Что посеешь... Книга 2. Глава 7

Анисья Зудова
- Ой, батюшки, я же с гостями совсем про управу забыла. Корова не доена, поросята не кормлены,- вспомнила Настя,- Вы хозяйничайте здесь, а я пошла в сарай.

- Мам, а можно я пойду, корову подою, - вмешалась Соня,- сто лет этим не занималась. Хоть вспомнить, как это делается.

- Да куда же ты, руки попортишь. С таким красивым маникюром и корову доить!

-Ничего, подправим маникюр. Когда мне еще доведется детство вспомнить?

Не слушая возражений мамы, Соня накинула на себя фуфайку,  надела валенки с калошами, в которых Настя ходила в сарай. Она взяла  у Насти подойник, ведро с водой  для того, чтобы вымыть вымя корове, чистую тряпочку и кусочек хлеба с солью для Рябины. Узнав, что мама идет доить корову, Кристиан и Ани тоже захотели пойти вместе с ней, посмотреть, как это делается. Не отстали от них и Женя с Ольгой. Серж, никогда не видевший, как можно доить корову без доильного аппарата, тем более захотел увидеть свою жену в роли доярки.

- Да, куда же вы все?  Одежда провоняет навозом! – всплеснула руками Настя,- Рябина моя напугается такой делегации.

Но гости все-таки оделись, и возглавляемая Соней делегация отправилась в сарай, доить корову. И хоть и не занималась давно уже Соня  дойкой коровы, но  приобретенный еще в отрочестве навык не утратился.  Это как на велосипеде ездить – один раз научишься, всю жизнь ездить будешь.

Рябина, не привыкшая к  такому количеству народа в сарае,  сначала насторожилась.  Но, получив кусочек хлеба с солью, начала жевать лакомство. Соня, взяв специальную маленькую табуретку, села на нее возле коровы. Вымыв вымя, вытерла его тряпкой, и, сцедив первые капли молока на пол,  ловко начала доить пенившееся  в подойнике молоко. Дети, молча, как завороженные, смотрели на все это. Для них, никогда не видевших не только, как доят корову, но и не видевших корову воочию, все было очень интересно. Подоив корову, Соня передала подойник с молоком Сержу. Нацедив из крана в сарае воды в  стоявшее здесь же старое  ведро,  Соня часть молока отлила в это ведро. В тамбуре сарая,  зачерпнув специальным совком дробленого зерна, она высыпала его в ведро  с разведенным молоком. Стоявшей  рядом с ведром палкой  размешала болтушку, и, открыв дверку клетки, в которой жили поросята, вылила болтушку в корытце. Проголодавшиеся поросята, причмокивая, ели болтушку. Хвостики их постоянно находились в движении. Если дети, как завороженные, смотрели на процесс дойки коровы, то  теперь были в полном восторге, глядя, как поросята едят  болтушку, помахивая хвостиками,  и отталкивая друг друга от кормушки.


Когда дети вошли в дом, все еще обсуждая увиденное, восторгу их не было предела. Серж, войдя в дом, передал подойник с молоком Насте и что-то сказал. Вошедшая следом Соня перевела:

- Серж говорит, что мы в Диснейленде с детьми  были, у них  такого восторга не было. Эти воспоминания у них теперь, наверное, на всю жизнь останутся.

- А молоко – то парное им пить можно?

- Да пусть пьют,- ответила Соня, -  хоть и не привыкли они к нему, но пусть настоящее деревенское молоко попробуют.

Настя процедила молоко и налила  всем детям, Сержу и Максу  по стакану парного молока. Подошедшая к ним Даша тоже попросила стакан молока.

- Я всю жизнь в городе жила, не представляю, что такое парное молоко.

Парное молоко настолько понравилось всем, что через десять минут банка была пуста.

К восьми часам вечера, когда съехались все гости, Настя и Алексей, одетые в новые наряды, привезенные девочками,   сидели во главе стола.

