – спросил Олег.
      - Да, именно так.

      - Прекрасно! Давайте подумаем, как вы будете готовиться к вступительным экзаменам. Это довольно несложно. Просто, надо взять все учебники, начиная с пятого класса по одиннадцатый и читать каждый день вместо художественной литературы, кроме программной, разумеется. А моя роль будет сводиться  к проверке ваших знаний в виде вопросов. Начать надо с истории древнего мира. Как только учебник  будет  выучен, проведем контрольную проверку в виде письменных вопросов. Для этого организуем встречу  в  кабинете истории  не более, чем на час.     При себе всегда иметь учебник, общую тетрадь, ручку.
       Итак, дома  вы будете учить главы, кратко вести конспекты о главных событиях, с причинами, выводами, датами.  На контрольных занятиях вы будете  устно  отвечать на мои вопросы. Я буду  ставить  оценки, условно, конечно, но они будут отражать уровень вашей  подготовки. Если уж решили готовиться к поступлению на исторический, то послаблений никаких не может быть. Все понятно?
      - Да, Олег Николаевич!  Большое вам спасибо, что согласились! – обрадовалась она и добавила:- Я так боялась, что откажете.
      -  Отчего же не помочь  способной и прилежной ученице? -- всерьез  проговорил он. – Ну, как говорят, с Богом! Желаю успехов. 
   
       Марина ликовала: Олег Николаевич согласился ее консультировать, ура! Еще он обратил внимание на ее вид,  не зря бабушка сшила ей  модную  форму. Дома  Марина  сообщила  матери о разговоре с Олегом Николаевичем.
       - Значит, работы у тебя прибавилось. Теперь ты   так должна  спланировать  свое время, чтобы  успевала делать все дела, в том числе и домашнюю работу, – заметила Галина Петровна.
      Марина согласилась с этим и составила режим  дня на всю неделю,  чтобы успевать делать все необходимые дела, и его повесила перед письменным  столом, чтобы он всегда был перед глазами. Теперь осталось его соблюдать, что было самым  трудным.

       Она  каждый день стала заниматься самостоятельно, читая историю древнего мира по  главам. Через полтора месяца она осилила первый учебник и сообщила учителю, что готова ему сдать историю древнего мира. Он договорился с ней на пятницу после пятого урока в своей аудитории.
      В пятницу  они встретились в назначенное время в кабинете истории, и только расположились для проведения  занятия, как дверь  открылась, и вошла  Тамара  Сергеевна, учитель математики. Увидев их, она смутилась и проговорила:
      - Извините, Олег Николаевич, вы тут занимаетесь, а мне дали эту аудиторию для проведения факультатива с ребятами.
      - Вот незадача. – Он посмотрел на Марину. – Что ж,  придется нам искать другое место. Уходим отсюда.
       - Олег Николаевич. Извините еще раз, что так получилось.
       -  Ничего, не беспокойтесь. Мы что-нибудь придумаем, - выходя из аудитории, проговорил он.

      За дверями он заговорил с обеспокоенной Мариной:
      - Извините, небольшая неувязочка  получилась. Теперь не просто найти свободный кабинет. В другой раз надо будет мне согласовывать с завучем. А сегодня, чтобы не тратить время на поиски кабинета, можно поехать ко мне на дом. Как вы  на это смотрите?
      Марина не могла представить  себя наедине с  ним в  квартире, и ее взяла оторопь. 
      - Мне как-то неудобно, – медленно проговорила Марина, - Может, здесь еще поискать.
      - Мне тоже здесь хотелось, но как видите, свободных аудиторий нет, а прослушать вас нужно.
 Может, у вас есть другие варианты?

       - Нет. Только я боюсь, что много времени потеряем на езду.
       - Мы теряем время на ваши уговоры; не понимаю, кому нужны консультации: мне или вам?
       - Мне, - опустив глаза, проговорила Марина. — Но…
       - Опять «но»! – покачал головой  учитель, но тут он понял причину колебания девочки и сказал ей:
       - Поверьте мне:  я вас не съем и отпущу домой в целости и сохранности.
       Только после этих слов Марина согласилась ехать к учителю.
       - Ну, если больше нет возражений, - сказал Олег, - тогда через  пять минут встречаемся на автобусной остановке, а через двадцать минут будем уже на месте.

       Он поспешил в учительскую за своим  портфелем, а Марина сразу направилась к выходу, а затем на остановку. Оглянувшись, она увидела учителя, догонявшим ее. К остановке они подошли почти  вместе.
       - Уложились в пять минут, а вот и наш автобус  номер двенадцать. Едем три остановки, а на четвертой выходим.  За билеты плачу я.
      - Почему вы? Я так не согласна!  Чтобы вы ничего плохого не подумали обо мне, я хочу сама  за себя заплатить.
      - Вот как! – его приятно удивили ее слова. – Ну, возражений нет!
      Они поднялись с остальными пассажирами в салон подъехавшего автобуса. В автобусе Марина специально  встала поодаль от учителя, но так, чтобы они могли друг друга видеть. Проехав три остановки, он кивнул ей на выход. Выйдя на остановке из автобуса, сказал:

     - Мой дом, вернее, общежитие совсем рядом, – вон следующий за этим домом: Циолковского, 10, третий этаж, комната 312.
      - Хорошо, что невысоко подниматься.
      - Да, тем более, что лифт не всегда работает. Вот и подошли.    
         Олег Николаевич, открыв дверь, пропустил Марину в тамбур, а затем в лестничную клетку.
       - На лифте поедем, или пешком  пойдем? — спросил учитель.
       - Давайте я – пешком, а вы – на лифте, и кто быстрее, – предложила она, стараясь избегать близких расстояний  с учителем.
        - Ну, давайте, -  усмехнулся Олег.

