Все в памяти моей... Гл. 64. Первые шаги...

Светлана Компаниец
     Проснулась  от  духоты  в  комнате.  Солнце  неистово  жарило  в  большое,  в  полстены,  окно.  Не  спасала  и  плотная  пыльная  штора  болотного  цвета.  Кондиционер   не   работал,   вернее,  он   бесполезно   торчал  с  ободранными  проводами  в  одном  из  оконных  проемов.  Часы  показывали  восьмой  час.  Дети  еще  спали,  разметавшись  вдоль  и  поперек  по  широкому  топчану.
 
     Все  еще  болела  голова,  хотя  боль  стала  тупой,  словно  ушла   вглубь.  Вдруг   под   окном   заиграла  скрипка  и   кто-то  высоким    голосом   запел:  «…Отцвели-и,  уж  давно-о,  хризантемы…  в  саду-у»...   В   открытую  фрамугу  доносился  шум  уже  проснувшегося  большого  города.

    Я  поднялась  на  диване, - окно  было  надо  мной, - отвела  рукой  штору:   прямо  под  нашими  окнами  спускалась  вниз   широкая  каменная  лестница.  На  ее  ступенях, у бетонной стены, уже стояли  и  сидели   "коробейники",  торговцы,  развесив  и  разложив  свой  товар.  Сияли  в  лучах  солнца  тарелки,  чашки-плошки, ветер  шевелил  цветные  платья,   юбки,  гроздья  бюстгалтеров,  связки  легких  шелковых  шалей, огромными  блинами  лежали  ряды  широкополых  светлых  шляп... Тонкой  иглой  сверкал  смычок  скрипача   и  худой,  долговязый  человек  с  маленькой  седой  бородкой,  в  желтой  бейсболке,  вторя  скрипке  на  баяне,  пел  старинный  романс...

    В  дверь  тихо  постучали. Я  босиком,  неслышно  ступая  по  ковру,  подошла  к  двери, отодвинула  защелку  и  выглянула  в  холл, - спала  в  легком  платье,  одеваться  не  было  нужды.   У  двери,   прижавшись  спиной   к  стене,  стояла   светловолосая  девушка  в  белой  футболке  и  коротких  синих  брюках.   Увидев  меня,  она  заулыбалась  и  заговорила   (по-русски!):

-   Здравствуйте!  Я – Люба.  А  как  вас  зовут?
   
-   Светлана  Михайловна.  А  что  случилось?  Что  вам  нужно? -  удивилась  я.

-   Вы  приехали  ночью?  А  откуда?

-   Мы  приехали  из  России,  из  Барнаула…

-   Ой! А  мы  из  Новосибирска! Мы  уже  третий  месяц  здесь! - зачастила  она. – Я  тут  работаю,  помогаю  секретарю  тивуха.

-   А  кто  это - тивух? -  спросила  я.

-   Ну, это маклер, - помогает  устроиться с квартирой! Вам  же  нужна  квартира?

-   Ну… да,  нужна.  А  где  этот  тивух?

-   Да  вот  тут,  прямо  перед  вашим  окном! – она  подвела  меня  к  окну  за  стойкой  в   холле   и  у  раскрытой  двери   в  доме  напротив,   на  этой   же  маленькой  площади,   я   прочитала  вывеску  (на  русском  языке!):   «Съём  и  продажа  квартир.  Тивух  Йоси.»

    И  как-то   чуть  отлегло  от  сердца:  ну,  вот,- что-то  уже  определяется…

-   Спасибо, вот  дети  встанут, -  и  мы  подойдем.
    
-   Я  подожду  вас  на  улице,  посижу  на  скамейке, - сказала  Люба.

    Я  потом  поняла: ей  нельзя  упустить  нас,  это  ее  работа:  привести  к  тивуху  клиентов  (сама  чуть  позже  в  этой  роли  пыталась  помогать  Йоси,  пока  дети  не  прикрыли  мой  "бизнес", - дома  я  была  нужнее)...


