Отдых ноушат

Вадим Кольцов
Отдых НОУШАТ

Научное общество учащихся – НОУ. НОУшата – это члены НОУ.
Я сидел и смотрел в окно автобуса, в душе пели птички, гордость переполняла грудь. Мне казалось, что я сплю. Ведь сейчас я поеду в «Орленок». Мои мысли улетали далеко в прошлое, я задумался.
Я из СССР
В советское время, отдых в пионерском лагере, считался само собой, как правило. Летний пионерский лагерь, был как неотъемлемая часть пионера и той эпохи. Это заслуженный отдых детей и, как правило, путевка стоила символических денег. А иногда, предоставлялась, как подарок за особые заслуги школьника.
Но в своем детстве, я столкнулся с проблемой, что у родителей почему-то не хватало средств на летний отдых. Хотя отдыхал в лагерях почти каждое лето. В основном в одну и ту же смену. И когда ты уже вписался в лагерную жизнь, со всеми подружился, всех девочек перемазал пастой, подрался со всеми пацанами, приезжают родители и забирают раньше на несколько дней. Чаще всего забирали и мы с сестрой ехали на Японское море. Но было несколько раз, просто уезжали в город Уссурийск.
В пионерский лагерь я ездил с первого класса, а моя сестренка - до школы. Мама педагог, у нее была такая возможность отправлять в лагерь. А отец работал на заводе, потом перешел в ЖЭК. В общем, нас каждое лето отправляли отдыхать и без дела мы не болтались, хотя бы месяц.
А приезжали из лагеря, так нас невозможно было найти. Гуляли целыми днями на улице. Мобильных телефонов не было, про интернет не знали, телевизоры были дома не у всех. Даже не знаю, как находили друг друга? Новости передавали из уст в уста и доходили без изменений до адресата. Дети не врали, честных людей было больше. Встречались порядочные и добрые люди.
Хорошее было время. Родители не оставляли денег на обеды или на проезд. Кондукторов не было, в автобусах стояли специальные приборы. В них каждый опускал шесть копеек и сам себе откручивал билет. Ни кто не контролировал. Не было видеокамер или навигаторов. Все основывалось на честности, открытости и порядочности.
Вообще плохих людей я не видел и не знал. Воспитывался как бы в «психологической пробирке». Если перевести на сегодняшний жаргон, то я из советского времени. Мне с теплом вспоминается это время. Квартиры не закрывали на замок, мы часто вообще забывали закрыть дверь. Квартира, оставалась нараспашку.
В свободное время, если не ходил на тренировки, то рисовал, занимался скульптурой, общался с друзьями, играл во дворе в «пекаря», да много было занятий. «Пекарь» - это подвижная дворовая игра. Что-то вроде лапты или бейсбола. Но правила этой игры, нынешним детям понять с трудом. На асфальте рисовались несколько линий мелом или кирпичом. Линии могли заменяться палками. В конце линий по центру ставился кирпич, а на него консервная банка. Чаще всего банка была из-под тушенки, она высокая. Около этой банки ставился «пекарь» - человек, у которого в руках была огромная палка или дрына. Перед линиями (черта) стояли в очередь люди с палками. Они кидали ловко свои палки, чтобы сбить банку с кирпича. А «пекарь» не давал банку сбить. После каждого попадания, человек перед чертой, переходил на следующую черту ближе к «пекарю». Каждая линия символизировала следующий уровень и звания. Звания я уже не помню. Как и не помню финал игры. Но было весело и, играя в нее можно было не заметить наступления ночи.
Естественно родители выходили на улицу и искали нас, кричали, звали. Находили, ругали, воспитывали и наказывали. Наказания у каждого родителя были разными. В основном били ремнем по заднице или спине, куда попадут. Я своих детей не бил и не бью. В раннем детстве меня просто ставили в угол. И я так часто в нем стоял, что выучил песенку на ночь. В те временя радио было популярным досугом. По приемнику, транслировались музыка, различные спектакли, постановки и сказки на ночь. Так вот, для детей была передача - Спокойной ночи. После нее звучала песенка,
- Шелестят по мостовой, тихо тихо шины,
В гаражи к себе домой едут спать машины.
Улеглись в кровать давно, маленькие дети,
В наше темное окно месяц ярко светит.
Голос диктора был для меня как бальзам на душу, я становился добрее и успокаивался, прощая своих родителей за непонимание и злость на меня.
