Как я был джигитом

Ади Гамольский
   Вы будете смеяться, но мне действительно однажды пришлось выступить в такой странной роли – роли джигита. То, о чем я собираюсь рассказать произошло в начале лета в одном из городов  Северного  Кавказа.

Впрочем, а что, собственно говоря, странного в этом сочетании еврей-джигит? То же, наверное, что и в выражении  “Аид – а-буденновец”. Подумаешь – джигит! Это всего-навсего пастух на коне. Такая же комбинация в американских прериях называется ковбой, а в Мексике и странах Латинской Америки – это уже гаучо. Честно говоря, как это явление называется в других скотоводческих регионах земного шара, я не знаю,  но, в данном конкретном случае, это не столь важно.

Главное, что их всех объединяет, как ни странно - это любовь  повыпендриваться один перед другим. Это уж хлебом не корми  - дай только блеснуть своими талантами.   Вспомните знаменитые американские родео  скачки на необъезженых мустангах или вообще на быках, а не менее знаменитый танец гаучо, исполняемый ребятами ансамбля Игоря Моисеева? Вот так пришлось включиться и мне в этот перечень.

    В начале лета ехал я в один из альплагерей и решил завернуть к своей осетинской родне познакомиться, пообщаться.  Вечером в доме  моего деда Гераша  за традиционно изобильным столом произошло приятное знакомство с многочисленной родней. Правда, был один момент, на который я неосмотрительно не обратил внимания, а зря.

Некоторые гости начали подтрунивать над дедом по поводу того, что, мол, родственник его – человек городской и, скорее всего на джигита не тянет. Дед им горячо возражал, но так как разговор вёлся на осетинском языке, сути спора я не узнал..  Прощаясь, дед предложил мне, чтобы  завтра я пришел пораньше и мы кое-куда поедем и кое-что кое-кому покажем. Естественно, что чуть свет я был уже у него.

      Место встречи было не просто далеко, а где-то у черта на куличках, добираясь туда, мы  использовали все виды наземного транспорта – трамвай, автобус, троллейбус, а, особенно, собственные ноги. В финале  путешествия мы     оказались  далеко за городом, на каком-то майдане,  где резвились молодые парни верхом на конях, а в стороне, словно судейская коллегия,  сидела группа стариков и комментировала их выступления. Часть из них была мне знакома по вчерашнему застолью.

   Не подозревая какого-либо подвоха (и, как оказалось, совершенно напрасно), я вместе с дедом подошел к ним. Произошло представление сторон, вручение верительных грамот в виде стаканов с чачей и провозглашение тостов, приличествующих данному случаю. После торжественной части  состоялся обмен мнениями деда со стариками.

И здесь совершенно неожидано выяснилось, что мне предстоит продемонстрировать старикам, какой у деда Гераша родственик, в смысле верховой езды, вообще, и джигитовки, в частности... А, что  бы почувствовали вы на моем месте? Вот то же чувствовал в этот момент и я – легкий ужас и вибрирование всего моего содержимого.

  Призвав на помощь все свое красноречие, используя жестикуляцию и мимику, я изо всех сил пытался убедить деда в пагубности предлагаемой акции. Я убеждал его, что в случае провала моего выступления, позор падет на весь его осетинский род, не говоря уже о моих еврейских родственниках. Тщетно. Вердикт был вынесен и должен быть исполнен. Мы с дедом были уже, как во взлетающем самолете - только вперед, обратного хода нет! Мне подвели коня...

   Честно говоря, некоторый опыт верховой езды у меня был,  именно некоторый и довольно мизерный. Дело в том, что  во время Отечественной войны  я оказался в русском селе в Киргизии.  У сельчан было принято, чтобы во время летних каникул детвора не болталась без дела, а в меру сил своих помогала взрослым. Некоторые, в том числе и я, пасли скот: для этого каждому пацану седлалась верховая коняка, выдавалось некоторое количество скота  и вперед!

 Конечно, нам пацанам удержаться от всевозможных скачек было просто невозможно. Тем не менее,  это, 
вроде бы развлечение, имело и материальное подтверждение в виде бутылки молока, ломтя хлеба, нескольких яиц, да и просто уважительного отношения. Но ведь всё это было в далёком прошлом...

   Итак, мне подвели коня, и предложили определиться какой вид аутодафе  более предпочтителен – выбор был безграничен. Кажется, до деда стала доходить суть ситуации и он, уже безо всякого энтузиазма,  обсудил со мною предлагаемое   «меню». Увы, любое из «блюд» было чревато непредсказуемыми последствиями. В конце концов, мы остановили свой выбор на аттракционе с названием «рубка лозы».

 Экзекуция состояла в том, что  по центру майдана  были установлены несколько столбиков, в которые были воткнуты прутики. Испытуемому выдавалась ...шашка, и он   должен был, сидя на коне, на скаку срубить шашкой эти самые прутики, при этом оставаясь в седле.

  Я вскарабкался на коня, а взволнованный дед, держа его  за узду, давал нам обоим  последние наставления. Суть их сводилась к следующему: шашка – вещь чужая и дорогая, ее следует всячески беречь. Темляк на руку не надевать, а если, не ровен час, воткнешь шашку в столбик – сразу же выпускать, не то либо шашку сломаешь, либо она тебя потянет из седла; махать ею аккуратно, - острая, можно и ухо коню срубить – позор превеликий!

 Он говорил что-то еще, но я как-то зациклился на этих основных требованиях. Но, главное, что со мною конь, который все эти штуки сам знает в совершенстве. Красавец-конь даже подмигнул мне своим выразительным глазом – дескать, не дрейфь, друг, прорвемся! На этом вводная часть испытания была окончена. Дед шлёпнул его ладонью по крупу - пора!

   Я пустил коня шагом. Ощущение, что ты сидишь на высоте, да еще на чем-то, что движется и мыслит отлично от тебя, бодрости как-то не придавало. С шага он перешел на ровненький легкий галоп. Проехав круг, мы остановились в исходной точке. Мне вручили шашку. “Ну, что, - сказал я коню,- рискнем!” “Рискнем!- промыслил он мне в ответ.

Дальнейшее происходило как во сне: конь поскакал ровно, словно трамвай по рельсам, акцентируя свой галоп у каждого столбика, подсказывая мне мои действия. Я, памятуя наставления, размахивал шашкой, почему-то срубая эти проклятые прутики, то есть, лозу. Окончив представление, мы в запале проскакали еще один круг, я остановил коня, обнял и поцеловал его. А дальше... я просто опустился у его ног на землю – стоять не было сил.

Что-то вопили старики, что-то кричал дед, но мне уже было все, буквально, по барабану. Ведь мы с конем оказались на высоте!..
   И вы мне будете ещё что-то  говорить?
Рисунок автора


.