Сальвадор Дали. Дождливое такси

Борис Готман
  Boris Gotman, Ph.D

  Недавно мне посчастливилось  побывать в Театре-музее Сальвадора Дали в маленьком каталонском городке Фигерасе.

  Нашей группе  очень повезло.
 
  Во-первых,  у нас был замечательный гид. Сам  Сальвадор Дали  запретил   проводить в своём Театре-музее организованные  посещения  в сопровождении экскурсоводов. Он  считал, что каждый должен видеть только  то что видит и понимать увиденное так, как сам понимает. Но по своему опыту скажу, что с хорошим гидом всё же лучше.
 
  Во-вторых, в этот день в расположенном неподалёку от Фигераса старинном городе Жирона  начался ежегодный праздник цветов, который отвлёк на себя больше половины потенциальных посетителей музея Дали.

  В результате мы часа два ходили с прекрасным гидом, а потом ещё несколько часов сами по полупустым залам.

  В музее можно фотографировать (но только без вспышки), и сделанные там сотни снимков буду ещё долго рассматривать и изучать.
 
  Сегодняшняя заметка посвящена инсталляции  Сальвадора Дали, которая называется "Дождливое такси".

  Сам художник считал эту работу величайшей инсталляцией в мире.
 
  О ней много опубликовано в интернете, кроме  самого главного.

  Поэтому свою заметку я построил так,  как строят реферат: вначале  -  коротко об  известном про  "Дождливое такси",  затем - свою версию, чем является на самом деле эта скульптурная композиция.

  Те, кто знаком с содержанием и историей "Дождливого такси", могут перейти сразу ко второй части.

  Итак, часть первая. Назовём её: "Однажды под  дождём в Париже".

  Да, именно однажды в вечернем Париже Дали попал под ливень. Ливень в Париже ничуть не лучше чем, скажем в деревне Гадюкино - неоднократно убедился лично. Художник вымок до нитки, на что было совершенно наплевать пассажирам, сидевшим  в тепле и уюте  в  сновавших мимо такси.

  Эта несправедливость задела и разозлила Дали.
 
  Он задумался,  чем    отомстить  этим равнодушным созерцателям чужих неприятностей, как  восстановить справедливость, чтобы они в своих авто мокли под дождём, а комфортно было бы тем, кто вынужден смотреть на эти машины снаружи…
 
  Благо, в том же Париже скоро предстояла всемирная выставка художников-сюрреалистов.
 
  И вот на выставке 1938 года появился самый крупный экспонат – автомобиль "кадиллак",  пол которого был устлан плющом, а по  пассажирам - манекенам  ползали живые улитки.  Когда зрители бросали   монетки  в специальную прорезь,  с крыши  машины начинал литься дождь на её пассажиров.

  Должен отметить, что сам Дали в дальнейшем не упоминал о том, как вымок под ливнем. Думаю, это происшествие не вписывалось в распространяемые им утверджения о себе, как о всегда уверенном и успешном человеке. Поэтому в своей "Тайной жизни..."  он приводит совсем другую побудительную причину...

  Но вернёмся к "такси".   

  Критики обрушились на Дали с упрёками в профанации искусства, но толпы зрителей, желающих вложить в "кадиллак" свои монеты непрерывно увеличивались…

  Эта инсталляция и получила название  "Дождливое такси".

  За многие  годы менялись "кадиллаки" и их пассажиры, но инсталляция пользовалась непременным успехом.
 
  Теперь в патио Театра-музея Сальвадора Дали выставлен   окончательный вариант скульптурной композиции. Кстати, патио - внутренний двор - называется "Двор Траяна".

  Как пишут, когда-то давно Дали украл в Риме табличку с этим названием. "Двор Траяна" расположен на месте бывшего партера сгоревшего много лет назад городского театра. Дали ничуть не смущало, что его и его гостей будут называть "актёрами погорелого театра". Наоборот, он настоял на том, чтобы обгоревшие концы балок остались торчать из стен между ниш, в которых расположилась в разных позах его Муза и Богиня.   
 
  В "Кадиллаке" с  откидным верхом, принадлежавшем,  по уверениям Дали,  легендарному Ал-Капоне,  сидят  водитель и на заднем сидении - два манекена.   

  Их видно на фотографии в центре коллажа. Под крышей авто проведены трубки, из которых – брось монетку – льётся дождик.

  На капоте установлена статуя "Великая Эсфирь" – символ справедливости и мести - работы известного австрийского скульптора Эрнста Фукса.

  "Великая  Эсфирь" двумя цепями впряжена в "колонну Траяна", выполненную  из автомобильных шин.

