Интервью. Наталья Спехова-Роси

Наталья Спехова
Беседует Ольга Таир:

Психолог Наталья Спехова , молодая мама, автор историй, сказок для детей, которые скоро можно будет увидеть на экранах в России и Украине, автор статей по психологии общения ; воплощение гармонии и спокойствия. Опыт такого человека чрезвычайно важен всем, кто хочет добиться успеха не только в личной жизни, но и в карьере. Сегодня одна из самых счастливых женщин, известных мне, рассказывает о работе, воспитании детей, о себе.

• Наташа, ты мать троих детей. Это помогает работе или стопорит её?

Как сказала одна знакомая, трое детей ; это тройной дедлайн. Если серьезно, то творчество приносящее радость, возможно при условии, что творящий сам счастлив. А дети - мое счастье. К тому же, работа и творчество, адресованные детям, но созданные искусственно – это бутафория. Чтобы знать потребности ребенка, его мечты и желания, надо с ними жить.

Общение с детьми двигает мысль: «А как здесь поступить? А как лучше и полезнее?». Мысль рождает действие, действие – результат. И эти шаги к результатам, этот опыт, эти находки ложатся в основу наработок, которые я несу детям, которыми я делюсь с родителями. Этот опыт ложится и в основу статей, и в основу сказок, он оттачивает мысль, дает толчок к рождению новых идей.
Вот пример:
«Мама, а почему нельзя говорить ругательные слова?»,- спрашивает дочь. Действительно почему? И правда ли нельзя? Конечно, можно? Никто же не запрещал. Только что это даст? Ругательства будут копиться, вытеснять то хорошее, что есть в человеке, а как говориться, чем сосуд заполнен, то из него и льется. В ходе таких рассуждений родилась сказка «Копилка слов».


• О чем тебе чаще всего хочется рассказать в своих статьях?

О том, что дает результат, о том, как к нему прийти. Стремлюсь найти способы воспитать ребенка-удачника. Удачник в моем понимании тот, кто счастлив и гармоничен. И это вовсе не рамки «карьера-деньги». Можно жить в гармонии с собой, будучи счастливой матерью или воплощая творческие идеи, важно внутреннее ощущение счастья. Все методы, которые я использую, о которых рассказываю, делают шаги из сегодня в будущее. Вот, допустим, как заинтересовать ребенка чтением? Вариантов много. Я предлагаю, например, поиграть в «Звездочки». Нарисуйте на листе звездочки и по возрастающей впишите в них названия произведений, которые хотите, чтоб ребенок прочитал (снизу вверх: чем выше звезда, тем серьезнее произведение). Либо вырежьте такие звезды из бумаги и на ниточках прикрепите к стене, потолку. «Дотянуться до звезды» станет девизом вашего ребенка.


• Ты считаешь, что авторские наработки надо прятать под семью замками или ты делишься ими?

Делюсь. Когда прячешь идею – она застаивается и постепенно умирает. Потом к подобной мысли приходит кто-то другой. А часто одну и ту же идею люди видят с разных сторон: кто-то справа, а кто-то вообще сверху. Важно показать все грани. Поэтому постепенно все мои наработки выходят в свет. Идеи для родителей, идеи для детишек. А чтобы детишки увидели эту многогранность, я даю ориентиры. Именно поэтому свои сказки называю «сказками – подсказками». Ведь это не постулаты, это именно подсказки, намеки: на что обратить внимание, как можно поступить. Что-то вроде дорожных знаков на жизненном пути. Есть еще «сказки – задачи». Они часто без окончания, окончание ребенок доскажет сам, доскажет так, как он его видит. Зачем? Чтобы научиться быть гибким во всем: в сложных жизненных ситуациях, в решении задач. Чтобы научиться быть чутким к этому миру.


• Чем твои публикации могут помочь родителям?

На 80% мои публикации - это детско-родительские темы, в основном отвечающие на вопрос «как?»: Как вырастить помощника? Как развить любознательность? Как быть, если ребенок дерется, обзывается? И другие. Все ответы подкреплены авторскими играми и упражнениями. Я пишу на темы интеллектуального развития детей, например, подготовка к школе. Делюсь наработками с педагогами, пишу методические материалы на эти же темы со школьным акцентом. Ведь у учителей стоят задачи, подобные родительским: привить ценности. И конечно, изучаю вопросы саморазвития: «Азбука настроения», «Сезон охоты за удачей», например.

• Твоя основная идея в работе и творчестве?

Все возможно, стоит только постараться. Возможно исполнить мечту. Ведь каждый день мы делаем шаг на ступеньку, а на какую ступеньку шагнуть чаще решаем мы сами. Возможно сочетать не сочетаемое, например растить ребенка, дарить ему любовь и делать карьеру. Недавно я прочла интервью с Натальей Касперской, одной из самых успешных женщин России. И увидела созвучие мыслей: рождение детей «карьере совершенно не мешает, никогда, ни в каком случае. Наоборот – это очень сильно укрепляет волю, и человек понимает, что он кому-то нужен, что ему есть, для кого работать. В противном случае вообще непонятно, зачем жить». Все в наших руках.