    И  во  второй  половине  этого  же  дня  мы  стали   жильцами   пятикомнатной    квартиры  в новом восьмиэтажном  доме  со сверкающим  светлым  мрамором   холлом,  с  цветами  и  зеркалами  в  нем.   Все   было  необычным:   и  белые  полы  из  каменной  плитки,  и  балконное  окно  почти  во  всю  стену,   и   просторный  салон,  плавно  переходящий  в  столовую,  а  затем  в  кухню…  А  за  окном,  и  с  балкона,  с  высоты  птичьего  полета,  просматривается  далеко  до  горизонта  приморская  долина.    Море,  порт,  какой-то  завод,  промышленные   строения,  зеленые   поля,   два  небольших  озерка,   а  еще  дальше –   железная  дорога,  белые   дома  в   зелени  высоких  деревьев,   маленькие  самолеты  на  полоске  бетона,  и  у самого  горизонта,  в  сизой   дымке,  – горы,  и  на  их  вершинах  тоже  белеют  какие-то  города  или  поселки…
 
    Дом  наш,  в  ряду   нескольких  таких    же  домов,   стоит   над  обрывом,  поросшим  невысокими  деревьями  и  густым  кустарником.  Внизу  шоссе,  по  нему  движется  бесконечный  поток  машин.   Наша   квартира   на  первом  этаже,  так  называемая  «карка»,  то  есть,-  на  земле.   Окно  моей  спальни   выходит  в  садик,  на  зеленый  газон, огороженный  по самому краю обрыва синей  проволочной
сеткой.

     Пока  мы  втроем, -  я, Марина  и  Ира,  -  приводим  в  порядок  квартиру,  Сергей  с Андреем  уже  побывали  в  школе, - она  совсем  недалеко, надо  только  подняться  чуть  выше,  на  другую  улицу, - записали  Глеба  и Антона  в  шестой  и  третий  классы.  Завтра  дети  уже  могут  идти  на  занятия.

    Темнело,  когда  мы  в  старательно  выдраенной  квартире  накрыли  в  салоне  стол.   Да-а,   тут  было  на  что  посмотреть  и  что  попробовать!  Прямо   за    гостиницей,  где  мы  остановились,  начинался   шук  (базар),  мы  успели  там  побывать,  и  теперь  хозяйский  холодильник  был  до  отказа  забит  продуктами.
 
    Мы   еще  не  ориентировались в ценах,  но  в  соотношении  с  пособием,  что  получили  в  аэропорту,  все  было  очень  дешево.  Было…  За  одиннадцать  лет,  что  мы  уже  прожили  здесь,  цены  выросли  неимоверно,  в  несколько  раз!
 
    И  все  было  очень  вкусным, - и  розовая  пастрома,  и  ароматная  ветчина  в  черных  точечках  перца, и салат из  свежих  помидор  и огурцов,  пересыпанный   мелко  нарезанным  укропом,  и  яркие  листья  петрушки,  и  виноград,  и  арбуз – без  косточек!   А   мягкие,  еще   теплые  лепешки  (питы),  и  моя   любимая  сырковая  масса  с  изюмом!…   Что  скрывать, -  подобное  изобилие   на  столе  если  и  бывало  у  нас  в  прежней  жизни, -   то  очень  и  очень  не  часто…

    Я  случайно  повернулась  к  балкону  и  ахнула:   в   наступившей   темноте  земля  внизу, далеко,  до  самого  горизонта, где  она  сливалась  с  темносиним,  почти  черным  небом, сияла  густой  бисерной  россыпью огней,- желтых,  зеленых,  красных,  синих.   И  над   всем  этим   великолепием,  совсем  низко, оранжевым  светом  горел  круглый,  неимоверно  большой  диск  луны… 

