От села до города

Андрей Мокеев
Наш город имеет очень древнюю и богатую историю, и в этой статье мы попытаемся отметить некоторое вехи его существования.
Показать, как , благодаря стараниям и грамотной работе Посадской Думы и Управы, посад добился огромных успехов, и стал из глухого села – процветающим городом.


В 1851 году село «Мелекесский завод» было приписано к Ставропольскому уезду  вновь образованной Самарской губернии.
За четыре года до этого, в селении Мелекесс был закрыт Казённый винокуренный завод, вокруг которого формировалось поселение,  «за его убыточностью», а все оставшееся оборудование и здания были проданы с торгов.
На торговлю и местную промышленность закрытие винокуренного завода никак не повлияло.

Газета «Самарские губернские ведомости» знакомила жителей Самары с новыми «приобретениями» губернии. 
В № 38 от 20 сентября 1852 года Мелекесс описывали так:

«Селение очень замечательное по многим отношениям. Его нельзя назвать ни казённым, ни удельным, ни помещичьим, ни посадом; оно не под одну из сих категории не подходит, потому что население его составляет смесь всякого рода людей, случайно сюда привлечённых на постоянное жительство видами торговли и промышленности.
Оно образовалось не вдруг, а постепенно, в течении нескольких лет.  Среди обширнейшей казённой лесной дачи некогда устроен был казенный винокуренный завод, на коем выкуривалось огромное количество вина».
Для винокурения в Мелекесc требовалось и покупалось большое количество зерна. Жители местных деревень, привозя в селение избытки своей продукции для продажи, нуждались в ночлеге.
Люди сметливые и торговые, видя в этом возможность заработать, с дозволения властей, начали устраивать постоялые дворы и стали продавать приезжим различные предметы домашнего быта, скупали хлеб у крестьян и сами поставляли его на завод.
К этому прибавились и другие виды торговли и промышленности.
Постепенно, обороты торговли увеличивались и был учреждён еженедельный базар, который по мере оборота капиталов с течением времени получил развитие в Никольскую зимнюю ярмарку.
Так начали приходить сюда на постоянное жительство купцы, мещане, крестьяне из разных уголков страны.
Так развивалось селение Мелекес.
 
В 1847 году, после упразднения винокуренного завода, селение Мелекесс перешло в ведомство Министерства Государственных Имуществ.
На 1852 год Мелекесс состоял из 222 дворов.
Численность населения составляла 1494 человек, из которых 704 мужского пола и 790 женского.

Селение оставалось торговым. Мелекесскую торговлю можно было разделить на два вида: базарную, проходившую еженедельно, по средам, и ярмарочную, в декабре месяце, с 1 по 8 число (ярмарка называлась Никольской). Предметы торговли: разного рода зерно, колеса, сани, кули, лошади, рогатый скот, овцы, кожи, щетина, посуда, мочало, масло, мясо, соль, мёд, воск, чай, сахар, красные товары, косы, чугунные изделия и разные мелочи, необходимые в домашнем быту.
Промышленность состояла из заводов поташных, кожевенных, чугунных, маслобойных, салотопенных и свечных. Заводы представляли собой деревянные избы с несколькими рабочими, всюду использовался только ручной труд.
На базарной площади стояли казённые весы, только на них за определённую плату продавцы и покупатели могли взвешивать свой товар.
В 1852 году в селении было: кузниц 8, постоялых дворов 10, калачных куреней 10, водяных мельниц 4, рейнской погреб 1, трактир 1.

Многие из местных жителей с выгодой занимались земледелием, нанимая под посевы землю окрестных селений, потому что сбыт сельскохозяйственной продукции находился под рукой.

Самарский губернатор Константин Карлович Грот предлагал здесь учредить уездный город, «чтобы Мелекес смог получить значительность не только в торговом, но и в административном отношении, будучи расположен почти в центральности Ставропольского уезда».

После вхождения Мелекесса в состав Самарской губернии в поселение хлынул поток купцов и мещан из Самары, Ставрополя, Сергиевска. Предпринимательское чутье подсказывало, что на этой вновь приобретённой земле, богатой и выгодно расположенной, можно быстро сколотить капиталец.

