Это нам не задавали гл. 9 После каникул

Людмила Каштанова
               
       - Ты слышала  новость: Олег Николаевич развелся с женой? – спросила Лена Марину, когда шли домой со школы.
       - Что ты говоришь? Вот несчастье–то какое! – деланно удивилась Марина, но на самом деле эта новость ей понравилась.
       - А как ты думаешь, он скоро женится? Он-то мужчина видный!
       - Не наше это дело, - пусть женится хоть десять раз! – несколько грубовато ответила Марина(и надо этой Ленке всякую ерунду болтать!) и перевела разговор на другое.  – А скажи ты  лучше мне, где думаешь каникулы проводить?
       - Точно не знаю. А ты?

       - Мама отправляет меня с Антошкой к бабушке в деревню. Там хорошо: свежий воздух, лес, озера с карасями и раками. У бабушки – сад с яблоками и большой огород. Правда, яблоки созреют только в сентябре, зато малина, смородина есть. Из живности – козы, свиньи и куры. Так что  не только отдыхать  придется,  но и бабушке помогать по дому, особенно мне. Антон еще мал, ему только бегать там привольно будет.
       - А мне, скорее всего, придется с близнецами возиться, – кисло сказала Лена. – Родители куда-то собираются  недели на две-три, а меня дома оставляют.
       - Ничего. Зато опыту наберешься.
       - Тебе бы такой опыт, - горько усмехнулась подруга. 

       В середине июня Марина с Антошкой отправились на лето в деревню к бабушке Надежде Ивановне и дедушке Петру Захаровичу, родителям Галины Петровны.  Старики были на пенсии, хотя их трудно было назвать таковыми: им еще не было семидесяти лет и выглядели крепкими и здоровыми. Хозяйство их было немаленькое: трехкомнатный бревенчатый дом с флигелем и мансардой и приусадебный участок в десять соток. В хозяйстве имелись козы, свиньи и куры, для которых дедушка построил крепкие сараи, чтобы нежеланные гости из леса –лисы и хорьки -  не проникли внутрь, и  не было подкопов. . Кроме того имелся небольшой сад из разных  плодовых деревьев и кустарников и огород, где выращивали разные овощи.
               
       Старики встретили внуков с распростертыми объятиями. Отдохнув  денек, Марина принялась за работу. Хотя бабушка ничего ее не заставляла делать,  девушка сама предлагала свою помощь.
       Со словами «Бабушка, я – с тобой!»  она брала из рук бабушки ведро, и они вместе шли во двор кормить свое хозяйство. Марина все делала, что ей поручит бабушка: мыла полы, кормила животных, собирала яйца от кур, полола грядки, собирала клубнику и даже ездила на станцию продавать. Продав клубнику, которую охотно брали пассажиры, Марина все до копеечки отдавала бабушке.
       - Что же ты ничего не купила для себя? – беря деньги, сказала бабушка.
       - А мне ничего не надо. У меня все есть.
       - Спасибо, моя помощница, моя умница!

       Антошка в основном вертелся возле деда. Дед брал его с собой в лес, на рыбалку, а когда занимался ремонтом своего мотоцикла, Антон не отходил от него.
       Вечерами бабушка вязала из козьей шерсти вещи. Она умела вязать очень хорошо, и связала Марине с Антошкой  по пушистому нарядному свитеру с шапочкой и шарфом.  Кроме этого она сшила Марине модную школьную форму, увиденную в одном  журнале мод. Бабушка славилась своим мастерством шить и обшивала по молодости почти всю деревню. Марина чуть не задохнулась от счастья, увидев себя в зеркале, когда надела на себя только что сшитую форму, состоящую из клетчатой юбки и черной жилетки с клетчатыми боковинами.
 
       - Представляю себе, как удивятся  некоторые, когда увидят меня в такой форме, а не в обыкновенной юбке и кофте.
       - Лапушка ты моя, да ты у меня и умница, и красавица, и  труженица. Да неужто я тебя не приодену по моде, не постараюсь для тебя, как ты для нас стараешься? — умилялась бабушка, и Марина с ней не стала спорить.
       Занимаясь вязанием, бабушка всегда о чем-нибудь рассказывала, а Марина слушала, сматывая пряжу в клубки, или сама что-нибудь вязала. Она научилась вязать носки и гордилась этим.

       Как-то бабушка за вязанием спросила внучку, кем она хочет стать в будущем, и Марина ей призналась, что хочет стать учителем истории.
       - Учителем – это хорошо, а почему истории, а не русского языка или математики? – спросила бабушка.
       - Потому что это — живой предмет. У нас такой хороший преподаватель истории и так замечательно преподает, что я полюбила этот предмет!
       - А преподаватель молодой? – отчего-то поинтересовалась бабушка, что Марина смутилась.
       - Не старый, вообще-то.
       - Чтобы стать историком, надо историю знать от и до и даже больше; надо тебе проконсультироваться с учителем, с чего и как начать, - посоветовала бабушка.
       - Значит, мне надо к нему обратиться за помощью? – удивилась Марина.
       - А что тут такого? За спрос по лбу не стукнет и денег не возьмет.
Этот разговор  запал в голову Марины, и она надумала воспользоваться советом  бабушки.
      
