Сауле

Волков Юрий
   Не помню уж, в каком году это случилось. Помню ещё до развала Советского Союза.
   Но уже года три подряд косоязыкий безграмотный Горбачёв старательно и демонстративно уничтожал экономику великого государства. А народ радовался переменам, как ребёнок радуется пустому яркому фантику.

   Я, к тому времени, создал кооператив, две строительные бригады, и мы помаленьку работали в "сфере жилищного строительства".
   Стыдно вспомнить, сколько мы отгрохали безвкусных, помпезных, бездарно спланированных дворцов тогдашним нуворишам. Но, тут закон рынка – покупатель прав. Хочет колонны – на тебе колонны. Хочет башенки – возьми башенки. Деньги зарабатывали хорошие.

   В нашей команде было тринадцать человек. Считая меня.
   Согласен, – число несчастливое. Но работали мы успешно, работу делали быстро и качественно, в полном соответствии с запросами клиентов. За четыре года ни одной производственной травмы. Деньги не рвали, цены держали разумные, поэтому от заказчиков отбою не было.
   
   Работы по электрике в нашем кооперативе выполнял один казах. У него высшее образование, инженер-электрик и допуск до 1000 вольт.
   Мужик - молодец. Золотые руки, золотая голова. Все звали его Женей, а на самом деле его имя было Жаксыбай.
   Вот что мне не нравилось в то время, так это то, что казахи, узбеки и прочие восточные народы, приехав в Сибирь, стеснялись своих имён. Ну, Жаксыбай и Жаксыбай. Красиво звучит. Нет, обязательно - Женя.
   Да ладно, это их дело, это их тараканы в голове.
   Мне-то что, человек он замечательный и мастер хороший. А имя… Как скажет, так и буду звать.

   Однажды летом решили мы сделать себе выходной и устроить мальчишник.
   А Женька предлагает – Поехали к моему дядьке, на природу. Он у меня овцевод, на всё лето выезжает с отарой на отдалённую заимку. Там, у него - уговаривает он нас, - хорошо. Лес, речка, тишина. Дядька барана зарежет, поедим свежатины.
   А чего не поехать?

   Половина бригады, увы, отказалась от поездки – у них свои, домашние дела. Согласились шесть человек, включая меня.
   Взяли ящик коньяку, немного хорошего вина, фруктов, арбузов шесть штук. Взяли подарков хозяину заимки и его семье. Детям игрушек набрали. Затарились.
   И в субботу, бархатным чистым утречком, на двух жигуленках, попёрлись в "круиз". Ехать пришлось в соседнюю область. Долго пробирались по лесной дороге. Немного заплутали. Но когда прибыли на место – не пожалели. Красота неописуемая.
   Вокруг заимки березняк, метрах в ста на холме сосновый бор. Чистая, как тряпочкой протёртая трава и листва. Воздух, пропитанный смесью лесных ароматов. Рядом речка, неширокая, но глубокая. И прозрачная до такой степени, что видно, как караси ходят у дна.

   Встретили нас радушно. Для казаха племянник – что сын родной.
   До обеда бродили, осматривали хозяйство. Сели на лошадей, поехали глянуть на пасущуюся отару. Так, из любопытства.
   Искупались в речке.
   Развернули удочки, наловили карасей, сварили на костре ведро ухи и, под коньячок, сметнули его в один присест. Женька хоть и казах, а они рыбу не едят, но к ухе тоже приложился, будь здоров. А ещё он у дядьки прихватил здоровенный кусок овечьего сыра. Свежего, пахнущего люцерной, вкусного – слов нет.
   После обеда повалялись, позагорали на берегу. Ещё покупались.
   Основное застолье началось поздно вечером, когда уже начало темнеть.

   Это только так говорится, "заимка". На самом деле - здоровенный рубленый домище. Общая комната - квадратов тридцать.
   Поставили столик, на коротеньких отпиленных ножках, и приступили.
   Хозяина зовут Сергали. Его жена профессионально накидывала на стол всякие национальные кушанья.
   Управив отару в загон, подошел сын хозяина, представился Олегом. На самом деле его звали, кажется, Ойлы. Ну, Олег так Олег. Никто не против.
   Все, приняв по соточке (ну кроме меня естественно, я не пьющий), расслабились. Под бешбармак пошли разговоры. За жизнь, за политику, за хозяйство.
   