В январе 1860 года купцы, проживающие в селе «Мелекесский завод» обращаются к губернскому начальству с просьбой даровать самоуправление. «К прошению руку приложили» Ставропольские и Самарские, Сергиевские и Симбирские купцы, первый из них - Ставропольский купец Григорий Марков. Примечательно, что многие купцы были не грамотны, и за них прошение подписывали их «учёные» родственники.

Прошло 55 лет…

В 1915 году Посадская Дума чествовала юбиляра… Посадскому голове Константину Григорьевичу Маркову исполнилось 70 лет.
С самого получения Мелекессом статуса посада и введением в нем городского самоуправления Константин Григорьевич являлся почти бессменным посадским главой.
Как же изменился за эти годы Мелекесс?

(Из Журнала экстренного собрания Мелекесской Посадской Думы
от 20 апреля 1915 года)

Самого Посадского Голову на заседание не пригласили, решили, что вопрос о награждение правильнее рассматривать в его отсутствие. Обязанности Председателя взял на себя Гласный Думы П.А. Калачев.
 
«В текущем году 12 июля исполнится 38 лет со времени переименования нашего Мелекеса в посад.
В 1877 г., благодаря почину некоторых жителей, Мелекесс, не имевший в то время никакого общественного строя и управления, был по ВЫСОЧАЙШЕМУ Повелению, последовавшему 12-го июля 1877 г., переименован из села «Мелекесский завод» в посад Мелекес, с введение в нем городского самоуправления, а 15 сентября 1878 года последовало открытие действий первой Посадской Думы и первой нашей Посадской Управы, где был избран Посадским Головой Константин Григорьевич Марков, остающийся и до ныне на этом трудном и ответственном посту.

Шли годы и через 37 лет Мелекес, из захолустного селения, стал большим городом с богатой будущностью, стал самым крупным центром нашего края, как торговым и промышленным, так и культурным, благодаря открытию мужской и женской гимназий, и занял место среди лучших и благоустроенных уездных городов Самарской губернии.
Самым важным фактором, способствовавшим быстрому экономическому и культурному развитию нашего посада, было дарование ему права городского самоуправления.

Одна из сторон внутренней организации городского управления рисуется отчетом управы за 1879-й год.
Отчёт говорит: «Новому Городскому Управлению пришлось самому организовать себя окончательно, выработать для себя инструкцию, организовать свою канцелярию и обзавестись всеми необходимыми хозяйственными и канцелярскими принадлежностями, начиная с квартиры и кончая пером и бумагой.
Управление приняло ещё на себя долг, 600 рублей, сделанный Комиссией по введению Городового Положения на её потребности; так что в первые два, три месяца, со времени открытия, Городское Управление положительно не могло бы существовать, если бы оно не пользовалось кредитом и личными средствами членов Управы, короче сказать, из средств Посадского Головы Константина Григорьевича Маркова».

При этих условиях городскому управлению предстояло совершить весьма сложную работу - провести продажу усадебных мест из собственности города в частную собственность жителей, с целью «положить предел той неурядице земельных отношений, которая была до этого времени и с целью получить капитал на погашение  25 000 рублей долга казне за лес, перешедший посаду на выгоне».

На первых порах главной заботой городского управления было изыскать постоянные источники доходов на покрытие самых необходимых расходов по городскому хозяйству.

Главным источником доходов посада являлась базарная площадь. И в 1879 году казённые деревянные лавки и весы были переданы городу.
Также город выкупил у старых хозяев и арендаторов площади - Жирнова и Сергеева 32 деревянных ярмарочных помещения.
Они и были первой доходной собственностью города.

«Прошло 37 лет и, благодаря разумному и экономическому ведению городского хозяйства Посадским Головой Константином Григорьевичем, благодаря его заботам и попечению,  город владеет  в настоящее время 3-мя 2-х-этажными и  10-ю одноэтажными  каменными корпусами, имеет более 100 деревянных лавок  стоимостью более 100т. рублей и приносящий 18-ти тысячный доход; владеет состоящими под разными городскими и казёнными учреждениями 12-ю каменными и  15-ю деревянными зданиями, стоимостью в несколько сот тысяч рублей; приобрёл от казны и удела два смежных с городской дачей земельных участка в 41 десятину; имеет в данное время до 340 000 рублей разных специальных городских капиталов, и, ко всему этому, является чуть-ли не единственным среди других городов в том отношении, что не имеет на себе ни какого долга».