       Незаметно пролетело время. Пора настала собираться в обратный путь. Перед отъездом бабушка собрала две большие сумки со всякой всячиной.
      - Бабушка, как же все это я понесу? У меня сил не хватит, – упиралась Марина.
       - Успокойся! Здесь мы тебя посадим, а там мать тебя встретит. Я ей послала телеграмму,  – довольно улыбалась бабушка.

       На следующий день  бабушка с дедушкой посадили  внуков  на поезд и пожелали им хорошо доехать, передать всем привет и доброго здоровья, а также приехать на следующее лето.  Ехать всего надо было полтора часа. Марина с Антошкой  доехали нормально, их встретили отец с матерью, отчего радости было, хоть отбавляй. Отец вернулся из рейса только вчера, а уезжать надо было уже завтра, поэтому глаза матери были подернуты печалью. Зато отец был неестественно весел.  "Ох, уж эти взрослые: не поймешь их!" - вздохнула девочка.

       Вернувшись неделей загодя, Марина решила в спешном порядке заняться подготовкой к школе. Она сбегала к подруге посмотреть, как та подготовилась.  Оказалось, что у Лены все было готово. Это еще больше подхлестнуло Марину, и она стала просить у матери денег на учебники и учебные принадлежности.
       - И чего ты всполошилась? – покачала головой мать. - Думаешь, если тебя не было дома, то о школе некому было позаботиться. Я  все уже накупила: и тебе, и Антоше.   Посмотри у себя в комнате за шкафом.  Там лежат новенькие портфели с учебниками и принадлежностями.
       Марина поспешила в свою комнату и нашла в указанном месте свой портфель. Вытряхнув содержимое, она посмотрела, что там есть все, и осталась довольная. Новую школьную форму она уже показала матери, и та была в восхищении.
       - Ты наверно одна будешь в такой модной форме в школе. Не постесняешься?
       - Другие же не стесняются  чем-то выделяться. Пора и мне учиться этому.
       - Ну, и правильно!.. Какая ты у меня уже большая! - Галина Петровна привлекла к себе дочь и поцеловала.

             ***
               
        Наступило первое сентября.  Окончились летние каникулы и учительские отпуска. Все  вернулись в школу и приступили к выполнению своих  прямых обязанностей: кто - учиться, а кто-учить. 
       Поднявшись с постели в семь часов, Марина быстро оделась в новую форму, заплела свою косичку в «елочку»,  выпила кофе с бутербродом и, сказав матери «пока», выскочила за дверь. По дороге она зашла к Лене, и они вместе отправились в  школу. Лена, конечно, с восторгом оценила новую форму подруги. Впереди них и сзади шли  нарядные школьники и школьницы с белыми бантами на головах и новенькими портфелями в руках.  У многих были цветы. Настроение подруг  было приподнятое, а внутри была радость от предстоящей встречи со своими одноклассниками.

      В десятом классе  учащимся  позволялось сидеть за партой с кем хочешь, и Марина села с Леной.   У Лены был острый  язычок, который  побаивались некоторые занозистые девчонки.  Она и за себя могла постоять, и за  свою подругу. Тимур сел с Колей Соловьевым, с которым сдружился   в девятом  классе;  Марина ему по-прежнему нравилась, и за лето он даже соскучился по ней. Несколько раз он пытался поймать ее взгляд, но только один раз  она  взглянула на него и  тут же отвернулась. За лето Марина несколько поостыла к Тимуру, и он перестал ее волновать так, как раньше.
 
       В  школе  10-б класс  находился на  хорошем  счету в школе.  Как в любом  другом, в их классе тоже были лидеры.  Из мальчиков лидерами   были Рогов Костя и Коля Соловьев, к ним постепенно примкнул и Тимур. Из девочек  очень быстро лидером стала  из бывших новеньких Анжела Лукина. Училась она средне, но, красивая  и знающая себе цену, она имела неплохие организаторские способности и влиятельных родителей; из  «стареньких» оставались  Люся  Храмцова, Рита  Мухина и  Галя  Степная. Другие в лидеры не лезли, но тоже имели свой вес.  Третьи были не видны и не слышны.  На них почти не обращали внимание.  Нина Куценко, постоянная староста класса, пыталась их расшевелить, спрашивая их мнение по какому-нибудь вопросу, но они обычно отмалчивались или говорили «не знаю», «как все».
       - С вами никакой каши не сваришь, - вздыхала староста.
   
