Литературная Система. Глава 2. Грязная работа

Андрей Тигр
  Словами "грязная работа" я называю работу над уже написанным текстом. Правка, чистка, улучшение. В подавляющем большинстве случаев текст, без проделанной над ним "грязной" работы, читателю показывать вообще не стоит. Каждый рассказ и каждую главу романа, по хорошему, нужно перечитать несколько раз, с каждым разом улучшая тест, меняя его местами, добавляя недостающее, убирая ненужное.
  Вся грязная работа делится на две основные части.
  Лёгкая часть - добавляем недостающее. Деталь, диалог, описание обстановки, описание персонажей и т.д. Занимает меньше времени и добавить всегда проще, чем убрать. К тому же - все добавления можно проводить сразу, в момент изложения, в момент первичного написания текста. Фактически, все приёмы этого блока относятся не только к грязной работе, но и к изложению. Это - литприёмы написания текста, а не просто приёмы его чистки. Проводить эту работу нужно до сложной части, т.к. сначала нужно максимально добавить всё необходимое для произведения, тогда потом будет над чем работать, что чистить. Если сначала "вычистить", а потом что-то добавить, то вновь добавленное может отказаться "грязным" - тоже требовать чистки. Зачем растягивать себе работу?
  Сложная часть - убираем всё ненужное и заменяем плохо написанное. Речевые избыточности, избыточность эпитетов, избыточность действия, "сорняки", "гусеницы", фоника, начало предложений с избитых союзов, конкретность описаний и т.д. Много чего. Скучно, нудно, на это уходит просто тьма времени. Но необходимо. Пожалуй, это то занятие, которым можно заниматься всегда, даже если ну совсем нет вдохновения. Дорабатываем уже написанный материал.
  Я решил сначала описать эту часть системы. До изложения (то есть до литприёмов написания текста). Причина - на данный момент лучше владею этим материалом. По изложению - буду ещё собирать материал, изучать стилистику, литприёмы. Только потом - писать статьи. Как правило, авторы (я в том числе) интуитивно могут находить литприёмы при изложении, создавать художественные образы и т.д. А вот для грязной работы интуиция никак не поможет. Нужны банальные знания и навык их применять. Эти знания и навык помогут улучшить текст в десятки раз, даже если автор вообще не знает толком никаких литприёмов.
 
  Ну вот, вводное слово для второй части можно считать законченным:) Приступим, собственно, к телу...