 И вот лето заканчивалось, начиналась учеба в школе, тренировки и различные кружки. Я с пяти лет, занимался спортивной гимнастикой почти десять лет, потом ближе к старшим классам увлекся вольной борьбой. Сейчас эта борьба относится к Федерации греко-римской борьбы.
Спорт для здоровья, а для души я занимался в различных кружках. Вначале в школе, потом нашел себе занятие вне учебных стен. С седьмого или восьмого класса ходил в институт ДальНИИЛХ. Дословно уже не помню его расшифровки, но этот институт, расположен на территории Дендрария. Сад или лес с реликтовыми и редкими растениями Дальнего Востока, Азии, Китая, Кореи и Японии. Его основал и посадил первые деревья Влади;мир Кла;вдиевич Арсе;ньев — русский и советский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока.  Родился 10 сентября 1872 г., в Санкт-Петербурге. Умер 4 сентября 1930 г., во Владивостоке.
Мне было интересно ходить в институт и изучать растения, природу, историю края. Заодно я знакомился с «ботанами» и девочками. Я никогда не был «ботаном», но меня интересовали девочки. Там я их тоже изучал. А все хорошие и примерные девочки, на которых меня тянуло, ходили в умные кружки. Девочки меня замечали, мы дружили. Ну а «нехорошие» девочки на меня не смотрели, но на них, смотрел я. Как правило, они были все разобраны продвинутыми мальчиками.
В этом кружке, при научно-исследовательском институте, меня научили понимать природу, разбираться в породах деревьев, отличать осину от тополя, определять возраст деревьев и многое другое. Мой отец тоже помогал в этом понимании и приложил много усилий. По окончанию курса в два года, мне вручили диплом. И я планировал поступать в фармацевтический институт без экзаменов.
После восьмого класса меня пригласили в другой кружок, где для себя я сделал много открытий. Этот кружок назывался Научное Общество Учащихся (НОУ). А тех, кто в него ходил – ноушата.

Ноушата-орлята

Я с удовольствием посещал кружок, между тренировками по вольной борьбе и подготовкой к выпускным экзаменам. Два года я посвятил себя философии, активным общественным делам, комсомольским поручениям и многому другому. Научное общество, участвовало в научных конференциях и олимпиадах школьников. Занимало активную позицию в общественных и комсомольских кампаниях. Впоследствии, эта организация стала переходным мостиком между ВЛКСМ, а потом в коммунистическую партию СССР. Всесоюзный ленинский комсомольский союз молодежи – так важно называлась союзная молодежная организация, которой уже нет. Но все ее руководители, высокопоставленные члены и активные участники, в наши дни стали ведущими топ-менеджерами больших концернов, руководителями заводов, ответственными руководителями государственных структур и организаций. Их можно увидеть в правительстве государства, в руководстве силовых структур. Эта организация, стала кузницей руководящих кадров страны. Даже среди нынешних олигархов, можно встретить бывших комсомольских вожаков.
И как венец активной работы каждого комсомольца или пионера, была путевка во Всесоюзный международный пионерский лагерь «Артек» в Крыму. Альтернативой этому лагерю стал «Орленок». В то время были еще другие лагеря такого уровня, как например «Океан» во Владивостоке или малые подразделения, филиалы таких лагерей в других регионах СССР.
Я очнулся от воспоминаний. Автобус постепенно наполнялся радостными и счастливыми детьми. Теперь родители обступили его со всех сторон, махали в приветствии руками, кричали в окна,
 – Маша, пиши письма, я тебе положила конверты в карман чемодана!
Кто-то из родителей передавал через открытую форточку сверток с бутербродами. Шум, смех, свистки вожатых и вот автобус тронулся с места. Мы двинулись в путь. Меня впервые за несколько лет не провожали родители. Возможно, я был самым старшим в этом отряде. Год разницы, придавал гордость за себя. Но навевал грусть, что вот, сбылась моя мечта и уже в следующем году я оканчиваю среднюю школу. Я все еще надеялся поступать в медицинский институт.
Не помню почему, но в лагерь я поехал без сестры-двойняшки. Она поехала без меня на следующий год. Но это потом. Сейчас в душе было больше радости.
