Рецензия на спектакль Номер 13D

Игорь Тазеев
"№ 13D" (МХТ им. А. П. Чехова)

Есть пьесы, которые искромётны и смешны ещё до постановки, которые даже читать - сплошное удовольствие. И именно к такому роду пьес относится произведение блистательного английского драматурга Рэя Куни "№ 13". Классическая уморительная комедия положений в духе "Шикарной свадьбы", "Шума за сценой" и фильмов Пьера Ришара и Луи де Фюнеса.
И потому не сходить на обновлённую постановку ставшего уже легендой спектакля Владимира Машкова я просто не мог. Признаюсь - я не смотрел старый "№ 13", но мне оказалось достаточным увидеть "№ 13D", чтобы понять, что даже простые комедии на сцене МХТ имени Чехова приобретают такой размах, что диву даёшься. Богатейшие декорации, невероятные трюки и ослепительные спецэффекты - словно попал на Фабрику Грёз. Да, театр действительно наступает на пятки кинематографу по уровню зрелищности и эффектов. А учитывая, что сцена, в отличие от экрана, ещё и живёт - никакие Майклы Бэи и Питеры Джексоны никогда не смогут затмить своими блокбастерами очарование театра.
Действие спектакля разворачивается в гостиничном номере, куда для тайной встречи с любовницей заселяется помощник премьер-министра. Но романтичная встреча омрачается неожиданным неприятным сюрпризом - в окне номера обнаруживается... самый настоящий труп! Что же делать? Ведь полицию вызывать нельзя! Для спасения положения в гостиницу прибывает помощник премьер-министра... и тут начинается невообразимый кавардак, достойный сумасшедшего дома. Ложь на лжи, обман на обмане, тайна на тайне - а ведь всё скрытое рано или поздно становится явным.
Спектакль, конечно, очень понравился - лёгкий, динамичный, невероятно смешной, неожиданный и весьма красочный. Владимир Львович очень интересно подошёл к постановке, немного подправив некоторые моменты пьесы, от чего удивляться приходится даже зрителю, знакомому с оригиналом. Чего совсем не ожидал - что может быть ещё смешнее, чем представляло моё воображение, пока я читал самого Куни. В интерпретации Машкова немалая часть внимания уделена не только самому ситуационному каламбуру с телом, но и внешнему антуражу, а также пластической игре актёров. Конечно, чувствуется и неизменный МХАТовский размах - огромные, бесконечно глубокие трёхмерные декорации (чего только стоит город за окном!), постоянно взрывающиеся, искрящие, падающие и переливающиеся всеми цветами радуги. Команда создания спецэффектов не подвела - Александр Боровский проделал по-настоящему фантастическую работу и спектакль действительно заслуживает приставку "D" в конце названия - это больше, чем просто спектакль. Это шоу, выходящее за рамки обыденности.
Порадовал и саундтрек - Алена Хованская постаралась сделать так, чтобы зритель чувствовал весь накал страстей и нескончаемый драйв событий буквально изнутри - музыка отлично передаёт настроение спектакля и каждая композиция идеально вписывается в обстановку и действо. Кстати, идея с трёхмерным звуком вне номера - шикарна! Если бы ещё колонки в амфитеатре не глушили сидящих там зрителей - было бы вообще чудесно. Понравилось и юмористическое обыгрывание разговоров из-под шлема - неожиданно и забавно, вполне в духе постановки.
Отдельного упоминания заслуживает постановка света. Дамир Исмагилов сделал из обыденной забавной истории чуть ли не бродвейское шоу - нечасто удаётся видеть подобную феерию красок и цветов в комедийных постановках. Отличная работа и очень приятные впечатления.
Что касается сюжета - тут всё просто. Финал понятен заранее, как и во всех комедиях, но сама история подходит к нему такими неожиданными путями, что скучно не становится ни на минуту - действо динамичное, непредсказуемое и каламбурное донельзя. В лучших традициях ситуационных комедий. Постоянные бешеные повороты сюжета, сюрпризы на каждом шагу и за каждой дверью, уморительные диалоги и такие же герои - спектаклю есть и чем удивить, и чем немало повеселить.
Ну и конечно же - главная изюминка постановки - актёры. Честно скажу - был потрясён.
И главное потрясение, конечно же, "Тело" Леонида Тимцуника. Если вы не видели Леонида Фёдоровича в действии - вы, считай, не видели настоящую комедию. Я не отрывал от актёра глаз - ничто, абсолютно ничто не выдавало в его "Теле" живого человека - хладнокровный контроль мимики на протяжении полутора актов и какая-то просто невероятная пластика. Пластилиновый человек, умеющий рассмешить зрителя и без слов. Клоунада на сцене МХАТа. Шикарно, бесподобно, акробатично и невероятно! Надо сказать, что Леонид не только великолепно сыграл одну из ключевых ролей в спектакле, но и занимался всей пластикой постановки. Блестяще! Особенно впечатлила его находка с пробуждением "Тела" - качание, сомнамбулическая походка и прогулка по стене. Зал дружно уронил челюсти на пол. Эхо раздавалось весь антракт.
Следующий, кто безмерно впечатлил меня, был Джордж Пигден Сергея Угрюмова. Актёр все два с половиной часа полностью отдавался своей роли и выглядел до того натурально, естественно, что практически гипнотизировал зрителя - полнейшая самоотдача и великолепный образ, созданный Сергеем на сцене. Особенно сильным вышел у него второй акт - безумно смешно, захватывающе и напряжённо. Стопроцентное попадание в образ и абсолютное вживание в свою роль. Браво!!
Удивил и Ронни Станислава Дужникова. Честно - не ожидал от звезды примитивного комедийного ТВ-шоу такой яркой игры и мощного сценического образа! Талант Станислава ослеплял и заставлял корчиться в припадках смеха - от самой первой незабываемой сцены с ним до великолепного финала. Блестящая игра и весьма колоритный персонаж!
И - конечно же - неповторимый официант неподражаемого Андрея Бурковского - актёра, который настолько же разный в каждой своей роли, насколько бесподобный. Очень интересный образ, живой герой и чудесная игра, заслуживающая оваций. Каждый раз ухожу со спектаклей Андрея в заряженном, превосходном настроении - будь то трагедия или комедия. Великолепный актёр!
Что касается игры Игоря Верника, Кристины Бабушкиной, Паулины Андреевой и Ирины Пеговой - здесь отмечать мне особо нечего. Актёры старались на сцене, но поразить или удивить меня чем-то особенным не смогли. Даже особо не запомнились. Хорошая, ровная игра, но не более того. Не самые яркие образы постановки, несмотря на значимость их персонажей.
Так что, резюмируя, отмечу, что в целом спектакль мне очень понравился - он невероятно смешной, динамичный, живой и очень масштабный. Эффекты потрясают воображение, игра актёров впечатляет, а атмосфера, царящая на сцене, заряжает позитивом и прекрасным настроением. Отличный способ проведения вечера!