Клонопарк

Роман Чесноков
…я ничего не доказываю – разве ты не понимаешь этого?... я совершенно бездоказательный... совершенно один и устал прятаться от правды... я для тебя никто... так, набросок, который если что можно стереть... я раньше так же относился к людям, которые со мной были, не спорю, но это слишком большая ответственность относиться так к людям, которые близки тебе, это слишком безответственно делать из них наброски…. рано или поздно приходишь к тому, что сам представляешься себе наброском и тут уж никто тебе не в силах помочь... набросок – он и есть набросок... стереть и забыть...
Тебе



Клон
Запрокинутая голова впрок смотрела на потусторонних. По перевернутой улице шли к центру Земли небесные жители. Нам же, порхателям безмятежности, оставалось лишь глазеть на это движение.
Ежи Лец, жилец ячейки №3, сидел с собутыльниками на перевернутой скамье и просовывал язык в стакан с целью попробовать на вкус жижу красного цвета. «Они постоянно пытаются нас отравить», – обычно говаривал он в таких случаях.
Многозначительно опустив в задумчивости голову к небу, Ежи Лец, жилец ячейки №1 проговорил: «Воздух отравлен вкусом измены, на языке она, под языком – словно безликие выросли стены и окружили мой дом»…
Большая белая акула проплывала мимо собутыльников. Они опустили свои ноги в безграничный океан обманчивых луж. Множественность безликих отражалась в их глазах. В обманчивых лужах плавала белая смерть. Ячейка клонов располагалась в коридоре элеваторов, сегодня заполненном морской водой…
…Еще пятьдесят лет назад, в таком далеком 2009 году никто и подумать не мог о том, что Атлантическая империя, граждане которой имеют право на неограниченную международную свободу передвижения, право на аборт, право на самоубийство и эвтаназию, станет безоговорочным прообразом будущего мирового устройства…
На мире клонов Ежи Леца надпись – «непричесанные мысли». Подобных миров в коридоре пятнадцать и все они наполнены клонами. Учитывая увядающий интерес к традиционным зоопаркам и прогресс в трансгенетике – Империя предложила Клонопарки…
…Клонопарк, хотя и создан по образу и подобию зоопарка мало чем на него похож. Жителей клонопарка никто и ни в чем не ограничивает – граница между свободой и несвободой отсутствует. У каждого жителя клонопарка свой собственный мир – безграничный мир иллюзий. Свое безграничное и утерянное современными людьми «льге».
В силу трансгенной мутации у жителя начисто отсутствует потребность в передвижении – максимум, что ему необходимо – это сделать пару шагов – дальше не интересно. Если нужно он может моделировать любую реальность окружающего его мира. Вот, например, сегодня Ежи Лец №1 для своего соседа смоделировал огромную белую акулу, а №2 запустил ее в океан; океан разлился по всему элеваторному коридору в виде проекции голограмм и посетителям выдали спасательные жилеты, если вдруг кому-нибудь захочется поплавать рядом с белой акулой…
«Чужие люди – это те, которых нам никогда не понять…» – гласила надпись над входом в Центральный имперский клонопарк.
На заре клонирования человека большинство ученых сходилось в том, что это перевернет наш мир и спровоцирует небывалый рост научных открытий и культурного перформанса. Однако открытый перформанс спровоцировал небывалый бум сумасшествия. Как оказалось, воскрешенные ученые и выдающиеся деятели звездных часов человечества в корне отвергали существующую действительность. Современность не укладывалась в их сознании, видоизменяясь до неузнаваемости. Психофизиологическая неспособность трансгенных клонов адаптироваться к миру Атлантической империи определила их фактическую бесполезность для развития науки и техники. И вот тогда-то и появилась идея – использовать их в качестве экспонатов живого вневременного музея – клонопарка.
По клонотранслятору идет очередная серия мыльной оперы «Не оригинально»,  в которой Она говорит Ему: «Пропылесось мозги». Он удивлен и переспрашивает: «В смысле?». Она отвечает: «В этом нет никакого смысла. Просто пропылесось мозги…» Картинка гаснет на его удивленном лице. Начинается блок рекламы. В виду чрезмерной коммерциализации, современное телевидение состоит из блоков рекламы, которая иногда прерывается ненадолго каким-нибудь сериалом или блоком старостей, успешно вытеснивших новости. Общеупотребительным стало выражение «клоновидение».