Автобус выехал из города и направился по трассе в сторону леса и гор. В салоне, где-то в середине, кто-то затянул веселую песню,
 - Если с другом выйду в путь…
Постепенно по цепочке, все начали подхватывать слова песни и уже весь салон запел. Автобус стал наполняться энергией хорошего настроения, радости и счастья.
- Для друзей меня чуть, чуть, а с друзьями много, – запевал я.
- Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, – подхватил весь автобус.
Незаметно автобус въехал в лес и встал у ворот пионерского лагеря. Вот он «Орленок». На решетки были написаны приветствия «орлятам». Вожатые в красных галстуках и рубашках цвета хаки встречали у ворот с плакатами. На плакатах указывались названия отряда и номера корпусов.
Этот день закончился быстро, как только мы зашли в свой корпус, пообедали, поспали, потом поужинали и заснули в своих кроватях. Корпуса были каменные, разделенные на три части. По краям были палаты для девочек и с другой стороны для мальчиков. Посередине была комната для вожатых. Это обычная планировка советских лагерей.
Утро начиналось с зарядки на стадионе, для всех пионеров и комсомольцев. Потом завтрак и утренняя линейка. На ней, все вожатые докладывали директору лагеря о личном составе. Потом комсомольские и пионерские руководители ставили задачи на день, и линейка заканчивалась напутственным словом директора лагеря. Играл гимн Советского Союза. Все стояли по стойке смирно, пионеры держали правую руку, согнутую в локте перед пилоткой. Пока поднимали флаг, играл гимн.
На весь день, каждому находилось занятие или выдавалось задание. Я для себя нашел работу на всю лагерную смену. Сразу, с первых дней, вызвался быть художником и журналистом в одном лице. Я был в редакционной коллегии отряда и потом вошел в структуру администрации лагеря. Каждый день я выпускал Боевой листок и рисовал газеты (тогда их рисовали карандашами и красками по ватману).
Бывало, что за этим занятием, я мог провести весь день, без еды, до самой ночи. Меня ни кто не отвлекал. А результатом моей работы, стали лестные отзывы вожатых, уважение ребят и самое главное, внимание девочек. Тем более, что со мной трудились две таких девочки. Правда, они меня не сильно волновали. Мне нравились другие. Но рисовали они профессионально, в отличие от меня. Я этому не учился, но старался быть с ними наравне. А моя трудоспособность поражала даже взрослых.
За этим занятием прошла почти вся смена. В середине смены, все готовились к празднику. Надо было сделать что-то грандиозное в плане художественного оформления и личного участия в празднике. Я естественно, положил всего себя, чтобы быть лучшим. В итоге, наш отряд занял первое место в оформлении, а я еще создал композицию и скульптуру. В личном плане я выдвинулся в лидеры по похвалам. Мне это нравилось. Теперь меня замечали не только в своем отряде, а знали многие.
Вечером в этот же день, к завершению половины лагерной смены и подведению итогов работы, весь отряд созвали на собрание. Вообще, итоги подводили каждый день. Утром и вечером. Но этот день был особенным и шел по другому сценарию. К тому же, он меня очень удивил и впечатлил. А перед этим, днем, я почувствовал себя плохо с самого утра и упал в обморок от упадка сил. Так пролежал весь день, чем заслужил еще большего внимания и беспокойства за мое здоровье вожатых.
Сказочный вечер открытий и признаний

После ужина, все шло по обычному плану. Я оклемался от упадка сил, отлежался за все дни. После отбоя, все собрались в одной из палат отрядного корпуса. Мне хотелось быть ближе к центру, рядом с самыми красивыми и умными девочками. Также мне нравилась вожатая. Всего их было трое. Самая старшая была Галина Васильевна Павленко. Она дала мне путевку в жизнь и перевернула в ней все, в хорошем смысле слова. Другие две, были помоложе, и как бы ближе к нам по возрасту. Мне было почти пятнадцать лет.
В палате выключили свет, зажгли свечку в середине зала. Образовался своеобразный круг. Вначале, слово взяла молодая вожатая Елена. Как я понял, она самый опытный комсомольский вожак в этом отряде. Елена, посвятила нас в «орлятские» и «артековские» обычаи и правила. Для меня, каждое сказанное ею слово, история о комсомольской жизни, стало открытием. Это больше походило на душевные порывы, что-то во мне перевернулось.