   Я смотрю - на стол подносит не только жена хозяина, но и их дочка.
   А вот лицо её мне очень знакомое. Ну, очень знакомое.
   Я у Женьки спрашиваю - Слушай, а где я мог видеть эту девочку?
   Женька смеётся – Не узнал?
   - Нет, не узнал.
   - Это Саулешка…
   - Какая Саулешка?
   - Ну, ты даёшь! – Веселится Женя – Это же Сауле Сергалиевна, начальник кредитного отдела Промстройбанка.
   - О-о-о! - Только и смог я сказать.
   Сауле, спрятав волосы под платок, одев повседневное, национальное, в юбке до щиколоток, из-под которой мелькали шаровары, совсем не была похожа на ту строгую красавицу, которую я всегда знал.

   Ну, узнал и узнал. Сидим дальше.
   И тут Серёга, белорус, наш бульдозерист-тракторист-крановщик-и-протчая, начал философствовать.
   - Всё у вас, у казахов, хорошо, - говорит он Сергали, - но есть один недостаток.
   - Да? И какой же?
   - У вас равноправия нет! – Выдаёт Серёга торжествующе.
   - Какого это равноправия? – Возмущённо спрашивает хозяин.
   А Серега опять с видом обличителя – Вот, смотри. Кто у нас тут за столом сидит, а?
   - Как это "кто"? – Удивился Сергали, - Мы сидим. Мы, люди.
   - А женщины, что не люди? – Давит на него Сергей, - Где женщины? На кухне! Так это что? По-вашему – это равноправие?
   Сергали губы поджал. Вижу - задело его это. Я уже Серёгу в бок пихаю – замолчи, мол. Но поздно.
   Хозяин наш повернулся в сторону кухни и крикнул – Сауле!
   Девочка прибежала, смотрит выжидательно на отца.
   Тот указывает ей рядом с собой – Садись.
   Она села перед столиком на коленки. Стеснительно улыбается.
   Он берёт бутылку "Каберне", плескает в пиалку. Причём, "плескает", это сильно сказано. Капает три-четыре капли. Пододвигает дочке – Пей.
   Как она полыхнула!! Лицо у неё стало красным до ушей. Глаза опустила, согнулась, скукожилась вся, как будто её бить собрались. Сидит, молчит, не шевелится.
   Отец ей опять спокойно – Пей.
   Девочка схватила пиалку, лизнула. Естественно ничего ей в рот не попало. И опять согнулась, глаза вниз.
   Сергали отламывает кусок лепёшки, подаёт Сауле – Ешь.
   Она, как мышка, схватила этот кусочек, хрум-хрум-хрум, сжевала его быстро.
   Отец опять спокойно – Всё. Иди.
   Она - шмыг, убежала.
   Хозяин посмотрел на Серёгу снисходительно и укоризненно – Ну. Видел? А ты говоришь "нет равноправия".

   Тут какая специфика?
   Это там, в нашем райцентре, Сауле самостоятельная женщина, уважаемый человек, с высшим образованием, начальница подразделения банка, у которой пять-шесть подчинённых.
   А тут, дома, она – никто. Её место на кухне. И то, что отец приказал, выполняется неукоснительно.
   И она ходит по одной половице, и подносит кушанья, не поднимая глаз на сидящих за столом.
   Потому, что сидят - мужчины, аксакалы, а она – женщина.
   К слову сказать, женщина удивительной красоты. Идёт по улице райцентра, мужики шеи сворачивают, глядя вслед.
   Высокая, где-то под метр семьдесят пять. Фигура – с ума сойти. На конкурсе "Мисс мира" она бы не последнее место заняла.
   В первой тройке точно бы была.

   Ну ладно…
   Исчерпав инцидент, сидим дальше, разговариваем про жизнь, про семейные дела.
   И тут выясняется, что я один-единственный среди мужиков без жены. Одиночка.
   - Так ты, выходит, холостой,  – сочувствующе качает головой Сергали.
   - Выходит так, - соглашаюсь я.
   - Одному нельзя, - констатирует Сергали.  - А женщина на примете у тебя есть?
   - Нет, - говорю, - и на примете нет.
   Он хмыкнул, и ошарашил всех – А я за тебя Сауле отдаю.
   Баммм! Вот это номер!
   Я часто контактирую с казахами, у нас Казахстан рядом. Достаточно часто, чтобы понять – дело пошло нешуточное.
   Это русский "Ваня", поутру проспавшись, будет смеяться – Чего уж там, ребята! Это я по пьянке глупость сморозил.
   У казахов не так. Они, дав слово, держат его. И обещанное исполняют.
   И отказаться нельзя. Отказ обидит, и даже оскорбит хозяина.
   Во попал!
   И не то, чтобы я был против... Девка-то видная. Только мне она уж точно не по зубам.
   Да и с чего ради я буду ей жизнь портить. Она мне ничего плохого не сделала. Мы с ней иногда контактируем по кредитным вопросам, и я понимаю, что она профессионал. И просто хороший человек.