Бег роллера по мокрой плитке Набережной
- Обернитесь, старательно скрываемая от Вас истина совершенно бесполезна. Все что Вам нужно – это ролики и мокрая плитка. Пусть они заменят Вам идолы современности, загасят свечи безрассудства и лжи. – Мартин Лютер Кинг (весна 1968 года), жилец ячейки №8 вещал из своей реальности – пьедестала почета, в безликую толпу стен. Ввиду того, что вопрос о статусе и правах чернокожего населения США давно уже снят с повестки дня, и никто никого не ущемляет ни в правах, ни в бесправии, его дух взбунтовался против катания на роликах в специально отведенных для этого местах. Сегодня он выступал со своей речью за отмену очередного разрешения на катание в главном элеваторном коридоре и на набережной во время дождя. Бег роллера по мокрой плитке набережной был метафорой противления ненасилию. Таким образом, Мартин пытался передать всю бессмысленность того, что Имперские власти называют свободой.
- Свобода без ограничений бессмысленна, пуста, бесформенна и пагубна для ищущего разума, - вещал Лютер, - мы должны уподобить наш мир клетке зверинца – лишь тогда мы научимся понимать свое время, сможем вырваться из пут бессознательного заточения, что словно осьминог, гибкими, постоянно изменчивыми очертаниями, сковывает наши движения мысли. В порочных и липких, неограниченных ничем путах Имперского осьминога мы теряем самое последнее, что у нас еще осталось – веру в себя…
Порой, мы словно корабли в облаках
«Шорты висят на елке. Ребята, вам, что нечего больше делать?! Успокойте стюардессу, она сейчас вывалится из своих штаников!!!» – вопил клон Росса Нобла.
Надпись над его ячейкой гласила: «Мы так долго были различны, что стали совершенно одинаковы».
«- Шеф говорит – плевать на награды – кто добежал тому и рады, - продолжал клон, странно так улыбаясь и слегка щурясь. Затем ему словно надоело. Он отошел в сторону, но новая мысль его вернула: «Знаете, что на самом деле означает фраза «скоропостижно скончаться»?. Она обозначает состояние, в котором оказался человек, который забыл о том, что для него дороже всего на свете. Понимаете?!».
Ячейка этого клона всегда собирала много народу. Именно он явил миру фразу: «Мы можем держать в руках лишь один мир, но их слишком много», что подвигла Эдгара Кейна на клонирование клонов.

Аналоговое поведение или немного о тех, кто ходит в клонопарки
Раньше, в прошлом, мы подражали своим героям скрыто. Порой даже не отдавая себе в этом отчета. Мы брали себе в пример героя из фильма или книги и старались быть на него похожими. Даже скорее не «брали», а он как-то сам брался за нас. Теперь это делается открыто. Бессознательное прошлое стало предтечей современному сознательному роскошеству – проводятся целые недели подражания героям. Есть герои часа, дня, герои недели и герои месяца. Последние герои самые геройственные (к слову – героев года нет, наверное потому что это слишком долго, а значит неинтересно). Кто записался на участие получает пробник – герой часа, путем зрительского голосования он получает соответствующий рейтинг. Так называемый рейтинг геройского соответствия. На основе сопоставления отдельных показателей рейтинга индексным методом определяются наиболее подходящие герои дня, недели, а после и герои месяца и так всю жизнь. Пока в тебе не останется ни капли геройственного и ты не превратишься в вертикальную лужу.
Теперь можно прочувствовать своего друга, знакомого, шефа или соседа, смоделировав его день. Прожив его вместе с ним или порознь, после чего легко управлять своим временем так, чтобы, например, вообще его не видеть или же встречаться с ним постоянно. Помимо того, что это комфортно, в Империи снизился процент преступлений и разводов. Хотя случаи мелких краж времени участились.
Жители империи живут в домах-конструкторах, способных менять не только внешний, но и внутренний облик, изменяя убранство помещений и архитектурный стиль. Усовершенствованный вариант дома-конструктора – дом-трансформер, что моделирует по вашей прихоти свои помещения. Жители подобных домов способны моделировать и воссоздать все, что угодно. Обратимость – один из главных принципов имперской жизни. Как реставраторы картин, слой за слоем жители империи счищают налет времени. Подобно богам из мифов, составляют пантеон благоразумия и толерантности. Все, что они видят – способность изменить и обратить это изменение. Между тем то, что они видят и кем они стали, уже необратимо изменилось.
Почему жители империи стали такими? Потому что Вселенский разум открыл им двери! Шутка. Просто людям надоело. Надоело ходить на выборы, надоело работать, надоело быть рабами. Ну и, разумеется, Прогресс!
Движение, название которого не имеет значения (я конечно помню название просто это и правда не имеет значения, понимаете?), откуда берет свое начало история Атлантической империи начиналось с маленьких и поначалу неприметных граффити на стенах, листовках с различными вопросами, типа: «Если бы Вам предложили иметь Вас в прямом и переносном смысле этого слова каждый день – Вы бы согласились?... Это риторический вопрос – на него не стоит отвечать. Вопрос, на который следует ответить, звучит примерно так: «Учитывая тот факт, что все, что Вы делаете не по своей воле, приравнивается к факту того, что Вас поимели – сколько раз на день Вы становитесь в соответствующую позу?».
