Эта горная страна любима кочевниками. Не зря её называют «Алтан» (золото). На альпийских лугах Алтая немало разных племён пасут свои стада. Люди часто ссорятся из-за пастбищ и угнанных животных, но до братоубийства дело не доходит: вожди умеют договариваться и миром разрешают споры. В этих горах места всем хватает, и корма для животных тоже достаточно.
Да только однажды прогневили люди богов и послали те на землю засуху, а на коров, лошадей и оленей - мор. Шаманы разводили ритуальные костры, били в бубны, каждое племя приносили в жертву лучшее животное, но не разжалобило это богов. Значит, люди провинились перед небом, не так стали жить и исполнять свои человеческие обязанности.
А тут слух прошёл: в пяти годах ходьбы есть каменный узкий мост, который соединяет две большие земли. Одна земля суровая, на которой и Алтай тоже находится, а вторая – тёплая и ласковая, богатая травами, дичью, но пустынная, незаселённая людьми. И многим захотелось попасть туда. Первыми в неизведанную даль пошли люди племени майат, двинулись налегке, без скота, который весь сгинул, и без стариков, которые могут стать в дороге обузой. Весь путь решили они выживать охотой и рыбной ловлей.
Проходят майаты мимо племени уранхай (якуты). Все люди уранхай, во главе с Элляем, выстроились у своих ыал-поселений, чтобы посмотреть на этих чудаков, что покидают золотую землю своих предков. Элляй – родоначальник народа, не бог и не человек, а обычный обитатель неба, ничем не отличающийся от рядовых жителей земли. Потому в этом племени земляне и обитатели неба ходят друг к другу в гости и дети их вступают в браки. Солнце, луна, другие планеты для уранхай - это небесные семьи, занятые, подобно землянам, своими делами и промыслом.
- Эй, люди уранхай, идём с нами! – приглашают майаты.
- Нет, мы не можем с вами идти. Здесь горы, которые помогают нам подняться на небо. А в той далёкой стране есть горы или нет, никто не знает, - отвечает Элляй.
Скоро от майатов в горах Алтая появился посланник. Хорошую весть принёс: перешли люди по мосту между двумя большими землями, добрались до благодатных лугов, зелёных лесов, больших рек и голубых озёр. Только мост каменный опускается к воде и скоро перейти по нему будет уже невозможно. Забеспокоились тут все племена алтайские. Остяки, йуки, апачи, шошоны тронулись в путь. Элляй тоже задумался, заманчиво, однако, оказаться в такой стране, где всего много: зверей диких, деревьев и трав, большой рыбы.
Долго думал, взвешивал всё «за» и «против». И наконец, решил всё же вести свой народ в неизведанные края и только вместе со скотом. Как же якуту быть без лошадей, коров, оленей, да ещё и собак?
- Элляй-уранхай, со скотом идти нельзя, путь будет длинный-предлинный, - говорят ему люди, - дойти не сможешь».
- А что кушать будет уранхай? Без суората (простокваша), кюэрчэха (сливки) и кумыса уранхай не сможет прожить и дня. А из чего уранхай будет шить одежду и обувь? - отвечал людям Элляй.
И повёл своих людей родоначальник якутов в землю заморскую. Да только отстали они от всех: не спешит Элляй со своим народом, много удивляется увиденному на пути, открыто радуется каждому дереву, каждой поляне или реке. Вся живая и неживая природа для якута, как человек. Внутри растения, камня, горы, озера, рыбы или птицы находится иччи – разумная душа, которая радуется, обижается, мстит или помогает.
Через сколько уж времени – неясно, но добрались якуты до большой, великой реки – Элэ-Энэ (Лена), и тут идти всем дальше расхотелось: край богатый, не хуже, чем за каменным мостом. Построила каждая якутская семья себе для жилья балаганы, а для скота – хотоны, да ещё амбары и подвалы-ледники. Стали разводить лошадей, своих – якутских, да коровок, своих – якутских. И олени тоже разводились, и охота шла хорошо, да и рыба ловилась неплохо. Зачем уранхаям земля за морем? Если здесь такие просторы и такие богатства!
Разбрелись якуты по всей тайге, по всему краю. Живут сами по себе: ни богатых тебе, ни начальников, ни государства, ни полиции. Никто никому не подчиняется и никто никем не командует. Можно в своё удовольствие изделий разных нарезать из дерева или из кости, да и продать их (торговать якуты умеют), а можно и поохотиться (якуты - охотники!). А можно и праздник устроить – ысыах, связанный с наступлением лета и посвящённый небесным божествам и духам природы (якуты умеют веселиться).
А ещё любят якуты гостей. Каждый приезжий имеет право в любое время дня и ночи войти в любой дом, попить чай, сварить пищу, может и заночевать. А уранхай обязательно при виде незнакомца обратится к нему с просьбой: «Кэпсээ, тугу биллинг!» (расскажи, что знаешь!). Якуты любят поговорить, может быть потому, что по характеру они веселы и впечатлительны. Уединение им непонятно, одиночество кажется им самым тяжёлым наказанием.
В Сибири говорят: «Возьми якута, раздень его догола, и так оставь среди пустынной степи или тайги, когда же через год вернешься, то увидишь этого якута, окруженного скирдами хлеба, стогами сена и владеющего табунами лошадей и стадами рогатого скота".