Первым взял слово Владимир Михайлович:

- Двадцать пять лет назад я первым поздравил наших молодоженов. Позвольте и теперь мне сказать слово первому.  Настя, Алексей,  от души поздравляю Вас с этой знаменательной датой.  Вы прошли совместно большой отрезок жизни. Жизнь показала, что хоть и не так просто пришли Вы  совместной жизни, но это было правильное решение. Не смотря на все трудности в жизни, Вы смогли пронести любовь друг к другу через все эти, не самые легкие двадцать пять лет. Счастья Вам, любви и здоровья еще на много лет! Горько!

Все принялись поздравлять Настю и Алексея. Им же пришлось, также как и много лет назад, целоваться.

Затем слово взял Андрей Фомин:

- Дорогие  Настя и Алексей!  Мы знаем друг друга уже почти тридцать лет. Много чего случалось за эти годы и хорошего и плохого. Больше, конечно, хорошего. Не было между нами  ни свары, ни обид, ни зависти.  Хотя в одном я вам завидую.  Посмотрите, какая у вас большая и дружная семья. У нас с Ритой  была одна только Лариска. Ну, теперь  еще зять да пара внуков. А у вас, по сути, шестеро детей.

Видя, что все недоуменно переглянулись, Андрей продолжил:

- Да, шесть, я не оговорился. В этой семье  росли четверо детей, так? Так! Лена, а ты считаешь эту семью своей?

- Да, конечно, дядя Андрей.

- Ну, вот. А ты, Валерий, - обратился он к сидящему напротив его Валерке, - ты как считаешь, кто был твоей семьей?

-  Да что говорить. После бабушки и дедушки  мне больше и обратиться было не к кому, кроме, как к  тете Насте да к дяде Леше. Если бы не тетя Настя, я бы, пока до Армии болтался, не знаю, что  бы со мной  и было, может, не на ту дорожку свернул. Очень тяжело было, лишь в этом доме и отогревался.

- Вот и я об этом говорю. Большое вам спасибо, Настя и Леша, за всех ваших детей.  Хороших  достойных людей вы вырастили. Я пью этот бокал за  вас, за  всю вашу большую и дружную семью. Счастья  всем вам!

После Андрея продолжить тему решил Валерка.

- Можно мне? Я хоть и не столь велик годами, и, может,  скажу свое слово не по рангу вперед старших. Но я хотел бы продолжить тему. Все вы знаете, что растила меня, по сути, бабуля, царство ей небесное. И хоть тетя Настя была для нее бывшей невесткой, но роднее человека  для нее, а особенно в последние ее годы, не было. Она всегда говорила «… не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не разошлись Настя и Михаил, я бы, наверное, никогда не взглянула на сына трезвым взглядом, не знала  бы, кого я вырастила». Еще когда она не умерла, она мне всегда говорила «… случись что со мной, слушайся Настю». Спасибо Вам, тетя Настя, за Вашу душу.  Не будь Вы такой доброй, не знаю, что было бы со мной. Ведь даже в Армию Вы  посылали мне письма и  посылки, хотя,  по сути, кто я для Вас?  Сын обидевших  Вас бывшего мужа и ее любовницы, которая за все эти годы даже не вспомнила обо мне. Да и вторая моя бабушка живет в соседней деревне, а ни разу про внука не вспомнила, не поинтересовалась, как я вообще существую,  жив ли. Написал ей один раз из Армии, попросил адрес матери. Ну, думал,  они хоть что-нибудь будут присылать мне.  Я там не голодный был, но важен сам факт, что другим присылают посылки, письма, звонят, значит, помнят и любят. А я матери  написал, она мне ответила, что  у нее  теперь другая семья, трое детей, а я просто ошибка ее молодости.  Вот так, я думал, что я человек, а оказывается – ошибка. И еще раз большое спасибо тете Насте и дяде Леше за то, что не дали мне пойти по плохой дорожке. Они, их семья,  всегда были для меня примером того, как надо жить.  За Вас я пью этот  бокал, и дай Вам Бог  терпения и здоровья на долгие годы.