Оказалось, что большинство пионеров и комсомольцев этого лагеря, хотя бы раз отдыхали в «Артеке». Я же «Артек» увидел только в двадцать лет. И то, проездом, на экскурсии, по туристической путевке в Крым. А сейчас я вспоминаю события тридцатилетней давности.
И вот, Елена начала рассказывать о себе. Я впервые услышал, столь откровенные признания о личной жизни взрослого человека. В те года, было не принято, как я понимал, рассказывать сокровенное в обществе. Она поведала о своем возрасте, частично о личной жизни и положении в обществе. Потом перешла к рассказу о личных качествах и достижениях. Как она закончила, все дети зааплодировали и стали задавать самые различные вопросы. А я начал перемалывать у себя в голове то, что смог бы рассказать о себе. Если конечно представится такая возможность. Мне хотелась со всеми поделиться своими мыслями и достижениями. К тому времени, я так думал, я кое - чего добился.
Елена, передала свечку сидящей рядом девочке и та стала тихо рассказывать о себе и своих достижениях. Она очень стеснялась, и этот рассказ закончился быстро. Девочка покрылась краской и забилась в тень комнаты. Ребята попытались ее расшевелить нейтральными вопросами, но она закрылась от всех молчанием. Следующей была Галина Васильевна, про нее я знал кое-что, поэтому ее рассказ о себе не стал открытием. Она умела рассказывать, и была опытным педагогом и психологом. Поэтому ее рассказ был лаконичным, емким и коротким. Свечка перешла к мальчику, а их в отряде, было вполовину меньше девочек.
Мальчик оказался из бывалых и его рассказ о себе прошел как отработанный вариант. Все было предельно ясно и понятно. Сразу было видно, что мальчик из комсомольской номенклатуры и карьерист. В дальнейшем так и получилось. Я его видел в структуре ФСБ. Свечка перешла к другой девочке.
Она рассказала о себе много интересных подробностей, ответила на вопросы ребят и заинтересовала меня. Но только подробностями из жизни и смелостью своего рассказа. Потом свеча еще несколько раз переходила от девочки к мальчику. Все сидели по порядку: девочка-мальчик-девочка. Конечно, этот вечер не мог уместить всех желающих поведать свою историю жизни. Поэтому выслушав около пяти человек, этот вечер закончился словами,
- День отшумел и ночью объятый лагерь ложиться ко сну
доброй вам ночи ребята-орлята, завтра нам снова в путь.
Спокойной ночи, ребята!
Утро следующего дня, началось как обычно. Но я долго не могу уснуть, все мучился от впечатлений, полученных от вечера. Меня не покидала мысль – что же я расскажу, о себе и когда это будет? С этими мыслями я стоял на разводе своего отряда и планировании рабочего дня. Неожиданно для меня, в рапорте командира отряда, прозвучала моя фамилия, и я очнулся от своих мыслей. Видимо я много чего упустил и сейчас стоял растерянным.
Командир отряда вызвал меня,
 – К…, выйти из строя!
Я был в шоке, совершенно не был готов к публичному выступлению перед отрядом. Мне казалось, что сейчас просто упаду в обморок. Хотя, публичные выступления, но в молчаливом статусе, были при участии в соревнованиях по спортивной гимнастике. Я вышел и оказался перед строем.
Вожатая Елена, встала рядом со мной и сказала,
 – С сегодняшнего дня, каждый день, мы будем назначать командира отряда на день. Сегодня его обязанности будет исполнять В… Прошу слушаться его, как меня. Он будет докладывать мне обо всем, что происходит в отряде, водить вас на мероприятия, в столовую и т.д. Вечером будем подводить итоги дня. Лучшие командиры, будут поощряться, - закончила вожатая.
Естественно я с трудом собрался с мыслями и на подгибающихся ногах встал во главе отряда. Через несколько минут я уже успокоился от волнения и приступил к своим обязанностям. Это был первый опыт руководящей должности в моей жизни. С обязанностями я справился. По крайней мере, девченки и мальчишки меня слушались и помогали во всем. Я был им всем благодарен. Такая реакция придала мне уверенность на дальнейшие дела.
Я почувствовал свою значимость и понял, что меня заметили. Воодушевленный таким поворотом дел, я с еще большей энергией взялся за отрядные дела. Так незаметно пробежала летняя смена в лагере. Оставалось всего пять дней до окончания. Все готовились к лагерному прощальному балу и концерту. Я вызвался научить девочек и мальчиков, танцевать вальс. За занятиями вальсом, оформлением стенных газет, костюмов я не заметил, как наступил прощальный бал.