    Я  потом  часто,  проснувшись  ночью,  выходила  на  балкон  и  с  замирающим  от  восторга  дыханием  любовалась  этой  картиной. Меня  многие  могут  считать  старой  сентиментальной  дурой,   но  скажу  честно:  я  как-то  непроизвольно,  непонятно  для  самой  себя,  -  сразу,  -  наверное,  с  этого  самого  первого  вечера,  - говоря  высоким  слогом, -  всем  сердцем,  (а  мне  хочется  сказать  именно  так!),  приняла  в  себя  эту  землю…  И  все  было   (и  есть  сейчас!)  за  эти  неполных  двенадцать  лет,  что  мы  живем  здесь, -  и  усталость,  и  дороговизна,   и   неимоверная   жара,  и   сырость  и   холод   зимой,  и   уже  пережитых  две  войны, -  а  тот,  первый,  восторг  до  сих  пор  со  мной…   

   …Зима.  Хотя,  какая  это  зима?  По  календарю, -  да,  конечно,- декабрь!  В  доме   это  хорошо  ощущаешь,  -  стены   из  литого  бетона  уже   настыли  так,  что   в   квартире,  если   не   включать  обогреватель,  температура   не  выше  пятнадцати  градусов, а  на  улице  днем  солнце  прогревает  порой  до  двадцати  пяти.   И  даже   в  пасмурную,  дождливую   погоду  воздух  на   улице  кажется  теплее.
 
    Я  выхожу  из  подъезда  и  поднимаюсь  по  каменной  лестнице  к  тротуару.  Пять  ступеней – площадка,  еще  пять  -  еще   площадка,  всего  их (ступеней)  здесь  сорок,  плюс  тридцать  четыре  вниз,  в  подъезде,   с  тетьего  этажа,  где  я  живу.  Всего  семьдесят  четыре.   Вот  столько  я  прохожу,   пробегаю,  проскакиваю  по  несколько  раз  в  день.   Хорошая  тренировка!   Почти  каждый  день,  все  эти  годы,  проходя  мимо  и   глядя  на  утопающий  внизу  в  зелени  дом,  на  лестницу,  ведущую  прямо  в  подъезд,  я    часто  думала:  нет,  не  хотела  бы  я  здесь  жить, -  внизу,  в  зарослях,  там,  наверное,  очень  сыро  зимой  и  холодно.  И  эта   лестница!   И  когда  Юра,  мой  хороший  знакомый,  нашел  по интернету здесь  мне  квартиру, я  даже  не  хотела идти  ее  смотреть.

-   Ну,  ты  посмотри,  чтоб  потом   не  жалеть.  Не  понравится,   еще  искать  будем, - говорил  он.

    И   вот   уже  третий  год  я  живу  здесь.   Нравится.   Светло,  просторно.  Летом  не  жарко,   из  раскрытых  окон,   а  их  здесь  пять, ветер  гуляет  по  всем  комнатам,  как  по  палубе  корабля.  Зимой  терпимо,  не  слишком  холодно  и  совсем  не  сыро.  И  столько  зелени  вокруг!  Высоченные  эвкалипты  своими  кронами   поднялись   до  пятого,  последнего   этажа,  и   поэтому   за  окнами  салона  и  моей  рабочей  комнаты  всегда  приятный  зелено-голубой  фон:  зелень  листьев  и  голубое  небо,  и  солнце,  много  солнца,  весь  день.

     Все  эти  мысли обрывочно  мелькают  в моей  голове, когда я  иду  в  школу,  за  Эльдаром,  он  в  первом  классе,  «кита    алеф».    И  снова  вспоминается  наша  первая  квартира  здесь,   в  Хайфе,  и  первые,  еще  неуверенные,  шаги  по  этой  земле…