В дальнейшем из движения выросла партия с одноименным названием, которая выиграла выборы в парламент. Выиграла потому, что одним из программных пунктов было отменить работу по необходимости как таковую. Не в смысле совсем – если хочешь – работай конечно, но только не за деньги. Инициировав принятие ряда законов, а затем путем референдума – страна стала империей, а главные инициаторы – Советом империи (высшим руководящим органом). Во главе империи ясное дело стал император (его кстати специально клонировали) в наиболее подходящем для целей империи возрасте от 27 до 33 лет, которому в этом году уже третий раз подряд исполняется 29 лет.
Первым императорским эдиктом действительно были упразднены работа и деньги. В большинстве своем работать захотели дальше только христиане и некоторые другие верующие исключительно из религиозных, нравственных побуждений или по привычке, в силу того, что не знали чем занять свое свободное время. Совет империи упразднил богатство и роскошь, которые были излишни. Те же, кто зашибал деньгу и значительно в этом преуспел, были не согласны, но со временем несогласных не стало.
Дальше, Совет империи организовал научную группу исследования потребностей жителей империи, после чего всем стало понятно, что и в каком количестве кому нужно. Расписан каждодневный рацион. И этот рацион весьма вариабелен.
Девизом общества Атлантической империи стал: «Комфорт!». Жители империи живут в комфорте. Комфорт – имперская жизнь. Что мешает ему империалисты вытеснили: злоба, ненависть, насилие, вражда – никто не воюет, зачем – ведь переживать тяготы войн некомфортно. Как-то незаметно, вместе с ними из мира комфорта исчезло величие, гордость, стремления, соперничество, любовь. Любовь? Возможно. На замену им пришло благоразумие и толерантность. Да, именно так – никто никого не понимает и это совершенно никого не волнует. Зачем волноваться, когда тебе комфортно? Но, вытесненные чувства образовали пустоты, которые постепенно заполнялись незримыми щупальцами Имперского осьминога. Жители империи и не заметили, как незаметными стали сами.
Что делать дальше? Ничего не надо делать. В том смысле, что ты ничего не должен. Это раньше приходилось становиться в позы. Теперь никто никого не принуждает. Работать не нужно, зарабатывать не нужно, понимать не нужно, любить не нужно, заботиться не нужно – в нечеловеческих условиях работают машины и «копии людей», а люди живут в комфорте. Нет обязательств. Это лейтмотив имперской жизни. Ты никому и ничего не должен, и тебе не должны – просто соблюдай правила и наслаждайся жизнью. Противоречие данного утверждения уже давно стало нормой.
Для того чтобы получить то, чего тебе хочется не нужно затрачивать усилия. Ты не тратишь даже время, но и это тебя не устраивает, хотя ранее ты об этом мечтал. Казалось бы, что тебе еще нужно для счастья? Но люди все равно несчастны, жители империи скучают и печалятся и любят ходить в клонопарки, потому что, смотря на клонов, они чувствуют себя лучше…
Говорят, что человек видит в другом лишь то, что есть в нем самом. С нами все ясно – мы видим комфорт, но вот что видят клоны? А клоны клонов?

Клонопарк
Я хожу в клонопарк каждый день. Помню первый раз меня привели туда родители. Тогда мне было восемь. С тех самых пор клонопарк стал моей жизнью.
Порой мне кажется, что клоны в ячейках клонопарка – это последние живые люди на Земле. Они обладают теми качествами, что ранее были определяющими и для нас – непосредственность в желаниях, отсутствие зримых ограничений для фантазии, игра воображения. Они находятся в поиске ответов на вопросы, которые многие взрослые люди считают подростковыми: «В чем смысл жизни? Бесконечна ли Вселенная? Существуют ли разумные существа подобные нам?» и т.д. В сравнении с нами они кажутся ненормальными, но что такое «мы» и к чему это сравнение. Ведь тот факт, что они не похожи на нас еще ничего не доказывает. Ведь само постоянство нас – это всего лишь изменение.
В баре напротив Имперского клонопарка, сидят двое его служащих и, потягивая пиво, говорят о том, что слышали от клонов.
- А потом он спрашивает: «Знаете, что происходит со временем в пространственно-временном инфундибулуме?» А второй ему: «Нет, что?» «Ничего! Со временем никогда ничего не происходит!» Представляешь – так и сказал: «со временем никогда и ничего не происходит»
- Интересная мысль. Будешь еще?
- Да.
На панели времени – мусор. Человеческий мусор, который собрали в одном месте. Некоторые делают из мусора искусство. Они считают, что таким образом помогают бедным. Странное умозаключение.
Картинка смещается на монитор в углу зала. На экране Она говорит ему: «Тебе что нечем заняться?» Он отвечает: «Ну почему же». Она: «Что «почему же»?». Он молчит. Начинается новый блок рекламы.
