Одесские небылицы. Самый богатый еврей мира

Алексей Горшков
Теплым летним утром,  сидели на старых стульях красного дерева, стоящих во дворе старого одесского дома, два старых еврея, Айзик и Янкель, и вели разговоры за жизнь.
«Айзик, ты знаешь кто был самым богатым евреем мира?» - спросил Янкель.
«Роман Абрамович!» - не задумываясь, ответил Айзик.
«Айзик, ты бы подумал, прежде чем отвечать! Как можно еврея, купившего футбольную команду и огромную яхту, называть самым богатым евреем мира? Богатый еврей не будет тратить деньги на всякие пустяки. Такие пустяки богатый еврей за так получит. Так что, Айзик, Романа Абрамовича можно считать бедным евреем», - заключил Янкель.
«Ну тогда... ну тогда... - начал Айзик, - тогда я вот шо тебе скажу. Если еврей не тратит деньги по пустякам, однако может позволить себе раз в году угостить своего друга бутылкой «Одесского пива», то это и есть самый богатый еврей мира!»
«Айзик, ты свои еврейские шуточки оставь при себе. Меня ты ими не проймёшь» - ответил Янкель.
«Я знаю, Янкель, шо тебя ничем не проймешь!» - ответил Айзик.
«Ну тогда слушай сюда! Я расскажу тебе за жизнь самого богатого еврея в мире», - сказал Янкель.
«Валяй» - ответил Айзик.
«В середине семнадцатого века жил в Вене хитрый еврей по имени Самсон Вертхеймер. Был торговцем. Сначала мелким, - всякие шмотки продавал. Потом стал торговцем средней руки, - стал продовольствием торговать. В конце-концов стал крупнейшим торговцем Австрии, Германии и Венгрии»
«А как это ему удалось?» - поинтересовался Айзик.
«Удалось, Айзик. Не зря же Самсон был хитрым евреем!»
«Я вот то же хитрый. Могу так от Сонечки заначку спрятать, шо она и в жизнь не найдёт. Правда иногда и сам забываю, куда затырил гроши...»
«Айзик, шоб ты знал, хитрый еврей не тот, кто на заначку живёт, а тот кто гроши из воздуха делает!» - вразумил друга Янкель.
«Ну шо там дальше с твоим Самсоном было?» - поспешил спросить Айщик.
«Великие коммерческие способности Самсона Вертхеймера были замечены самим австрийским императором Леопольдом Первым, который предложил Самсону место управляющего финансами австрийской империи» - сказал Ягкель.
«И шо, Самсон согласился?» - спросил Айзик.
«Не будь идиотом, Айзик! Ну какой уважающий себя еврей, пребывая в здравом уме, откажется от кресла министра финансов?»
«Я догадался! Получив пост министра финансов австрийской империи, Самсон стал самым богатым евреем мира!» - сказал Айзик.
«Ты правильно мыслишь, Айзик. Но это был только первым шагом Самсона к тому триумфу, когда его за глаза стали называть «Еврейским Императором» - сказал Ягкель.
«Ну и шо дальше?» - спросил Айзик.
«Там какая-то заваруха случилась. Австрия стала с кем-то воевать и Самсон на этом заработал кучу денег» - сказал Янкель.
«И как это ему удалось?» - поинтересовался Айзик.
«Да очень просто! Пользуясь своим служебным положением, Саломон заключил частные контракты на поставку австрийской армии продовольствия, одежды, фуража и всего остального, что только можно было придумать» - сказал Янкель.
«Ну прям Остап Бендер! Или Коломойский!» - одобрительно произнёс Айзик.
«А дальше у Самсона пошло всё как по маслу. Императора Леопольда сменил император Иосиф Первый, а затем Карл Шестой, и Самсон при всех этих императорах был министром финансов и самолично управлял финансами австрийской империи» - сказал Янкель.
«И вот так Самсон стал самым богатым евреем мира!» - догадался Айзик.
«Айзик, ты иногда умеешь делать верные заключения!» - похвалил друга Янкель.
«Да... интересная история. В наше время такие номера не проходят...» - сказал Айзик.
«Ошибаешься, Айзик. Ещё как проходят! Вот в начале этого тысячилетия, у губернатора Подмосковья генерала Громова был министр финансов Алексей Кузнецов. Так этот парень, за восемь лет, ухитрился спереть из казны 30 миллиардов рублей и сбежал в Лондон» - сказал Янкель.
«Жаль, шо он не еврей. Славу у евреев отнимает...» - заметил Айзик.
«Айзик, я тебя порадую! Кузнецов действовал сообща со своей женой Жанной Буллах, а она, как ты можешь догадаться, была из наших!» - сказал Янкель.
«Что ни говори, Янкель, а евреи всегда были избранным народом божьим» - заметил Айзик.
«Вот так, Айзик, Самсон  Вертхеймер вошел в историю, как самый богатый еврей мира своего времени» - заключил Янкель.

05.06.2015