О том, как я была детективом

Серафима Лежнева Голицына
                Не всё золото, что блестит...

 Подруга Люда влюбилась, любовь сумасшедшая с обеих сторон. Люда собирается уйти от мужа, с которым связывают многие годы дружбы, любви, ребёнок, общий бизнес, начинавшийся "с нуля". Таких гармоничных пар, как Люда и Паша я знаю не много.
 У новоявленной влюблённой пары вечера в ресторанчиках за чашкой кофе, каждую свободную минуту звонят друг другу, шлют СМС, жить врозь уже не могут и не хотят. При этом Людмила всё время плачет, исхудала, осунулась, говорить может только "о нём".
 Его зовут Саша, Люда знает его, как бывшего мужа своей подруги. Тот брак просуществовал около года, расстались друзьями.
 Высокий статный красавец, одет, как лорд, ездит на новенькой иномарке, необычайно начитанный, любит поэзию, знает много стихов наизусть, цитирует Омара Хайяма. Но главное, как говорит Людмила, это "родство душ", и "я такого необыкновенного человека ещё не встречала".
 - Правда, он очень красив? Я бы даже сказала, аристократичен. Ты так не считаешь? - спрашивает подруга, с надеждой на понимание заглядывая мне в глаза.
 Да, он красив. Даже слишком. Для повседневности. Сужу об этом по фотографиям Саши. Высокий, стройный, всегда одет "с иголочки" во всё брендовое. При этом всё отпарено, отглажено, изящные мужские туфли сияют бликами, так они начищены, лайковые перчатки на руках.
 Подъезжает к работе подруги в обеденный перерыв. Выходит из такой же сверкающей машины на снег в своих "концертных" туфлях, в руках всегда букет роз чуть не в рост моей подруги. Её коллеги в это время прилипают к оконным стёклам офиса: глаз не отвести от этого принца из сказки.
 Со временем по крупицам узнаём. У "необыкновенного человека" в анамнезе: наколки по всему телу, две трети жизни, проведённых в тюрьме (каждый раз он сидел "безвинно"), "подшитый" рано начавшийся алкоголизм, не всегда адекватные реакции.
 Но Людмила уже всё решила: они с Сашей будут вместе. Любовь зла.
 - А вдруг он убийца? - спрашиваю я.
 - Не знаю, он никому не рассказывает, за что сидел.
 Хорошие дела...
 Саша хочет написать книгу о своей жизни, сам пробовал писать, не получилось, просит найти ему какого-нибудь знакомого писателя, который напишет книгу по его рассказам. Роль писателя, за неимением лучшего, достаётся мне.
 Не нравится мне эта затея. Не люблю обманывать людей. Я не писатель, и уж точно, мне придётся пересказывать своей подруге то, что этот человек расскажет мне в доверительных беседах. В книге Саши окружавшие его люди будут под другими именами, тираж в 100 экземпляров оплатит сам, книга предназначена для подарков друзьям. Людмила меня уговорила, невозможно было смотреть, как она вся изошла слезами. Понимаю, что с моей помощью она хочет узнать о своём возлюбленном то, что он не рассказывает ей сам.
 Я заочно представлена Саше писателем, ему дан мой номер телефона. Вечерами начинаю слушать по телефону рассказы о его жизни. Договорились, что буду отдавать по частям то, что уже написано, чтобы он мог посмотреть, всё ли я написала так, как он задумал.
 Позже Саша приходит ко мне домой, и мы вечерами сидим в кухне, где он рассказывает, а я делаю пометки у себя в блокноте.
 Рядом с Сашей чувствую себя неспокойно, взгляд у него какой-то нехороший. Моему сыну, который иногда заходит в кухню, наш гость тоже не нравится. Сын предложил с помощью книги, которую обещал достать "через десятые руки" его товарищ, расшифровать рисунки Сашиных наколок.
  В ближайший выходной (а между тем уже приблизилось лето) Людмила едет с Сашей на пляж, есть фотографии Саши в плавках, в разных ракурсах.
 С прототипом романа буксуем на школьных годах. Дальше дело не идёт, я уже не по первому разу слушаю про подвиги юного Робина Гуда. В один из вечеров решаюсь задать Саше вопрос о том, что было после школы. Пауза. Смотрит на меня долгим колючим взглядом.
 - Хотите узнать, за что я был в местах лишения свободы? - Мой собеседник щёлкает зажигалкой, жадно затягивается сигаретой, и неожиданно, размахнувшись с плеча, отправляет её в полёт через открытое в сумерки позднего летнего вечера окно.
 - Стащили из школы установки и гитары, все выходные воображали себя Битлами, играя знакомые песни. Второй срок: напился, залез в открытое окно квартиры на первом этаже, нашёл в холодильнике бутылку Шампанского, выпил её, заснул на диване, проснулся, рядом - милиционеры.
