Этноминиатюры. Якуты

Владимир Суслов
     Эта горная страна любима кочевниками. Не зря её называют «Алтан» (золото). На альпийских  лугах  Алтая  немало   разных  племён  пасут свои  стада.  Люди часто ссорятся  из-за пастбищ и угнанных животных, но до братоубийства дело не  доходит:  вожди умеют  договариваться и миром разрешают споры.  В этих  горах  места всем хватает, и корма для животных  тоже  достаточно.
     Да только однажды прогневили люди богов и послали те на землю засуху,  а на коров, лошадей и оленей - мор. Шаманы разводили  ритуальные костры, били в бубны, каждое племя приносили в жертву лучшее животное, но не разжалобило это богов. Значит,  люди  провинились  перед небом,  не так стали  жить и исполнять свои человеческие  обязанности.
   А тут слух прошёл: в пяти годах ходьбы есть каменный узкий мост, который соединяет  две большие  земли. Одна земля суровая, на которой и Алтай тоже находится, а вторая  – тёплая и ласковая, богатая травами, дичью, но пустынная, незаселённая людьми. И многим захотелось попасть туда. Первыми в неизведанную даль пошли  люди племени майат, двинулись налегке, без скота, который весь сгинул,  и  без стариков, которые могут стать  в дороге обузой. Весь путь решили  они выживать охотой и рыбной ловлей.
Проходят майаты мимо племени уранхай (якуты).  Все люди уранхай, во главе с Элляем, выстроились у своих ыал-поселений, чтобы посмотреть на этих чудаков, что покидают золотую землю своих предков. Элляй – родоначальник народа, не бог и не человек, а обычный обитатель неба, ничем не отличающийся от  рядовых  жителей земли. Потому в  этом племени земляне и обитатели  неба  ходят  друг к другу в гости и дети их вступают в браки. Солнце, луна, другие планеты для уранхай - это небесные семьи, занятые, подобно землянам, своими делами и промыслом.
- Эй, люди уранхай, идём с нами! – приглашают майаты.
- Нет, мы не можем с вами идти. Здесь горы, которые помогают нам подняться на небо. А в той далёкой  стране есть горы или нет, никто не знает, - отвечает Элляй. 
     Скоро от майатов в горах Алтая появился посланник. Хорошую весть принёс: перешли люди по мосту между двумя большими  землями,  добрались  до  благодатных лугов, зелёных лесов, больших рек и голубых озёр. Только мост каменный  опускается к воде и скоро перейти по нему будет уже невозможно. Забеспокоились тут все племена алтайские.  Остяки, йуки, апачи, шошоны  тронулись в путь. Элляй тоже задумался, заманчиво, однако, оказаться в такой стране, где всего много: зверей диких, деревьев и трав, большой рыбы.
Долго думал, взвешивал всё «за» и «против». И наконец, решил   всё же  вести свой народ  в неизведанные края и только вместе со скотом.   Как же якуту быть без лошадей, коров, оленей,  да ещё и собак?
- Элляй-уранхай, со скотом идти нельзя, путь будет длинный-предлинный, - говорят ему люди, - дойти не сможешь».
-  А что кушать будет уранхай? Без суората (простокваша), кюэрчэха (сливки) и кумыса уранхай не сможет прожить и дня. А из чего уранхай будет шить одежду и обувь? - отвечал людям Элляй.
     И повёл своих людей родоначальник якутов  в  землю заморскую. Да только отстали  они от всех: не спешит Элляй со своим народом, много удивляется  увиденному на пути, открыто радуется каждому дереву, каждой поляне или реке. Вся живая и неживая природа для якута, как человек. Внутри растения, камня, горы, озера, рыбы или птицы находится иччи – разумная душа, которая  радуется, обижается, мстит или помогает. 
Через сколько уж времени – неясно, но добрались якуты до большой, великой реки – Элэ-Энэ (Лена), и тут  идти  всем дальше расхотелось: край  богатый, не хуже, чем за каменным мостом. Построила каждая якутская семья себе для жилья балаганы, а для скота – хотоны, да ещё амбары и подвалы-ледники. Стали разводить лошадей, своих – якутских, да коровок, своих – якутских. И олени тоже  разводились,  и охота шла хорошо, да и рыба ловилась неплохо. Зачем уранхаям  земля за морем? Если здесь такие просторы и такие богатства!
        Разбрелись якуты по всей тайге, по всему краю. Живут сами по себе: ни богатых тебе, ни начальников, ни государства, ни полиции. Никто никому не подчиняется и никто никем не командует. Можно в своё удовольствие изделий разных нарезать из дерева или из кости, да и продать их (торговать  якуты умеют), а можно и поохотиться (якуты - охотники!). А можно и праздник устроить – ысыах, связанный с наступлением лета и посвящённый небесным божествам и духам природы (якуты умеют веселиться).
А ещё любят якуты гостей. Каждый приезжий имеет право в любое время дня и ночи войти в любой дом, попить чай, сварить пищу, может и  заночевать. А  уранхай  обязательно при виде незнакомца обратится к нему с просьбой: «Кэпсээ, тугу биллинг!» (расскажи, что знаешь!). Якуты любят поговорить,  может быть потому, что по характеру они веселы и впечатлительны. Уединение им непонятно, одиночество кажется им самым тяжёлым наказанием.
     В Сибири говорят: «Возьми якута, раздень его догола, и так оставь среди пустынной степи или тайги, когда же через год вернешься, то увидишь этого якута, окруженного скирдами хлеба, стогами сена и владеющего табунами лошадей и стадами рогатого скота".