9. Магический талисман

Мария Васильева 6
Начало здесь http://www.proza.ru/2015/04/04/614 

 Знание маленьких и больших тайн – хороший способ «скупить» билеты жизненной лотереи. Но ещё лучший приём – умение пользоваться человеческими слабостями. Личности, с пользой для себя умеющие делать это, имелись во все времена и отличались от посредственностей тем, что знали следующую истину: помогут ли идолы – неизвестно, но вера простаков в этих самых идолов пригодится обязательно. Как раз они-то и становились шаманами, фараонами, богами и полубогами – не участниками, а устроителями жизненной лотереи. Ведь иногда не обязательно знать секрет успеха, достаточно убедить других, что ты знаешь этот секрет.
 И как раз в связи с этим уместно рассказать историю про талисман Хайха.

 Пару-тройку столетий назад дворянский род Мауэров отличался от всех других дворянских родов разве что только своей нищетой и захудалостью. Один из отпрысков этой династии по имени Ренальд, дабы не прозябать в нищете и безвестности, решил отправиться в далёкое путешествие в поисках славы и денег. Уезжая, он оставил на своей родине полуразрушенный фамильный замок, изъеденный молью камзол и пустой кошелёк, который за неимением содержимого просто валялся в углу одной из многочисленных комнат фамильного гнёздышка, где его грызла худая, голодная крыса. Молодой дворянин, будучи тщеславен по природе своей, мучился комплексом неполноценности, чувствуя себя нулём без палочки.

 Скитаясь по чужим краям, он также не добился больших успехов, а только несколько раз был изрядно избит туземцами, населявшими ту далёкую страну. Единственное, чем он мог навредить своим обидчикам, так это только тем, что стащил у них никчёмную фигурку человечка. Она была сделана из простого булыжника, похожего на те, которые во множестве валялись под ногами путешественников, искавших счастья в той далёкой стране. Фигурка была раскрашена яркими красками, утыкана перьями и называлась Хайха. Уж что это значило на туземном языке, этого Ренальду так и не удалось выяснить, потому что нехристи эти предпочитали говорить с искателем приключений не иначе, как кулаками и пинками.

 С грехом пополам Ренальд вернулся на родину исключительно благодаря доброте капитана-соотечественника, которому повезло несколько больше в его поисках счастья в далёких странах. Всю дорогу бедняга усердно драил палубу, получив в уплату дармовые харчи и хромого попугая, который по возвращении тут же издох.

 Худая голодная крыса догрызала пустой кошелёк, а неудачник-Ренальд не мог набить свой живот даже этим. Он сидел продрогший и голодный в пустых комнатах фамильного замка, где по ночам со стонами позора бродили неуспокоенные духи его неразумных предков. Все живые родственники от него отвернулись, а прислуга разбежалась кто-куда. И последнему отпрыску обнищавшего рода только и оставалось как думать о том, что он ровным счётом ничего не добился в своей жизни и потратил зря лучшие свои годы.

 Но амбиции в нём так и бушевали. Ввиду вышеизложенного, он продал старый фамильный замок – единственное, что осталось в воспоминание о его славной династии, с молотка.  Крестьяне растащили дырявые подушки и перины, а местный сборщик налогов отобрал однорогого козла. Денег же, которые дали за «полуразрушенное воспоминание» едва хватило на то, чтобы купить новый камзол, сапоги, шляпу с пером и жалкую клячу.

 Но тут случилось событие, которое резко изменило жизнь Ренальда и повернуло колесо фортуны с точностью до наоборот. На одной из развилок дорог он встретил цыганку, которая предсказала ему в будущем несказанный успех, много денег, славу и удачу.
- В твои руки попал редкий магический амулет невероятной силы, - говорила она, указывая на фигурку Хайха, и ты ещё испытаешь на себе его действие.

 И вот, о чудо! Неожиданно предсказание пророчицы начало сбываться. В столице (куда несчастный горемыка попал по приглашению богатого родственника) его принимали в самых лучших домах, а светское общество единодушно объявило, что он – просто душка. Ренальд был неудачником, когда уезжал в заморские страны, слабаком – для туземцев, нулём без палочки, когда вернулся на родину… Но только не теперь! И что за таинственное превращение? Неужели и в самом деле действие талисмана Хайха?!

 Потомок рода Мауэров завёл нужные связи и даже подумывал о том, чтобы жениться. Выбор Ренальда пал на никем незамеченную в свете Шарлотту Сюилли – дочь богатого промышленника.
 Приближался день рождения Шарлотты, и отец её готовил по этому случаю шикарный приём. Говорили, что девице исполнялось – 25. И в это можно было бы поверить, несмотря на то, что выглядела она гораздо старше, если бы все до единого в Мегалиолиссе не помнили бы, что в прошлом году ей стукнуло – 26, а в позапрошлом – 29. Эта арифметика лежала где-то за гранью формальной логики.