Мероприятия прошли на лучшем уровне, все были счастливы и жизнерадостны, даже до слез. Все получилось, и отряд опять занял призовое место. У меня появилось куча новых друзей, меня все узнавали и здоровались. Я сам был в восторге от полученных результатов моей активной деятельности. Так сказать удовлетворен.
Вечером, в очередной раз, отряд собрался на подведение итогов. Несколько ребят поведали о себе самое сокровенное. Дошла очередь и до меня. Я ждал этого момента каждый день. Ко мне перешла заветная свеча. Дрожащими руками я принял ее и начал свой рассказ с небольшой паузы. Не знаю, сколько длилось мое повествование. В спальне повисла тишина. Ни кто не мог шелохнуться. Я улавливал взгляд каждого, наблюдая за всеми. Мне была важна реакция слушателей, и я старался не утомлять ребят. Видно было, что я заинтересовал всех. Даже взрослые слушали и немного улыбались.
Конечно, были другие хорошие рассказчики, эти ребята, много раз бывали в этом лагере и все их хорошо знали. Я был новичком среди всех. Более того, мой рассказ был нестандартным, а истории из жизни не укладывались в общий формат. Мое повествование закончилось тем, что я при всех подарил вожатой Елене подарок. Это был барельеф лица Спартака. Мой герой. Я его сделал сам, из гипса и это заинтересовало всех. Вот тут я не стал больше рассказывать о своих, всех увлечениях и умениях. Этого было достаточно, чтобы меня запомнили надолго.
Рассказ закончил, ответил на все нескончаемые вопросы ребят. Свою свечу передал красивой, высокой и интересной девушке. Она, очень мне нравилась. Знал, что она не обратит на меня свое внимание. В ее глаза боялся смотреть. Тем более, что ее глаза были как угольки-буравчики. Видел, что у нее другие интересы, и она выглядела внешне старше на три  года. Ее звали Наташа.
Черноволосая девушка, быстро рассказала о себе, повернулась в мою сторону и призналась мне в любви. При этом свет от свечи, осветил меня и все повернулись в мою сторону. Некоторые дети встали со своих кроватей. Я был не просто в шоке. Меня будто ударили по голове битой. Я сидел с растерянным лицом. Почему-то мне хотелось провалиться под кровать. Я инстиктивно вжался в кровать и потупил в пол свои глаза.
Но девушка не унималась, при всех спросила разрешения у меня дружить с ней по- настоящему. Конечно, я согласился, тихо сказав,
 - Да, я согласен с тобой дружить.
Свой голос я услышал с трудом. Теперь все с изумлением смотрели на эту девушку. А я опять оказался в тени, т.к. свеча перешла к другой красивой девочке. Это была блондинка, я даже не помню имени. По-моему Анна. И я думал, что сюрпризов и потрясений на этот вечер достаточно. Но опять ошибался.
Девушка интересно рассказала о себе, все вниманием слушали ее. Она нравилась всем, подвижная, красивая и дружила с мальчиком из этого отряда. Все задавали ей вопросы. Дошли до самых интимных и личных тем ее жизни. Тогда она повернулась в мою сторону и сказала, что влюбилась в меня. Это был сильнейший удар по моей юношеской психике. Мне хотелось плакать и рыдать одновременно. Я не знал, что делать и вообще как на все это реагировать. Естественно все опять посмотрели на меня.
Теперь я чувствовал не просто интерес к себе, а повышенный интерес многих. Но в отряде была еще одна девочка, которая до лагеря преследовала меня своей любовью. И эта настойчивость меня пугала. Я постарался отказать ей тактично. Еще до поездки в лагерь. На этом она вроде успокоилась.
И этот вечер закончился тремя признаниями в любви и дружбе ко мне. Были еще юноши, которые сказали, что я хороший товарищ и друг, что меня ни сколько не удивило. Дружбу я ценю до сих пор. День отшумел и все легли спать.
Следующие два дня, до самого пионерского, прощального костра, прошли в суете и славе. Было много дел и забот. Смена закончилась, и мы еще долго общались, переписывались и дружили. Прошло уже много лет, с тех времен. Жизнь всех раскидала и многие изменились до неузнаваемости. Но все как один, скажут и подтвердят, что в СССР жизнь была.