Глава 5 Каменск - Уральский

Рома Мининзон
        Глава 5
Каменск – Уральский

   
   Вскоре мы все очутились на УАЗе (Уральский алюминиевый завод); так назывался завод и посёлок в г. Каменск-Уральском. Сюда нас  из Магнитогорска привёз Зиночка, мой отчим.
Из Википедии:
                В годы Великой Отечественной войны, с августа 1941 года, УАЗ являлся единственным заводом в стране по выпуску алюминия, так как западные территории страны, где были расположены Днепровский, Волховский и Тихвинский алюминиевые заводы, были оккупированы[1]. Директором завода в годы войны был назначен директор Днепровского алюминиевого завода (ныне
Запорожский алюминиевый завод) Ефим Павлович Славский. На заводе в годы войны в связи с его исключительно важным значением для обороны страны почти постоянно находился нарком цветной металлургии СССР Пётр Фадеевич Ломако[2].
Добавлю, что с 1945г. директором УАЗа стал Иосиф Исаакович Пустыльник отец моей лучшей подруги Лили, с которой мы дружим с 3-го класса и до сих пор.
    Первое время  мы жили в большой комнате, расположенной на чердаке четырёхэтажного дома. В комнате поселились две семьи – наша из пяти человек, и вторая из четырёх: родители и двое деток. В памяти ничего не сохранилось об этой семье. Зато с семьёй, жившей  в соседней комнате этой чердачной квартиры, мы дружили.  Это были Майзели, четверо детей с родителями. Мы играли с младшими – Аллочкой и Лодиком. Играли на кухне. Это был тёмный закуток  с глиняной печкой, которой никто не пользовался. Готовили на электроплитках в  комнатах. Родители работали и снабжали  едой. Зиновию положены были обеды в заводской столовой.  За этими обедами бабушка, а иногда и я,  ходили с судками и приносили их домой. По карточкам родители получали различные продукты, в том числе водку и сигареты. Меня посылали на рынок, где я обменивала  пачку сигарет «Беломорканал» и буханку хлеба на масло или сметану.
   Хотя в первую военную зиму в Магнитогорске я во второй класс практически не ходила (у меня даже не было табеля за 2-й класс), то здесь на УАЗе  меня сразу определили в 3-й класс - бабушка договорилась с учительницей по математике, которая подготовила меня.  В нашем классе училось много детей, эвакуированных из Ленинграда вместе с родителями, работавшими во Всесоюзном Алюминиевом – магниевом  Институте (ВАМИ).  Я дружила с Наташей Хаин из Ленинграда. Отец её был на фронте, а мама работала на УАЗе.  Жили они на втором этаже в углу, отделённом фанерой, большой комнаты. Там помещалась одна кровать, тумбочка и стул. В оставшемся месте мог ещё стоять один человек. Впоследствии, когда мы были студентами в Ленинграде и ходили в филармонию с мужем Ромой встретили Наташу с папой и мамой в фойе большого зала.
    На первый новый год на УАЗе мама в нашей большой чердачной комнате устроила праздник. Соседи к этому времени уже съехали. Большую ёлку установили на возвышении, которое тянулось вдоль всей комнаты. Мама сама делала игрушки, а также спекла печенье. Печенье и игрушки подвесили на ёлку. Цепи склеивали из цветной бумаги. Были также конфеты подушечки. На празднике было  много детей в основном дошкольного возраста. Они с восхищением смотрели на украшенную ёлку и прямо с неё выбирали себе подарки. Это были солдатики, матросы, хлопушки. Праздник всем так понравился, что его провели ещё один раз.
    В четвёртом классе у нас появилась замечательная учительница Александра Фёдоровна. Она жила на правом берегу реки Исеть – весной переправлялась на лодке, а зимой переходила по льду. Всегда бодрая, жизнерадостная, но строгая; ни на кого не кричала, хотя в классе были и мальчишки – хулиганчики. Учиться было очень интересно и весело.  Я сидела в среднем ряду на второй парте, а на первой – Лиленька Пустыльник; в таком порядке мы просидели с ней и в другой школе, когда перешли в десятилетку. С этой девочкой мы дружили и всю школу, и институт. Лучшей подруги у меня не было и нет. Дружим мы с ней (уже семьями) и по сей день. Были на свадьбах её дочерей в Риге. В настоящее время они живут в США (Бостон). Иногда к ним приезжают моя дочь Нина и внук Сергей. Почти каждую неделю мы общаемся с Лилей и Вилей по СКАЙПу. Лиля была тихой скромной девочкой маленького роста и довольно робкой. А я была боевой и нахальной.  Она жила  далеко от школы, и я иногда провожала домой – дорога проходила мимо 3-х этажных домов, с крыш которых мальчишки бросали глыбы затвердевшего снега. Мы с Лилей часто болели, и нас по справкам освободили от занятий физкультурой вплоть до окончания школы. Но в институте  справки не помогли. В деканате пообещали нас отчислить, если мы не будем заниматься физкультурой. Пришлось записаться в секции, Лиля - в гимнастическую, а я - в баскетбольную.
    Перед каникулами после 4-го класса перед школой соорудили помост с лесенкой, на котором разыграли «Сказку о попе и о работнике его Балде»  Пушкина. Я играла Балду, а Лиля - молодого бесёнка:
-Ты, бесёнок ещё молодёнок
  Со мною тягаться слабёнок…
Старого беса играл Игорь Фесуненко (о нём особый рассказ)
    По окончании начальной школы (4-го класса) мы переходим в 5-й класс, где вместо единственной и любимой Александры Фёдоровны у нас по предметам отдельные преподаватели.

  С пятого  класса изучаем иностранный язык; это немецкий и замечательная учительница Алиса Генриховна. В этом классе у меня появилась ещё одна подружка – Дора Штейн.
      (Продолжение следует)