июнь 1910 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Жара и грозы, так мучающие Розу в мае, продолжились и в июне. Лишь изредка выдавались приемлемые дни. Так было, например, 12 июня:

«Понедельник
...Вчера мы были с Диф(енбахом) и Герлахом весь день на Вебеллин-озере, там есть лес и злаковые поля, и  большое озеро. Они оба купались, а я ноги помочила. Потом в харчевне мы пили кофе с пирожными. И после обеда пошли в поле, где Герлах насобирал мне большой букет полевых цветов. Домой поехали подно, после 9. Закат солнца был неописуемо прекрасен, на небе лиловые и розовые облака, и над тёмным лесом огромный пожар пылающего пурпура, который позже перешёл в золото и розоватое серебро. Озеро поздним вечером стало жутко мрачным, а по волнам за нашим пароходом следовала серебряная вуаль отражения лунного сербика,  светящегося сверху ясного и чётко. В Берлин мы прибыли три четверти первого и попали в сильную грозу, которую преждали под крышей жалкой лачуги...
Бедная Мими пробыла вчера весь день одна, зато какая была радость, когда я пол-второго ночи пришла! Особенно её сделал счастливым букет полевых цветов — я ей сказала, что это для неё -, она тогда сразу же начала, громко мурлыча,  лакомиться. Сегодня букет стоит в кувшине на столе и чудесно благоухает.
При этой жаре я работаю отвратительно, вернее, я и не начинаю работать, а немного читаю и ползаю туда- сюда, как мёртвая муха.
Рисовать больше не буду, для этого теперь нет желания и сил, кроме того достаточно других дел...» 

Герлах был, как и Ханс Дифенбах, студентом медицины. Дарил Розе он не только цветы, но и книги, причём последнее делал так деликатно, что Роза не сразу и замечала. Наприме, Герлах заметил, что Розу заинтересовала Африка, вот он и принёс ей книгу Джемса Брусе «Картины из Южной Африки», которую Роза с удовольствие прочла и отослала Косте.
18 июня  Розу навестила Клара Цеткин, привезла клубнику, собранную в собственном огороде, книгу, так любимого Розой  Стендаля (письма его сестре Паулине),  и письмецо от Кости. 19 июня она поехала дальше, на женские собрания в Гамбург.
Розу опять навестили молодые студенты и утащили её в лес и поля за Шпандау. Вернувшись с прогулки они лакомились клубникой со взбитыми сливками.
24 июня Клара Цеткин вернулась из Гамбурга, остановилась на несколько дней у Розы, конечно, опять она все дни пропадала на партийных заседаниях.
Розино беспроблемное время приближалось к концу. 26 июня она еще пишет Косте:

"Ниуниу, здесь в зоологическом сейчас львёнок, которого можно взять на руки и поцеловать, а также  два леопардика, как мне хочется туда! Пойду, как только справлюсь со статьёй, но работа моя плохо продвигается.
Сегодня воскресенье, я получила твоё письмецо. Твоя мама работает в балконной комнате, Ханнес (Дифенбах) лежит в спальне на софе с книгой, а я работаю в маленькой комнате...
В Южную Африку я тоже хочу. Вообще при чтении Бруце мне стала ясна моя жизненная программа. Единственное хорошее, что я ещё от жизни могу ожидать — это путешествия  в отдалённые страны: Кавказ, Южная Африка, Центральная Азия. Для этой цели хочу скопить денег и с этой надеждой работать; потому что в принципе к жизни здесь я полностью равнодушна...
После того как я закончу статью мне нужно быстро перед отъездом найти квартиру*, я хочу туда, где близко поле или лес, чтобы не видеть людей, и чтобы Мими могла выходить.
Ниуниу, не сердись на меня, я не могу к вам заехать, хочу сразу же в Швейцарию. Не хочу на эту тему много говорить, чтобы не причинить тебе боль.
Будь весел, мы тебя приветствуем "ах, ну тысячу раз"

* Последнее время Розу стал раздражать детский шум с улицы и она решила переехать в более спокойное место.

на фото Вербеллин-озеро