 На приём Ренальд пришёл, одетый с иголочки, блистал красноречивей и шикарными манерами. В подарок он нёс Шарлотте нечто, что находилось в футляре для ювелирных украшений. Никому не известно: что было внутри, но на внешней стороне золотыми буквами была выгравирована следующая надпись:

«Деньги и драгоценности – всего лишь дым,
И не приносят истинной власти.
Они – лишь ценность в руки на миг приходящая.
Но я вам, леди, дарю Престиж.
И хоть он лишь «ничто» отчасти,
Но власть его самая настоящая».

 Шарлотта, получив подарок от Ренальда, прочла надпись, слегка приоткрыла коробочку и захлопнула её… На лице её засеяла лучезарная улыбка. Она вышла на минуту, а потом вернулась обратно с обручальным кольцом на пальце.
- Вы делаете мне предложения?! – торжественно воскликнула она, - Я принимаю его!!!
 Присутствующие зааплодировали.
- Постойте, постойте, молодой человек! А как у вас с деньгами? – вмешался в ход событий строгий отец решительной девицы.
- Папа! Ты сомневаешься, что у Ренальда есть деньги, в то время как он делает такие дорогие подарки? – с недоумением испросила его дочь.
 Вот и не верь после этого гадалкам!

 Но промышленник ничего не хотел слушать, по непонятным причинам он отказал Мауэру наотрез. Тогда несчастная старая дева решилась просить покровительства и заступничества у королевы Луисы с тем, чтобы она своим авторитетом повлияла на своего подданного – её отца. Она добилась аудиенции, упала перед Её величеством на колени и воскликнула:
- Уговорите его, умоляю! Ведь мой жених – победитель пирата Флимантинни, того самого, который является злейшим врагом короля Фелиса, вашего мужа.

 К удивлению и огорчению Шарлотты, королева Луиса долго смеялась над словами визитёрши, а её супруг, присутствующий тут же, весьма скептически улыбался. Тогда девица поняла, что где-то она допустила ошибку.
- Вы отказываете мне, Ваше величество? - с отчаянием в голосе спросила она.
- Не совсем, - ответила Луиса, - возможно, я и поговорила бы с вашим отцом, милая девушка, но в качестве платы за услугу прошу ответить мне откровенно на мой вопрос.
- Какой же?
- Откуда у этого болтуна-Ренальда деньги на такое дорогое обручальное кольцо?

 Тогда девица решилась во всём сознаться.
- Моя королева! Сказать по правде, мой жених не дарил мне никакого кольца. А та драгоценность, которую в известный день я продемонстрировала обществу, была лишь обручальным кольцом моей тётушки, которое она мне завещала, умирая. Футляр же, что мне подарил мой пронырливый жених, был пуст.
- Так-так, почему же ты тогда не разоблачила шарлатана, ведь он ничего тебе не подарил, вернее сказать – подарил «ничто»?
 Ответ Шарлотты был настолько остроумен, что вызвал крайнюю симпатию к ней королевской четы.
- Подарок Ренальда оказался на самом деле не так никчёмен, как это кажется, ведь он подарил мне престиж, а он не имеет цены.

 И в самом деле: престиж дороже денег. Шарлотта Сюилли слыла в светском обществе Мегалиолисса «синим чулком», но после описанных событий все взглянули на неё абсолютно по-иному. Дамы наперебой обсуждали: что же в ней такого нашёл столь необыкновенный и, по всей видимости, фантастически богатый мужчина, как Ренальд Мауэр. А кавалеры, глядя на неё, неожиданно обнаружили, что в ней что-то есть. Невероятные слухи также начали расползаться по столице в отношении особы Ренальда. Все спорили и сошлись во мнениях, что талисман Хайха внутри до верху набит драгоценными камнями самим пиратом Флимантинни.

 Что же из слухов и в самом деле соответствовало действительности? Ровным счётом ничего. Хайха не был ни драгоценным, ни талисманом. Да, собственно, Ренальд был достаточно рассудителен и не поверил цыганке, но глядя на шарлатанку-пророчицу понял кое-какую истину…
 Вообще гадалок в Пронсельвани было превеликое множество. Они обычно любили гадать людям знатного происхождения. Всем кавалерам они пророчили, что те либо разбогатеют, либо станут великими правителями. А дамам – что они выйдут замуж за принцев. И, казалось, глупо было бы верить такой трепотне! Но дворяне верили, потому что у всех были амбиции. А амбиции нуждались в том, чтобы их питали иллюзиями.
«Подари человеку иллюзию, и будешь иметь над ним власть!» - с такими мыслями наш бывший неудачник и въезжал в ворота пронсельванской столицы. Он вёз с собой обломок фамильной шпаги, которую брал в далёкие края; обрывок паруса корабля, на котором драил палубу, ну и всякую дребеденью подобного рода, включая пустой кошелёк. Выпив не один бокал вина в столичном кабаке в компании весёлых друзей, он любил болтать о своих, с позволения сказать, «ценностях», нами только что упомянутых. При этом совершая чудеса не силой магии, а силой надувательства. В его рассказах обломок шпаги, которую он сломал, пытаясь проткнуть по пьяни таракана, превратился в доказательство его храброго поединка с прославленным пиратом Флимантинни. В нём Ренальд Мауэр одержал якобы, конечно же, безусловную победу. А несчастный Флимантинни еле унёс ноги, предварительно молив о пощаде. Обрывок паруса, которым он драил палубу перевоплотился в трофей с корабля «Летучий голландец». Но всё это было ничто по сравнению с россказнями про пустой кошелёк, который грызла, оказывается, не крыса, а сам неустрашимый пират от страха перед Мауэром.

