Киношкола Митты

Сергей Журавлев
Александр Митта напоминает таких людей как Гераклит, Парменид, Хлебников, Арто... Важно даже не то, что они сами создали, их миссия - новый язык. У Митты, впрочем, в отличие от большинства формалистов, есть и собственные классические достижения. Последнее время, например, я все больше западаю на "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил". Митта где-то говорит, что взял на роль Ганнибала Владимира Высоцкого - чтобы просто представить народу великого русского поэта, но Высоцкий оказался не только фантастически органичен предку Пушкина, благодаря Высоцкому фильм буквально проваливается, "впадает" в бытийное пространство, в пространство гераклитовского и парменидовского бытия, где нет времени и мертвых, и в этом бытии фильм соприкасается, встречается и с Петром, и самим Пушкиным, его прабабкой и, конечно, же с генерал-аншефом, великим инженером и воином - Абрамом Петровичем Ганнибалом. И все-таки главное в Митте - это та битва, которую он уже столько лет ведет за новый язык творчества, язык, в котором драматургическое мышление станет не только плодом вдохновения, но таким же осознанным инструментом, как неумолимая логика Парменида, подтексты и парадоксы Гераклита, диссонансы Хлебникова, впадание в мысль, как в грозовое облако, и театр жестокости Антонена Арто.