Любовь к декадансу. 29

Рэчел
   Со скрипом открылась дубовая дверь, сотрудники повернули  головы к Ларисе . Она с волнением спросила, можно ли увидеть Маргариту Васильевну. Волнение было вызвано опасением не застать эту свидетельницу былого, так как она работала только два дня в неделю.Но все складывалось на удивление удачно.
  Вскоре перед ней появилась высокая худая женщина с аккуратно уложенными волосами. Слово "старушка" совсем не подходило к ней: прямая спина, приветливый внимательный взгляд, вот только блеск глаз уже потускнел.
- Вы спрашивали меня?
  Лариса объяснила ей свое дело и показала портрет. Маргарита Васильевна посмотрела на портрет с интересом и, улыбаясь, проговорила:
- Так это Лиза... Лиза Рыбакова, моя подруга. Какой хороший портрет, а я в первый раз его вижу. Вот весь ее характер здесь. Видимо, художник знал её лично. Она работала у нас секретарем, в то время на неё заглядывались. Ну, вы видите, она и на портрете красивая.
- Маргарита Васильевна, а вы помните, где она жила?
- Ой, в те времена (20-е годы) с жильем было трудно. Она то у подруг жила, то в общежитии, на Рабфаке училась.
- А не жила ли она на канале Грибоедова, на первом этаже? Там еще такой глухой двор, а квартира во флигеле.
- Постойте-постойте... Припоминаю, но очень недолго, вероятно, снимала угол.
- А где же она сейчас?
-О, она давно умерла за границей.
- Расскажите, пожалуйста, как она там оказалась?
- Простая история - помчалась вслед за любимым, тогда многие уезжали. Время было голодное, к интеллигенции относились с недоверием. Он уехал первым, а у нее здесь никого... Письма от нее не доходили.
- А можно узнать, кто был тот человек, которого она любила?
- Лично мы не были знакомы, но по-моему его звали... Борисом. Да-да, и был он, если не ошибаюсь, художником. (Кстати, не он ли автор портрета?) Ну в то время всех этих богемных не задерживали, дескать не Репины, хотя и Репин, как вы помните... Кажется, у него был тяжелый характер. Один только раз я его видела, внешность запоминающаяся: высокий, худой, угрюмый. Просто странно, что нашла в нем Лиза! Но вот здесь, на вашем портрете, она как живая. Вероятно, любил...
  Лара еще раз посмотрела на женское лицо , обрамленное коротко стрижеными волосами. Взгляд то ли ускользал, то ли был погружен в себя. Теперь Лара видела в этом лице знак судьбы, и манера письма, казавшаяся грубоватой, теперь была самой
подходящей для того времени.

  Лариса молчала, теперь спросила Маргарита Васильевна:
- Но как же это все: портрет, сведенья о квартире? Наконец, как вы нашли меня?
- Ой, Маргарита Васильевна, это длинная детективная история, она еще не окончена.
Но Вас я нашла совершенно случайно - посоветовал обратиться ваш директор.

  Потом Лариса побывала в Национальной библиотеке, полистала каталоги и узнала, что портреты Лизы писали и другие художники.
  Вечером она пришла к Анатолию, там уже был и Лева. Они оба были голодны и поинтересовались, не принесла ли она чего-нибудь вкусненького. В ответ на это Анатолию пришлось идти в магазин, чтоб накупить всего для роскошного ужина, ибо они его заслужили.
-А мы с Левой пока рассмотрим внимательно наши трофеи,- дразня сказала Лара.
- Смотрите, без меня не начинайте!
  Ужин был сооружен на славу - свежая отварная картошка, какой-то экзотический салат, банка ананасов... и много всякой друг с другом не совместимой снеди. Но пир удался!
  То, что они раскопали, уже тянуло на интересную книгу, но главное оставалось впереди. Охотничий азарт гнал их вперед. Насытившись, они освободили стол, вооружились лупой и стали рассматривать портрет, подлинник, а не ксерокопию. На один день Анатолий получил эту драгоценность под расписку (по сути, ведь это была их находка).
  На лицевой стороне краски лежали плотными мазками локального цвета, изображение было фактурным, будто чуть пенилось. Это придавало необычайную живость. В целом все выглядело чуть грубовато. Общая гамма оливково-серая, яркое белое пятно блузки в центре. Поверх блузки темная жилетка, все это сочетается с клетчатой юбкой. На ногах черные туфли с ремешками. Женщина сидит на стуле, спокойно опустив руки на колени. В комнате почти ничего нет. Виден край окна и какой-то зеленый шкафчик с левой стороны, довольно высокий, но совсем простой.
  Лева рассмотрел каждый сантиметр, потом то же сделала Лара. Они искали подпись или хотя бы инициалы художника, но ничего не нашли.
 -Не пойму, зачем им этот портрет? - сделал вывод Лева.

  Продолжение следует.
  Картинка - Анатолий Белкин