 Подобную историю про Шампанское я уже где-то слышала.
 - А про третий раз расскажу завтра, - вставая с табуретки и собираясь уходить, говорит Саша.
 Отдаю в передней папку с распечатками первых глав о детстве Саши, о его родителях, о деревенских каникулах. Пока всё безоблачно и довольно сентиментально. Лирический герой повествования сначала является перед читателем нежным белокурым малышом, который любит читать книжки, рисовать, поёт на детских утренниках песни чистым и звонким голосом, а в подростковые годы становится признанным всей школой Робин Гудом, защищая слабых и отважно сражаясь за справедливость.
 Вечером приехал однокурсник сына с книгой, в которой расшифровываются рисунки тюремных татуировок. Раскладываем на журнальном столике пляжные фотографии Саши, их привезла с собой подруга. Первый кадр: пальцы с нарисованными кольцами.
 Товарищ сына начинает комментировать:
 - Это кольцо - совершеннолетие, встреченное в тюрьме.
 Кадр за кадром, шаг за шагом, "читаем" историю жизни возлюбленного моей подруги.
 - А теперь самое страшное, - говорит наш "эксперт" по татуировкам. - Групповое изнасилование, за что его, вероятнее всего, "опускали" в тюрьме. Двойное убийство. Несколько лет в психиатрической больнице, где он "косил" под шизика, совершившего убийство в невменяемом состоянии. Этого достаточно?
 - Почему за такие "подвиги" его не упекли в тюрьму до конца жизни? - в ужасе спрашиваю я.
 - Об этом можно только гадать, - говорит товарищ сына, убирая растрёпанную по листикам книгу о тюремных художествах.
 - Возможно, что этот человек преувеличил свои "заслуги" в татуировках? - спросил мой сын.
 - Трудно сказать, - отозвался с видом знатока его товарищ.
 Столько дней я сидела рядом с убийцей! А как же моя подруга?
 В один из вечеров подруга позвонила мне с улицы:
 - Саша сейчас позвонил и сказал, что он разговаривал с Пашкой! Сказал ему, что спит со мной, что мы с ним любим друг друга, и поэтому Пашка должен "отдать меня ему". В противном случае он убьёт сначала Пашку, потом меня и себя. Потому, что в тюрьму он возвращаться не хочет.
 - Как Павел среагировал на это?
 - Не знаю, - ответила Люда. - Я влетела в квартиру, надела на Люкса (их немецкая овчарка) поводок, и ушла гулять с Люксом. Боюсь возвращаться домой.
 - Рано, или поздно придётся возвращаться. По крайней мере, Павел тебя не убьёт, это точно.
 Как узнала я на следующий день, вернувшись домой, Люда была удивлена тем, что её муж сделал вид, будто ничего не произошло. Мирно поужинали всей семьёй, разговаривая на обычные темы. Ночью, лёжа в кровати, Люда, отвернувшись к стене, безутешно плакала в подушку. Павел рядом с ней тоже не спал, но лежал молча.
 Семья подруги не разрушилась, чему я была искренне рада. Как могли возникнуть у неё отношения с таким человеком, как Саша, остаётся загадкой по сей день, как для неё, так и для меня. Людмилу я знала с наших юных лет, никогда не была она гулящей женщиной, её семья значила для неё очень много и до, и после того случая.
 Спустя годы я уже знала не один подобный случай, и стала понимать, что встречаются среди людей такие ловкие манипуляторы, которые мастерски владеют инструментами воздействия на психику людей, и всегда это делают для каких-то своих корыстных целей.
 Был в отношениях Саши и Люды такой случай, когда, как по нотам, была разыграна многоходовая ситуация, в результате которой Людмила, не имея даже времени подумать, или посоветоваться с кем-то, взяла для него "на три дня", как уверял её Саша, кредит на крупную сумму денег, чтобы "помочь ему выпутаться из серьёзной беды".
 Ни через неделю, ни по сей день, Саша эти деньги не вернул. Впоследствии Люда и её муж расплачивались по этому кредиту сами.   
 Когда Людмила сказала по телефону своему возлюбленному, что они должны расстаться, последовал холодный ответ:
 - От меня ещё ни одна баба не уходила. Бросал этих тварей только я сам. И никак иначе!
 Дальше было много тяжёлого и страшного: угрозы убить всю семью Людмилы, ночные звонки, слёзы, и... поддержка мужа моей подруги.
 Эта история продлилась несколько лет. Но, главное, все её участники остались живы.
 В семье Люды никогда не вспоминают про эту историю. Не говорим об этом и мы с Людмилой. А больше никто про это "наваждение" и не знал.
06.05.201518:47.