    ...Ничего  не  скажешь,  -  место  было  очень  красивое,    и  дом  совсем  новый,  с  большим  садом и  газонами.  Дверь  из  нашей  квартиры  выходила  в   коридор  с  кабиной   лифта  и  далее  на  большую  террасу  с  полом   все   из  той  же  белой  каменной  плитки.  Здесь  Глеб  с  Антоном  играли  в  футбол.   Отсюда  был  выход  в  сад,   к  цветникам  и  скамеечкам,   где  вечерами  чуть  слышно  шумели  водой  вертушки-фонтанчики  и  в  зелени,   низко  над  землей,  зажигались  шары  фонарей.  Рядом  с  домом, -  надо  было  только  подняться  по  лестнице  на  высоту,  примерно,  пятого  этажа,  -  прекрасный  сквер  с  видом  на  море  и  детская  площадка.  Сюда  можно  было  подняться  и  по  серпантину  тротуара  рядом  с  шоссе, ведущему  еще  дальше  вверх, к автобусной  остановке.  В  тот,  первый  наш  год, в  первую  зиму,  мы все  поначалу бодро  преодолевали  этот  подъем,   длиной  в   хороший  километр,  но  с  настулением  весны,  лета  и…  жары -  оптимизма  поубавилось. И  никакого  магазина  рядом, - все  наверху,  где   идут  автобусы,  жаль  только -  до  нашего  дома  они  не  доходили…

     Но  все  это   мы  поняли   и  почувствовали   позже,  а  пока   за  новыми  впечатлениями,  ощущениями,  знакомством  с  другой  жизнью  просто  не  обращали   внимания.
 
     В  сохнутовском  центре  в  Барнауле  нас  стращали:  не  верьте  маклерам,  все  договоры  проверяйте  и  переводите,  все  только  с адвокатом! Но  то,  что  сделал  для  нас  тивух  Йоси, я считаю, - дорогого  стоит. Никого, -  ни  родни,  ни  знакомых  у  нас  в  Израиле не  было. Мы  только читали пособие  репатрианту  (еще  в  Новосибирске)   и   рекламные  проспекты  в  несколько   страничек   с   картинками  о жизни этих самых  репатриантов. Понятия – банк,  больничная  касса,  ульпан,  министерство  абсорбции  и  пр., -  были  для  нас  не  просто  новыми,  это  были  слова  и  понятия  с  другой   планеты!

    Что такое  банк – мы  представляли,  но  зачем  нам,  каждому,  открывать  в  нем  счет?  Оказалось - это  всеобщая  система  в  стране. Все выплаты  поступают  только  через  банк!  Лена,  секретарь  Йоси, пока  тот  решал вопросы   о  нашем  жилье,  повела  всех  нас  в  банк,  а  затем  и  в  больничную  кассу.  И  мы  в  первый  же  день  стали  клиентами  банка  «Леуми»  и  членами  больничной  кассы  «Макаби»…  Уже  появлялась  какая-то  уверенность…  Следующим  утром,  опять  же – под предводительством  Лены,  в  министерстве  абсорбции  получили  направления  на  курсы  изучения  иврита,  а  в  министерстве  внутренних  дел – теудат-зеуты,  (паспорта),  удостоверяющие  нас  уже,  как   граждан  Израиля.  Помнится,  как  служащая,  заполняя  мою  анкету  для  паспорта,  сказала:

 -  Лучше  будет,  если  мы  напишем, что  вы  не  украинка, а  израильтянка, -  в  том,  как  она  это  произнесла,  я  почувствовала  некую  неловкость,  а  в  голове  мелькнуло: - не  так  уж  все   безоблачно  в  наших  Палестинах!
 
    Понятно, -  еврейкой  записать  она  меня  не  могла,   так  как  мама   моя  была  украинкой.  И  стали  мы  все  просто  израильтянами,  русскоязычными,  а  попросту - русскими!  И  я  тут  же  вспоминаю  одну  из  программ  КВН,  которую  много  лет  назад  смотрела  еще  в Союзе. Там  мама  провожает  сына  в  Израиль  и  со  слезами  в  голосе  говорит:

-   Нёмочка!  Куда  ты  едешь?  Здесь  ты – еврей,  а  там  будешь  русским!…