• У некоторых родителей существует точка зрения, что ребенка воспитывать не нужно: он должен сам постигать жизнь, прожить свою, а не родительскую историю. Ты согласна?

Считаю, что ребенка стоит направлять, давать ориентир. Без компаса, войдя в жизнь, ребенок как в лесу может заблудиться. Воспитывать, не значит читать нотации. Воспитывать можно примером, игрой, словом.

• Что значит воспитывать словом? Что ты, как мама, делаешь, чтобы воспитывать словом?

В классическом понимании, это воспитание художественным словом. Это то, о чем говорил много С.Я.Маршак. Суть примерно такая: слово должно быть не служебным термином, а звездой из которой состоит созвездие; в звуках слов отражается весь мир, чувства, ощущения. И вот такое слово может донести до ребенка ценности. Донести через стихи, сказки, мультфильмы, в которые вписана метафора, пословица или описание. Например: «с дороги свернешь – заблудишься, по дороге пойдешь – что ищешь, найдешь», «кто как старался, так и сыт».

• Наташа, ты изумительно выстраиваешь свои статьи. Каждое предложение отточено, оно ведет читателя к истинам, которые не вызывают сомнения, мысли твои лишены пессимизма. Это врождённое умение вести с читателем разговор в таком тоне, воспитанное в твоей семье или результат образования? Как у тебя сформировался навык так четко выражать мысли?

Спасибо, Оля. Я верю в генетическую копилку: мой дедушка писал о вечных ценностях просто открывая к ним дверцу. Моя мама дополняет его (можно сказать, открывает оконца), я продолжаю. Фундамент, конечно, из семьи – родители заложили, родители воспитали.
И учителей, в самом лучшем смысле этого слова, я в жизни встречаю часто. Мне везет на хороших людей, они меня учат и подталкивают совершенствоваться. Потому считаю, что самосовершенствование должно отталкиваться от фундамента. Нужно постоянно тренировать то сильное в себе, что имеешь.

• Сейчас ты работаешь над сказками для детей. Как рождаются сюжеты твоих сказок?

Из жизни. Дети подсказывают: мои сыновья и дочь, мои ученики. Приходит сын из школы расстроенный, не постарался на уроке – получил тройку. Если расстроен, то надо что-то предпринять. Отругать? Что это изменит? Провести беседу? Можно. А самое главное – поддержать и показать, что именно стоит изменить, дабы в следующий раз было иначе. Дети мыслят образами, и любая информация воспринимается лучше через образ. Поэтому дальше рождается сказка с актуальным сюжетом.

• Используешь ли ты афористичность изложения мыслей в сказках, как ты это делаешь в своих статьях или детям предлагаешь более подробное изложение материала?

Да, конечно использую. И в то же время стараюсь их немного приоткрыть, облечь в игровую приключенческую форму. К ключевой мысли герой идет петляющими тропинками. Если сказать ребенку фразу «учить других – это учиться самому» - вряд ли он поймет ее слету, и вряд ли она ему пригодится. А вот если он окунется в историю, где вместе с героем прочувствует ее на себе, тогда не просто поймет, тогда примет.


• Ты пишешь сказки, чтобы выразить какую-то важную идею или развлечь детей?

Стараюсь учесть обе стороны. Чтобы истина, идея ребенка взволновала, ее стоит поместить в увлекательный сюжет. Полезную пищу аппетитно сервировать – вот моя задача.

• Что бы ты поставила на первое место, полноценные развлечения детей или их развитие как психолог?

Ребенок познает мир в игре. Поэтому и то и другое должно быть в связке. Одно развлечение либо выхолащивает желание совершенствоваться, к чему-то стремиться, либо искажает восприятие действительности. И наоборот, упор только на развитие лишает ребенка радости. А поскольку ребенок стремиться и к познанию и к игре, то стоит учесть его желания.


• Какой совет для достижения успеха в воспитании детей ты бы дала читателям как мама и психолог?

Старайтесь быть Живым Человеком: любите, радуйтесь, иногда огорчайтесь и даже сердитесь. Дети прежде всего ценят в нас человека. Правильным, без ошибок и гнева м.б. только робот. А ребенку нужен родитель, а не робот. Получайте удовольствие, любите детей. Это не глагол плюс существительное, это единое чувство, которое нужно детям.
Учитесь у детей воспринимать мир, они многое подскажут, в том числе то, что они на самом деле хотят. А именно это – осуществленная детская мечта, и есть счастье.
Стремитесь к идеалу. Это не значит быть правильным. Это значит совершенствоваться.
Интегрируйте все вместе взятое и будьте счастливы!