      Пока Марина добежала до третьего этажа,  учитель уже открывал дверь своей квартиры.
     - Вы – быстрее, - переводя дух, проговорила она.
     - Не мудрено, а теперь добро пожаловать в мои апартаменты. Извините за легкий беспорядок: не успел сегодня, а вообще, я люблю порядок.
     - Никакого беспорядка не вижу, - проговорила она, - обводя глазами его комнату. — Все у вас нормально.
     - Вы располагайтесь за столом, а я приготовлю небольшой, скромный обед – с утра ничего не ел. Как-то времени не нашлось, чтобы в столовую заглянуть,  -- и стал хозяйничать  на кухне,
     - Конечно, покушайте. Я подожду.
     Она увидела его небольшую библиотеку в шкафу и спросила:
      - Можно, я пока посмотрю ваши книги.
      - Конечно, можно, только аккуратней, там пыли много.

      Пока она осторожно разглядывала его библиотеку, он принес на подносе несколько бутербродов с колбасой, баклажанную икру и два фарфоровых бокала с чаем и варенье.
      - Чем богаты, тем и рады. Добро пожаловать к столу,  - пригласил он.
      - Нет, что вы,  Олег Николаевич, кушайте сами,  я не голодна, - стала отказываться Марина, невольно проглатывая слюну, - в отличие от вас, я была в столовой и хорошо поела.
      - Тогда и я не буду. Жалко, что чай остынет, - нарочито со вздохом проговорил он, отодвигая свою тарелку.
       Видя это,  ей стало уже неудобно отказываться, и она согласилась.
       - Ну хорошо, пожалуй, я съем один бутерброд с чаем, -  и села за стол. – Только не подумайте, что я…

       - Марина, я про тебя ничего не думаю. Просто  составь мне компанию, и – все.  Я знаю, что у нас времени мало, поэтому мы быстро поедим и сразу займемся историей, -  принявшись за еду, проговорил Олег Николаевич.      
      - Да, желательно. Ведь у меня режим, Олег Николаевич: все расписано по минутам, - серьезно заметила  Марина, вспомнив про время.
      -  Это правильно. Ну и как, удается справляться с режимом?
      - Да, в общем-то. Стала все успевать делать.

      -Похвально. Все знаменитые  люди  живут по режиму. Иначе, они  не успели бы сделать то, что сделали. И мир не увидел бы многих шедевров и открытий в свое время. Быт бы заел. 
      - А быт  это семья?
      -Да много чего: дом, семья,  развлечения и разные хлопоты, уборка, стирка и тому подобное. Хотя и это надо делать тоже. Но режим мобилизует и подгоняет, то есть, заставляет делать бытовые дела быстрее. Я вот думаю поступать в аспирантуру, да все не нахожу времени для  подготовки к поступлению. Надо тоже составить свой режим.
      -Вот здорово! Конечно, вам надо обязательно поступить в аспирантуру, -- Марина была польщена таким откровением  учителя с ней.

      Покончив с обедом, учитель убрал со стола и обратился к ученице.
      -  Прошу  приготовиться, сейчас начнем.
       Марина вынула из сумки все необходимые предметы, и волнение охватило ее, как перед экзаменом.
       Видя ее состояние, Олег  стал успокаивать ее:
       - Не надо так волноваться, Марина. Дайте-ка  сюда вашу рабочую тетрадь… Так-так ( он просмотрел все ее записи)  немало написано, но надо компактней и самую суть. Все равно хвалю за исполнительность.  Теперь приступим к опросу: ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:  расскажите кратко о жизни людей в первобытнообщинном обществе, чем занимались, как делились люди в обществе по старшинству, какая была иерархия.   Да  не волнуйтесь так -не на экзамене, -  ободрил он девушку.

      Справившись с волнением, Марина стала рассказывать. Теребя  в руках носовой платок, она рассказывала все уверенней и уверенней, видя перед собой прежнего серьезного учителя. Олег внимательно слушал ее, кивая головой в знак одобрения. Затем он  задал ей вопросы по древней Греции, Риму, Китаю. Спрашивал, каких она знает древнегреческих и древнеримских богов, и многие другие вопросы по порядку.  Когда  она закончила, сдержанно похвалил: 
     -Молодец, я доволен вашими ответами.  Итак, на сегодня  хватит.  Почти два часа мы потратили на занятие  вместе с обедом…
      -  Я так волновалась, что все перезабуду, - счастливо улыбалась Марина.
      - Ну, это понятно. Все так думают. Теперь учите  Историю средних веков, а я постараюсь  в другой раз все же в школе найти место  для наших занятий.
      – Хорошо, Олег Николаевич! Тогда я пойду.
      - Всего хорошего вам, удачи и успехов! До свидания!  Да, не забудьте, что завтра история: возможно, спрошу.
      - Помню, Олег Николаевич! До свидания!

                продолжение следует  http://www.proza.ru/2015/02/10/357