   Я лихорадочно соображаю – что тут происходит.
   А пока, вяло привожу аргументы, тяну время.
   - Так у нас разница в возрасте, - говорю, - считай пятнадцать лет. Куда уж мне на молодой-то жениться.
   Сергали, как может, успокаивает меня – Ничего страшного. Моя Менжамал на двенадцать лет моложе меня. И что? Вон смотри. Восемь детей.
   И действительно, у него восемь детей. Первый - сын. Уже давно женат, уже у самого куча ребятишек. Сауле – вторая. Потом ещё три девочки и следом три мальчика. Те вообще мал-мала меньше.

   До меня начинает доходить – в чём тут фокус.
   Сауле (я знаю) уже давно живёт с мальчиком в гражданском браке. Тот тоже казах.
   Но отца в известность не поставили, свадьбу не сыграли, калым не заплатили. Некрасиво, короче.
   Дело-то не в калыме, конечно. Просто у казахов, да и вообще у мусульман, так не принято.
   А земля – маленькая, слухи расходятся быстро. Сергали, конечно, в курсе такого "зазорного" поведения дочери.
   Может он, думаю я, таким образом наказать её хочет. А может просто настроился сплавить "некондиционный" товар. Бог его знает. Там у них свои тонкости.

   Я выкладываю ещё один аргумент – Так она же меня не любит. Может у неё сердце к кому другому лежит?
   Сергали опять утешает – Ты добрый. Она тебя полюбит.

   И тут меня осеняет.
   Спрашиваю - И сколько ты за неё хочешь?
   Тот прищурился, что-то прикинул – Пять тысяч.
   В то время автомобиль "Волга ГАЗ-24"  стоил двенадцать тыщ. Пять тысяч, сумма солидная.
   Я дальше плету – У меня, - говорю, - сейчас на руках таких денег нет, они все в деле. Надо собрать.
   Наш гостеприимный хозяин обрадовался – Так ты дочку берёшь?!
   - Ну, знаешь… От таких девушек не отказываются. Но мне, как минимум, неделя нужна, чтобы собрать деньги.
   - Я подожду, – довольно развёл руками хозяин, - неделю подожду… И даже две подожду.
   - А кстати, вот такой вопрос, – закручиваю дальше я, -  если кто раньше меня придёт и даст калыму больше, ты её другому отдашь?
   Он пожал плечами – Придётся. Такой у нас порядок.
   Ну и хорошо. На том и договорились.

   Ночью вышел за сарай, Женька тоже стоит, освобождается.
   Я у него спрашиваю – А чего это Сергали дочку мне так настойчиво отдаёт. Он что, её наказать хочет.
   - Ну и это есть, конечно – объясняет он мне. – Обидно ему. Без спросу сошлась с Дильдаром. Люди судят… Ей уже двадцать пять, а она не замужем, детей нет. Перестарок. Некрасиво. Но это не главное. Главное то, что у нас принято дочерей отдавать замуж по порядку. Сначала старшую, потом следующую. А Саулешка всю очередь держит. Соображаешь?
   - Теперь соображаю.

   Спали до упора. Часов в десять встали, сходили на речку, окунулись, и засобирались домой.
   Женька меня спрашивает – А можно Сауле с нами поедет?
   - Так это твоя машина. Ты за рулём – тебе решать. Я лично не против.
   Действительно. Пока Сергали на своей "шестёрке" будет вывозить её к автовокзалу за шестьдесят километров, а потом на перекладных… Уж лучше с нами, прямо до места.
   Мы на Женькиной "копейке" вдвоём ехали. Остальные четверо - с Серёгой.