Из множества дел, самым важным и неотложным было дело школьного строительства.
За 37 лет Посадская Управа сделала Мелекес в этом отношении неузнаваемым: в нем появилась мужская и женская гимназия, городское высшее начальное училище, ремесленное училище, мужское и женское 2-х классные училища, три мужских и два женских приходских училища; 2-х- классное мужское и одноклассное женское церковно-приходские училища.
Во всех этих школах обучалось 2000 человек! Была составлена, и утверждена Министерством Народного Просвещения  школьная сеть по введению в Мелекесе всеобщего начального обучения!
С осени 1915г. открылась мужская учительская семинария.

Стоит отметить, что число жителей в посаде Мелекесс на 1915 год составляло 15 252 человек !

«В Мелекессе имеется городская общественная библиотека, воскресная школа и народный дом с театром - прекрасное по внешности здание, построенное на совместные средства казны и города, а также и на пожертвования. Дом прекрасно и богато оборудован и, можно сказать, не многие из народных домов уездных и даже губернских городов можно поставить на ряду с нашим народным домом».

Следующей заботой городского управления была организация кредита.
В нашем посаде, население которого составляли торговцы, ремесленники и владельцев промышленных заведений кредит являлся  главным фактором развития. С целью ослабить ростовщичество, процветавшее в Мелекесе, городское управление открыло городской банк, с основным капиталом в 10 000 рублей, которые были взяты из средств полученных от выкупных платежей за усадебные места.
В 1915 году обороты городского банка
достигли 1,5 миллиона рублей, а его основной и запасный капитал  составили около 50 000 рублей.

Были построены по всему городу около домов и через улицы тротуары, прорыты водосточные канавы, устроен общественный сад, грязный и унавоженный берег Мелекесски расчищен и на нем рассажен бульвар.
Устроено керосиновое освещение города, а базарные площади и прилегающие к ним кварталы улиц освещались газо-калильными фонарями, в ближайшем будущем Мелекес планировали освещать электричеством.

Торговый дом Марковых построил на свои средства и передал городу три абиссинских колодца, дав населению Мелекесса здоровую воду и избавив от необходимости употреблять грязную, навозную, стоячую воду прудов и реки.

Торговый дом Марковых построил и передал городу прекрасно оборудованную богадельню «для содержания неимущих стариков и старух» на 60 человек и пожертвовал капитал в 15 000 рублей, проценты с которого должны идти на её содержание. К этому капиталу, город, из пожертвований, образовал свой капитал в 15 000 рублей и определил ежегодно отчислят из городских средств по 300 рублей.

Имеется детский приют для мальчиков на 40 человек, устроенный покойным Фёдором Григорьевичем Марковым и переданный городу вместе с зданием приюта и капиталом в 100 000 рублей на его содержание.
Город имеет здание и капитал в 100 000 рублей, оставленный Фёдором Григорьевичем Марковым на приют для девочек.

Построена городская скотобойня, что упорядочило дело убоя скота и привело к закрытию  грязных и антисанитарных частных боен.

За эти 37 лет Мелекес пережил и годины бедствий - голод 1891 года и холеру 1892 года, пережил большие пожары 1870 и 1889 годов, но продолжал развиваться и расти.
 
Заслуга в этом, принадлежит несомненно грамотному городскому самоуправлению, и в частности Посадской Думе и Посадской Управе, во главе с почти бессменным руководителем К.Г. Марковым.

«Как представители Мелекесского городского общества, мы, нижеподписавшиеся гласные посадской думы,  почитая долгом своей гражданской совести поставить вопрос о выражении Посадскому Голове Константину Григорьевичу Маркову признательности за его долголетние труды и заслуги перед нашим обществом, имеем честь предложить посадской думе возбудить ходатайство о присвоении Константину Григорьевичу Маркову звания почётного гражданина посада Мелекесса и испросить разрешение иметь его портрет в зале Посадской Думы».