       Как известно, еще в  девятом классе  Марина начала всех удивлять  своими  успехами, и ребята  к ней отнеслись каждый по-своему. Кто радовался за нее, а кому это не очень нравилось – кто-то из зависти, видя в ней  соперницу, а кто-то воспринял равнодушно.   За учебой она  не замечала косые взгляды некоторых завистниц,  и вела себя и непринужденно. Появление Марины в новой форме произвело  оживление в классе.
       - О-о-о!!  – вытянулись лица у многих мальчиков, а у девочек глаза полезли на лоб от удивления.  Ее стали обступать девочки, оттесняя Лену.

       - Ну-ка! Ну-ка! – Люся Храмцова бесцеремонно взяла Марину за руку и вывела на середину. – Дай-ка на  твою форму посмотреть. Так: белая блузка, черный жакет и клетчатая юбка.  Вообще – шик! Поздравляю, Марина, ты превзошла всех! Где взяла? Или это секрет?
       - Какой секрет? Из журнала мод. А сшили в ателье, – Марина постеснялась сказать, что сшила бабушка, чтобы не испортить впечатление.
       - Молодец, Марина! Сразу и вид другой стал.  У тебя есть тот журнальчик?
       - К сожалению, нет!
       - Жаль, но – ничего: в ателье могут сшить по эскизу.

       «А, привыкли видеть меня серой мышкой!» - довольная произведенным эффектом, подумала Марина. – Пусть привыкают видеть меня такой. Главное, мне, надо понравиться Олегу Николаевичу, чтобы его тоже удивить».
       Лена еще раз восхитилась такой метаморфозе подруги.
       - Как ты преобразилась!  Прямо-блеск! Я так рада за тебя!
       - А-то! – Марина сделала серьезное лицо. – Хватит быть маленькой, незаметной девочкой. Лена, я поняла одну вещь: нельзя быть незаметным, иначе много можно пропустить в жизни и не принести никаких плодов. Все самое интересное и прекрасное пройдет мимо тебя, и нечего будет вспомнить в конце жизни. Незаметные люди никогда ничего не добиваются, или добиваются очень малого.

       - Но в большинстве своем люди живут незаметно, тихо и не гоняются за журавлями в небе. Не всем же быть героями или незаурядной личностью, как Гагарин, например, или Терешкова. Тут, знаешь, какой характер и сила воли должна быть! Нам  такими не стать, - возразила Лена.
       - Я не то имела ввиду. Хотя, кто знает, кто внутри нас живет! Ведь Гагарин тоже был обыкновенный парень до поры до времени, а Терешкова  была обыкновенная  девушка, ткачиха, кстати.

       Я вот о чем хотела сказать: человек  обязательно должен оставить после себя след своими делами.  Сейчас мы пока еще школьники, значит, мы должны хорошо учиться в школе. После школы мы поступим на кого-нибудь учиться: кто в вуз, кто в техникум или училище,  и там  мы должны учиться хорошо, чтобы стать грамотными специалистами. Потом – работать по специальности. Если ты выбрал профессию врача, то должен быть  только  отличным врачом, если учителя, то лучшим,  замечательным учителем, таким как Ирина Степановна или Клара Вильгельмовна. Не зря же ей звание заслуженной учительницы дали. Так ведь?

       - Да, в принципе, – согласилась Лена. – Только я ни за что не хочу быть учителем. Это не для меня.
       - Я не о том, кем ты хочешь быть, а каким специалистом. Вот ты, к примеру, заболеешь, и придет  к тебе в белом халате какой-нибудь врач-недоучка или троечник с умным видом,  ошибется в диагнозе  и неправильно назначит лечение, что тогда?
       - К черту такого врача! Еще этого не хватало!
       - То-то и оно. Никому не нужны  всякие недоучки-троечники. Плохо, когда разрешается в институтах учиться на тройки.  Если быть врачом, то таким, как Федоров или Склифосовский, к примеру.

       - О, куда хватила! Да это же такие светила - один на тысячу! — покачала головой Лена.
       -Ну, и что же! Кто тебе помешает брать с них пример? И слава Богу, что есть с кого брать примеры! Быть отличником труда тоже хорошо, сознавать, что ты – хороший специалист, что  тебе доверяют. Лично для себя  я решила, что не могу быть больше посредственностью.
      За разговором они незаметно подошли к дому Елены.
      - Ну, вот и пришли. Такой интересный разговор у нас получился, правда? Со мною так даже родители не говорили.
      - Главное, чтобы он пошел нам на пользу, не забылся. Ну, до завтра, подруга! - попрощалась Марина.
      - До завтра! – кивнула Лена и направилась к подъезду, а Марина поспешила домой.

         
                продолжение следует http://proza.ru/2015/06/06/937