И тут слова попросил Алексей:

- Что я хочу сказать? Во-первых, большое спасибо всем, что собрались сегодня. Особое спасибо хочу сказать детям за столь неожиданный, и, вместе с тем, столь приятный подарок. Никогда не думал, что смогу воочию увидеть своих внуков.  Хочу сказать  большое спасибо всем вам – Андрею с Ритой, Натуся, тебе и Володе отдельное спасибо. Если бы не вы, не знаю, как бы мы выжили в трудные для нас годы.  Отдельное спасибо, хоть они и не присутствуют здесь, родителям – моим за Леночку, Настиным за их постоянную помощь и заботу о нас, ведь всегда они приезжали к нам не с пустыми руками. И всем вам, ведь никто и ни  в чем нам не отказал, когда бы и по какому вопросу не обращались. Так что во всех успехах  нашей семьи есть и  участие каждого из здесь присутствующих. Большое вам за это спасибо и низкий поклон.

Торжество было в самом разгаре, когда все вспомнили о том, что ведь и  Новый Год надо встретить. Под бой курантов все поздравляли друг друга и желали самого главного в жизни – мира, здоровья и счастья. Жители села с удовольствием смотрели на устроенный гостями Удаловых фейерверк.  Не каждый год такое бывало в селе. После фейерверка веселье продолжилось.

Наконец, дождались наступления Нового Года по Парижскому и Берлинскому времени. Первым тост произнес Макс, Лена переводила:

- Поздравляю всех присутствующих с Новым Годом! А  фрау  Настю и герра Алексея еще и со столь замечательным событием. Я впервые в российском селе и это очень любопытно. Никогда не думал, что,  не смотря на холод, здесь может быть такая теплая атмосфера. Я никак не мог понять Лену, что ее так тянет в Россию. У нас, в Германии, дети и родители тоже общаются.  Но родители стараются  жить в старости самостоятельно, не обременяя своих детей, а сами не очень хотят обременять свою жизнь воспитанием внуков. Глядя на всех вас, я теперь понимаю, насколько близки вы друг другу, насколько важны для вас  забота и любовь друг друга. И никакие границы не могут вас разделить. Я вам даже несколько завидую. У меня в детстве не было такой дружной семьи. С братом мы  и теперь не очень часто общаемся. За вас, за вашу дружную семью. Счастья в Новом Году всем!

После него поздравлял присутствующих Серж:

- Мы, русские, независимо от того, где мы живем, имеем широкую душу. Душа – это для всех нас главное в жизни. Пусть у всех нас  душа всегда  будет чистой, не замутненной злыми помыслами. И еще я хотел сказать. Я впервые сегодня попробовал напиток, который вы называете « самогон». Я очень уважаю вино, разбираюсь в нем, но Ваш  самогон, Маргарита, отличный напиток. Для нас привычно в жаркий день выпить бокал вина, чтоб освежиться. Но в этих суровых условиях,  на морозе,  ваш самогон очень хороший напиток. За всех вас! Счастья и удачи всем! – и Серж, выпив стопку самогона, чуть не задохнулся, до того напиток  был крепок.

- Ну, вот, Настя, говорила же я тебе, что понравится гостям мое производство. Только не говорите там, за границей, что директор школы гонит самогон,- обратилась она к Соне и Лене, - Мы много чему научились в девяностые, но этим своим умением я не хотела бы хвастаться.

И снова, как когда-то  много лет назад  почти до самого утра горел во всех комнатах свет, веселились хозяева и гости. Первыми не выдержали дети и в три часа ночи Соня, Маша и Лена ушли размещать на ночлег детей. К шести часам утра и взрослые, наконец,  угомонились. Дом, наконец, затих.

Усталые, но счастливые, Настя и Алексей ушли в свою спальню. Подвыпивший Алексей все никак не мог успокоиться:

- Нет, мать, какие мы с тобой все-таки счастливые люди. Разве думали мы больше двадцати лет назад, что у нас будет такая  большая и дружная семья. А дети,  какие молодцы! Устроили нам такой сюрприз! Век буду жить, не забуду!

- Конечно, молодцы, что  уж говорить. Но и мы, наверное, с тобой не так уж плохи, если они нас так уважают. Вот ведь, бросили все дела и приехали.