Нечеловеческое

Ярош Шамет
Сама этимология слова «нечеловеческое» отсылает к значению «то, что не свойственно человеку». В обыденном, повседневном употреблении это слово как правило имеет зловещий оттенок или даже прямо обвинительную, осуждающую направленность. «Нечеловеческие преступления, «нечеловеческая жестокость» - типичные штампы. Эти и подобные им выражения (например «зверская жестокость») внутренне противоречивы. Когда сейчас осуждают какое-либо ужасное преступление и говорят о «нечеловеческих» или «зверских» деяниях, то не обращают внимания на то, что, к примеру животные не совершают терактов и массовых убийств, это прерогатива человека, и называть террористов зверями нет совершенно никаких оснований. Звери  не делают то, что противоречит их природе. Они детерминированы биологически. А человек- нет. Похожая ситуация с «нечеловеческим». Те явления, которые сейчас характеризуют этим эпитетом, ранее, в другую историческую эпоху, наоборот, были вполне «человеческими, слишком человеческими» (Ф. Ницше). Войны между первобытными племенами зачастую сопровождались полным истреблением проигравших, в то время это было в порядке вещей (вопреки последующим сказкам о гуманности и гармонии в среде наших далеких предков), скорее странно было бы, если бы кто-либо тогда начал осуждать такую практику. Или каннибализм – сейчас это абсолютное табу. Но на стоянках древних людей исследователи часто находят остатки человеческих костей, которые явно употребляли в пищу. Рабство, которое сейчас приводит в ужас, раньше было вполне нормальным и необходимым явлением, более того, основой общества. Платон и Аристотель не ставили его под сомнение. Совсем напротив. Перечисление примеров можно продолжать и продолжать. Все это достаточно банально. Важно только помнить, что то, что называют нечеловеческим, ранее (иногда совсем недавно) не было таковым, а было нормальным, и, более того, одобряемым и необходимым. Ну как оставить в живых хотя бы одного человека из поверженного враждебного племени? Ведь он начнет мстить. Как можно освободить рабов, ведь тогда некому будет работать, чтобы обеспечить досуг и достаток Аристотелю и Платону, необходимый им для творчества. Каннибализм? А чем было питаться? Все эти обычаи и практики «освященные веками» были вполне естественными. Человеческими. Истинно не-человеческим надо считать прямо противоположное – действия, которые выводили человека из его «естественного», привычного состояния. Это новое, также как и прошедшее, называют нечеловеческим. Вспомним, как со страхом люди воспринимали раньше, да и сейчас! – различные научные и технические новшества. Новое всегда вызывает страх . То, что разные вещи называют одним словом, объясняется тем, что человеческим , по сути, признается то, что привычно в ту эпоху, к которой принадлежит оценивающий. То, что было, уже не человеческое, то, что будет, еще не человеческое. Представитель первобытного племени даже человека из другого племени считал, скажем, так, не вполне человеком. Но если то «нечеловеческое», что уже было, на самом деле когда-то являлось самым обычным человеческим делом, то новое, действительно нечеловеческое, которое может вызывать не меньший ужас (а не превратиться ли человек в скором будущем, допустим, в киборга!? -  кроме страха, это нечеловеческое отсылает так же к запредельному – например, «нечеловеческая сила») и которое только может наступить, является, тем не менее, единственным, благодаря чему происходит развитие человека. Каждая эпоха считает себя эталоном, даже если говорит о своей цели как возврате к «добрым старым нравам» ( как, к примеру, сейчас в России) или наоборот, призывает к движению «вперед, в будущее» (как в СССР), все эти стремления и призывы основаны на представлениях, господствующих в данном конкретном обществе в данное время. Нечеловеческое же шокирует даже сторонника «прогресса» , так как он видит будущее как «улучшенное настоящее», а не как Иное. Но только это Иное, или нечеловеческое, приходя, смешивает все карты и создает новое, то новое, в котором уже очень трудно узнать следы старого.