Что бы ты ни говорил, даже если это тысячу раз правда, поймут тебя лишь так как смогут. Знаете как говорят: «Слова значат лишь то, что мы от них ждем».
Каковы моральные ценности современного общества? Как вышло, что они позволили нам следом за животными, посадить в клетки людей? Или как утверждает Корн Бейли: «Клоны это всего лишь копии людей и мы не должны их путать с оригиналами»? Мы приняли на веру установку, что клоны сами предпочли такой образ жизни. Стандартная форма опроса пожеланий созданного клона заключает в себе вопрос: «Хотели бы вы жить в современном мире?». Еще ни один клон не ответил утвердительно. А мы? Может и среди нас есть подобные им?
Иногда я думаю: «почему все произошло именно так? Почему до сих пор непонятно, кто был прав, а кто виноват?». Наверное – это потому, что каждому из нас, кажется, что он прав.

Другому миру вопреки
Филипп Спенсер открыл формальдегид эмоций, проверяющий их искренность в слове. Правда стала весьма обыденной. Жизнь – довольно предсказуемой. Любовь недвусмысленной. Смотрели фильм «Контакт»? Наши 18 часов путешествия длятся вечность. Археология мысли перестала быть предметом оценки, так как избыток правды искажает истинность. Но все это лишь часть видимого мира. Истинный мир за гранью слов, а потому недосягаем для понимания. И лишь клоны, с их избыточным весом исторической лжи способны еще на двусмысленность, а значит – осмысление нашего бытия. Вот почему я хожу в клонопарк каждый день.
Говорят, что в каждой болезни заключено исцеление от нее. Если так, то лекарство от болезни комфорта, нужно искать в нем самом, в комфортных условиях существования нашего вида, ныне ошибочно именуемого главенствующим.
Я готовлю зону отчуждения. Это не значит, что я собираюсь оторвать от себя кусок и смотреть, что будет – в любом случае, навряд ли это пойдет мне на пользу. Пока я просто наблюдаю за клонами и учусь у них непосредственности, затаив дыхание, слушаю их воображение, что разлетается по клонопарку стаями порхающих бабочек, так словно они вырываются из самой груди. Учусь жизни нараспашку, без предубеждения комфорта, в мире мимолетности и веры.
Каждый день я наблюдаю картины проплывающего мимо мира. Словно ожившая гравюра Кацусики Хокусая, дневной клонопарк, со всеми его клонами и посетителями, предстает в целостной форме, реализуя принцип единства созвучий.
Реальный же мир производит на свет несуразности. Ни о каком единстве созвучий не может быть и речи. Например, одна из несуразностей клонирования привела к тому, что жена моего друга родила ему отца, в то время как его отец воспитывает ее мать.
Ничто никогда не кончается, пока ты жив. Кажущееся навсегда потерянным продолжается в памяти. Остальное длится само по себе. Следы и смысл инерции прошлого прослеживаются в тотальной незавершенности настоящего.
Каждый день. Вы можете себе представить? Каждый комфортный день я прихожу в клонопарк с целью на какое-то время запечатлеть себя в нем, слиться с его миром следов. И эта жизнь здесь (по крайней мере то, какой ее вижу я) гораздо реальнее той реальности, что создается нами за пределами клонопарка.
Иногда, вечером, после ужина, я просматриваю видеозаписи того, что не успел увидеть днем. Порой, в единой и разрозненной наслоениями и перехватами картине проведенного в клонопарке дня, я замечаю стороннего наблюдателя. В эти моменты я наблюдаю за самим собой, как бы выходя за границы доступного наблюдения. В эти краткие приграничные моменты кажется, словно я уже не здесь, а на пути к тому, что за этой видимой гранью. За тем, что легко описать в пределах времени и пространства, в пределах зримого мира…

…Сколько запрокинутых голов сейчас смотрит в небо? Вот в это самое мгновение? Одна, две, десяток, сотни? Всем им что-то нужно от неба, все они чего-то ждут. Всем что-то требуется, кто-то необходим. И лишь небу с его бездонной синевой некого ждать, ему ничего и никого не нужно, его вообще, по правде сказать, не существует. Небо – это панорама. Клонопарк – это тоже панорама. Но ты – это ты и клонопарк – не небо.
Мы прижались щекою к рельсе метрополитена протяженностью в жизнь. Мы с тобой ходим по этой рельсе, как два подростка по Метроленду, бесконечное число дней. Когда мимо нас проносятся вагоны метро, словно желудки набитые людьми, нас начинает трясти. Трясуны на проволочной сетке, в хрупком мире порхателей безмятежности. Нет, мы не ангелы – не посредники между Богом и людьми. Мы – порхатели безмятежности, которые глазеют на это движение. Броуновское движение забытых Богом запрокинутых в небо голов…