Рубцов и Лермонтов

Анастасия Чернова
РУБЦОВ Николай Михайлович (1936–1971), русский поэт.
Р. нередко обращался к творческому наследию Л. как в своих стихотворениях, так и в рецензиях и письмах [см.: 1, т. 3, 48, 298; 2, 75, 401]. Наставляя молодых поэтов, Р. приводит в пример поэтические образы Л., а также призывает учиться у него литературному мастерству: «Всем нам надо учиться писать так, как писали настоящие, самые настоящие поэты – Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин, Лермонтов. Законы поэзии одни для всех» [1, т. 3, 298]. Сам Р. не только перечитывал стихотворения Л., но и пел их «на свои собственные бесхитростные мелодии» [4, 388]. По наблюдению В.С.Белкова, лермонтовские строки Р. использует для составления многих экспромтов [3, 157-159].

Р., также как и Л., преждевременно погиб от руки другого человека. Тема трагической смерти Л. составляет основу сюжета некоторых стихотворений Р., в том числе и юмористических [2, 463]. В стихотворении «Дуэль» Р. так описывает поединок Л.:

Напрасно
дуло пистолета
Враждебно целилось в него;
Лицо великого поэта
Не выражало ничего!
Уже давно,
как в Божью милость,
Он молча верил
В смертный рок.
И сердце Лермонтова билось,
Как в дни обыденных
тревог.
Когда же выстрел грянул мимо
(Наверно, враг
Не спал всю ночь!),
Поэт зевнул невозмутимо
И пистолет отбросил прочь... [2, 75].

Внутренняя связь двух поэтов проявляется не только в схожести творческой судьбы, но и на глубинном уровне художественного мировосприятия. Для Р., так же как и для Л., очень важны художественные образы, которые передают красоту и тайну человеческого существования. Его лирический герой словно находится в самом центре неразрешимых загадок бытия: в темном небе таинственно дрожат звезды, гул речных вод поет таинственные мифы, и даже простой полевой туман назван таинственным шарфом [см.: 2, 172, 173, 181, 253, 315, 326, 370].

Расположенность человека к внешнему, природному, миру как к величайшей тайне характерно для религиозного типа сознания. Религиозный элемент фольклорного сознания в творчестве Р., так же как и в поэзии Л., «признает тайну как непреложный факт бытия и, проявившись своей художественной гранью, порождает поэзию, генетически с ним связанную и буквально пропитанную мотивом тайны, обладающим силой и чистотой звучания» [6, 18].

Р. роднит с Л. любовь к родной земле. Константы, образующие образ России в стихотворении Л. «Родина» – холодное молчание степей, реки и бескрайние леса, проселочные дороги, дрожащие огни печальных деревень [5, т.2, 177] – проходят сквозной нитью и в творчестве Р. При этом лирический герой Л. смотрит на народный мир, хоть и «с отрадой», но все же – со стороны, взглядом постороннего человека, наблюдающего за жизнью народа. Лирический герой Р. занимает иную позицию: он сам часть этого природного мира, житель избы, покрытой соломой.

Лит.:

1). Рубцов, Н.М. Собр. соч. и писем: В 3 т. / Сост., примеч. В.Зинченко. М.: ТЕРРА, 2000.
2) Рубцов, Н.М. Сочинения: Прижизненные издания; Избранное / Сост. Н.И. Дорошенко. М.: Издат. дом. «Российский писатель», 2006. – 520 с.
3) Белков, В.С. Ручная молния: (Экспромты Н. Рубцова) // Север. – 1993. № 5. С. 157-159.
4) Кожинов, В.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. // В горнице моей светло…: Стихотворения: Вадим Кожинов: Слово о поэте / Николай Рубцов. М.: Прогресс – Плеяда, 2007. С. 279-440.
5) Лермонтов, М.Ю. Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью!..») // Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954 – 1957. Т.2. Стихотворения, 1832 – 1841. – 1954. С. 177.
6) Московский, О.В. Мотив тайны в лирике М.Ю.Лермонтова: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Московский Олег Викторович. Самара, 2004. – 20 с.
                А.Е. Чернова


Опубликовано: М.Ю.Лермонтов. Энциклопедический словарь. – М.: ИНДРИК, 2014. – С. 777.