   В дорогу Сауле приоделась в "рабочую" форму. Чёрный жакет, черная юбочка по колено, белая рубашка, черный шнурок вместо галстучка и причёска "городская". Красивая. Хоть сейчас на обложку.
   Сергали посмотрел неодобряюще, но ничего не сказал.
   А когда выехали с лесной дороги на просёлочную, Сауле обратилась ко мне.
   - Юрий Николаевич, вы всерьёз с отцом говорили?
   - Да, деточка, всерьёз. Но ты не волнуйся, всё будет нормально.
   - Для кого нормально? Для вас или для меня?
   - Для нас обоих нормально.
   - Юрий Николаевич, вы же понимаете, что если отец прикажет, мне придётся ему подчиниться.
   - Успокойся, Сауле, я не собираюсь на тебе жениться. Подумай сама – насколько ты меня моложе. Что я с тобой делать буду?
   Женька ржёт – Гы-гы-гы. Да найдёте, поди, чем заняться. Гы-гы-гы.
   Потом к Сауле – Ты, сестрёнка, зря нос воротишь. Он знаешь, какой мужик? – Хлопает меня по плечу. – К нему бабы в очередь… Гы-гы-гы.
   Она на него рявкнула – Жаксы!!!
   Это там, на территории отца, она была в подчинении. А как только отъехали, так сразу превратилась в начальницу.
   - А чё? Я о тебе беспокоюсь. Гы-гы-гы.
   Я успокаиваю - Не волнуйся, девочка. Я всё утрясу.
   Женька подтвердил – Да. Не бойся. Он и не из таких переделок выбирался.
   Всю оставшуюся дорогу Сауле молча смотрела в окно.

   В понедельник утром после коротенькой планёрки бригады разъехались по объектам. А я с Женей занялся своими "свадебными" делами.
   Дильдара, сожителя Сауле, все звали Димой. Он в то время занимался "бизнесом", держал продуктовую лавочку. Вот к нему мы и поехали домой. Там его не оказалось, на звонок никто не вышел.
   Женя сказал – Наверно в магазине.
   Поехали к нему в магазин.
   Заходим к Диме в "офис" (два на два), он сидит за столом, что-то пишет.
   Поздоровались. Он мою протянутую руку проигнорировал.
 
   Знаете, все казахи радушные люди, а вот Дильдар в особинку.
   В то время он занимался перегоном табунов коней в Казахстан. Совхозы усиленно разваливались, лошади стали в принципе не нужны, вот все директора совхозов и продавали их прямо оптом. Себя любимых, естественно, денежкой тоже не обижали.
   А Дильдар коней скупал и, наняв пастухов, отгонял казахам на мясо.
   Магазинчик был так…  Для прикрытия.
   Имея с этого дела неплохие деньги, он начал считать себя "баем", и на всех остальных, особенно на русских, поглядывал свысока и разговаривал надменно.
   Да и Аллах с ним. Мне его детей не крестить.
   
   Я сел на свободный стул и командую ему – Садись, разговор есть.
   Он глянул возмущённо, но сел.
   - Слушай, - говорю, - меня внимательно. Сергали, отец Сауле, отдаёт её за меня замуж.
   Он с лица сменился. Побледнел. Ведь любит её засранец.
   Я продолжаю – Отец просит за неё пять тысяч калыма. Деньги у меня есть. Могу заплатить хоть сейчас. И если ты, до воскресенья не выкупишь её за семь с половиной, я её заберу себе. Понял?
   И Жене – Всё, пошли.
   И ушли. Оставив Димку с открытым ртом.
   
   Какой там "до воскресенья"! Уже на следующий день Димка, собрал требуемую сумму и кавалькадой из четырёх машин с родственниками поехал выкупать мою невесту. Блин.   :D

   А через месяц была свадьба.
   Я как раз мимо дома культуры чесал по своим делам. Они выкатывают на крыльцо.
   Невеста… Ну просто - пипец. Просто - слов нет, как хороша.
   Из толпы родственников оторвался Сергали и подбежал ко мне. Поздоровкались обеими руками.
   Я его поздравил. Он начал приглашать на гулянку. Ну, скажите мне, зачем я, со своей славянской рожей, на казахской свадьбе? Отказался.
   - Если я сейчас не встречусь с человеком, - объясняю Сергали, - то потеряю как минимум три с половиной тысячи. А то и больше. Так что – извини. Не могу.
   Сергали понимающе покивал. Потом с улыбкой погрозил мне пальцем.
   - А ты хииитрый.
   - Ну что я могу поделать, - отвечаю, - такой уж у меня организм.

   P.S.
   Сауле Сергалиевне я подарок в банк занёс. Вызвал её в коридорчик и вручил. Браслетик золотой. Поздравил с замужеством.
   И с кредитами у меня вопроса никогда не возникало.   :)

   P.P.S.
   А Сауле не повезло. Когда кони закончились, Димка переключился на наркоту. Дурак. Его поймали на этом деле и посадили.
   Печально.