 Когда же Ренальд решил жениться, то присматриваясь к дамам светского общества, он выбирал, конечно же, девицу побогаче. Но его интересовало не только это. Просто богатства ему было мало. Он вообразил, что его будущая супруга должна обладать не только хорошим приданным, но и практическим умом. Тут-то он и стал присматриваться к Шарлотте. Но для того, чтобы окончательно понять: подходит ли она ему, он решил пойти на некоторый риск и проверить означенную даму. Но как? И тут ему приснился сон:

«Некто, чьё лицо было скрыто чёрной маской, возопил, ведя аукцион:
- Господа! В этом ящике «НИЧТО»! Делайте ваши ставки!
 И тут, к его великому удивлению начались торги. И какие! Ругань, ссоры, драки, богохульства, интриги и всякие прочие мерзости. Такое было впечатление, что это самое «НИЧТО» стоило великих денег. И каждый хотел обладать им. Здравый смысл показался выдумкой неудачников. Советь – полной химерой. Стоила ли честь того, чтобы за неё цепляться? И тут Ренальд почувствовал на минуту, что сам страстно хочет обладать этим нечто. Нет, если бы это было хотя бы что-то, тут он, возможно, подумал бы.  Но поскольку сие было ничем, то казалось, что это именно то, что любой желает больше всего на свете.
- Душу свою отдаю за «НИЧТО»! – вскричал Ренальд, как заворожённый.
 В холодном поту он и проснулся.

 И тут совершенно явственно он услышал голос. Возможно это говорил Всевышний, а может голос этот принадлежал основному его конкуренту, который неустанно трудился на ниве человеческой, в то время как Господь спал. Голос спросил:
- А много ли стоит твоя душа?
- Так у меня больше ничего нету, - дрожащим хрипом сообщил Ренальд.
- Раз у тебя ничего нету, так и продай «НИЧТО»! – был ответ».
 И тут потомок обнищавшего рода точно понял: что ему надо делать.

- Милая Шарлотта, сколько тебе лет? – ласково спросил король Фелис у просительницы.
- В будущем году будет – 24, - не моргнув глазом, ответила девица.
- Теперь я понимаю: почему ты так торопишься с замужеством. Малышка, ты умна не по годам, хотя количеством лет тоже можешь похвастаться. И я определённо склоняюсь к мысли, что несмотря на то, что твой жених – мошенник каких мало, нам всё-таки следует оказать тебе покровительство и поговорить с твоим отцом. Мы объясним ему, что хотя Мауэр и не имеет денег, но, похоже, далеко пойдёт.

 Свадьба Ренальда и Шарлотты наконец состоялась, и промышленник Сюилли об этом не пожалел. Хотя Мауэр был беден, как церковная мышь, все почему-то просто мечтали дать ему взаймы. А бизнес, который он организовал, приносил привеликий доход. Мануфактуры, принадлежащие зятю Сюилли шили одежду, на которую оказался огромный спрос. И хотя одежда эта была не лучше любой другой, сшитой на соседних мануфактурах, за неё платили в два, а то и в три раза дороже. И при том платили с неподдельным энтузиазмом. И если кто-то из обывателей покупал обновку и хвастался ей перед своими приятелями, и при этом на ней не было товарного знака мануфактуры Мауэра, то приятели недоумённо пожимали плечами. И если кавалеры дарили дамам нечто подобное без фирменного знака, то получали звонкие пощёчины.

 Что же это был за знак? Эмблема Хайха – талисмана, приносящего удачу. И хоть Ренальд и не верил в талисман, но разбогател на том, что в него поверили другие. А если даже кто-то не верил, всё равно платил. За что же платили обыватели в этом случае? Они платили за престиж. А он, как известно, бесценен.

  Амбиции есть у всех, но амбиции – это то, сколько вы сами за себя просите. Ваше же реальная цена – это столько, сколько за вас дают. А стоимость вашего престижа в точности равна разнице между тем, что за вас дают, и вашей истинной, настоящей стоимостью.

Продолжение здесь http://www.proza.ru/2015/06/05/957