  В верхней части колонны, внутри установленных вертикально шин, Дали поместил небольшой и не очень заметный мраморный бюст.

  Над шинами с этим бюстом  видна  чёрная статуя, держащая  плоскодонную лодку - барку. Устойчивость барке придают два костыля – неизменный символ надёжности, часто используемый Дали.

  На мачте установлен черный зонтик, а с днища барки свисают большие голубые капли.

  Эти капли при ближайшем рассмотрении оказываются – вот ужас … презервативами, заполненными голубой краской. Всё это видно на моих снимках.

  Барка – подарок художника Гале. Дали присвоил лодке двойное имя: "Gala - Milagros", что значит "Чудеса", в дополнение к имени своей музы.

  Барка, действительно, оказалась чудесной - когда в сильнейший шторм её понесло на скалы, в последний момент ветер поменял направление и аккуратно вернул лодку на песчаный берег недалеко от дома художника.

  А презервативы,  как пишут в статьях, означают, что Дали знал, что его муза и супруга на этой барке выискивала своих молодых любовников,  скрывавшихся от стареющей дамы на  укромных  островах.

  Колонна Траяна, как пишут, связана с Марком  Ульпием  Нерва Траяном.   Траян  (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus)  —  римский император  испанского происхождения  из династии Антонинов, 98—117 годы),  к которому  Дали относился с большим интересом.

  Как выглядит настоящая колонна Траяна в Риме, показывает правый снимок.

  А над  колонной Дали едва виден мраморный бюст великого французского скульптора Франсуа Жирардона,  руководившего оформлением Версальского дворца, автора многих известных работ, в том числе, скульптуры в честь победы Франции над Испанией.

  Большая чёрная фигура, поддерживающая барку Галы и опирающаяся на бюст Франсуа Жирардона, выполнена Дали по мотивам скульптуры "Раб" Микельанджело.  Снимок оригинала помещён над крышей "кадиллака", справа от "Раба" работы Дали.

  Теперь читатель знает не просто всё, но и чуть больше, чем можно найти в интернете о "Дождливом такси".

  Таким образом, первая часть нашего "реферата" – "Обзор литературы" - завершена с небольшим даже перевыполнением.

  Не очень понятно только одно  –  какое отношение имеют все перечисленные скульптуры к этому самому такси?

  Самое время перейти ко второй части: "Что же это на самом деле?"

  Если "Великую Эсфирь" ещё можно понять, как символ справедливости "по Дали" – богатым пассажирам дождь, бедным пешеходам уют, то остальное никак с этой справедливостью не вяжется.  Да и это как-то мелко для такого гения, как Сальвадор Дали…

  Поэтому будем рассуждать так:  всю инсталляцию художник задумал установить над своей будущей могилой.

  Вот он и соорудил, только в своём стиле, знаменитую памятную колонну Траяна – одного из самых властных императоров.

  Вверху колонны, внутри шины он поместил небольшой бюст великого классика скульптуры  Франсуа Жирардона. А над ним крупная скульптура "Раб".  Почему так?  Микельанджело  для надгробия  одного из пап должен был выполнить серию "Рабы" из пяти скульптур. Он успел сделать только две: "Скованный, или восставший раб" и "Умирающий раб". Остальные остались неоконченными.

  Дали взял за основу скульптуру "Скованный, или восставший раб" – это видно,  если сравнить все скульптуры.
 
  И эта скульптура, опирающаяся на бюст классика и несколько его попирающая (намёк Дали, что его Театр-музей превзошёл Версаль!), стоит на самом верху колонны – как стоит на настоящей римской колонне статуя великого и жестокого завоевателя, императора Траяна.

  Мне кажется, что создавая этот памятник, именно Восставшим Рабом, разорвавшим цепи условностей и покорившим вершины искусства, видел себя Сальвадор Дали!

  Над "Рабом" Дали – только  обитель его Богини, его Музы, его Галы – подаренная ей лодка. И презервативы под ней – ответ на злословие  и ещё один способ,  как раз в стиле этого великого мистификатора,  уподобить  Галу богам – ведь по преданиям именно купанием в сперме молодых рабов  обеспечивали богини свою неувядающую красоту.

  О каких, мол, изменах речь!

  Так что эта инсталляция -  никакое не дождливое такси, а собственноручный памятник самому себе! В дополнение к его дневникам, которые каждый может прочесть.

  Ведь Сальвадор Дали мечтал,  чтобы по его могиле ходили  посетители   Театра – музея, ставшие, не подозревая,  ещё и актёрами этого же театра. 

  Даже не зная об этом, привлечённые только  дождливым "кадиллаком",  гости стоят часами на его могиле, выполняя  волю великого художника.