Окружающая среда и ближний круг. -

Васильева Наталья Юрьевна
                ***
     - Бабушка, что такое "шлягер"? – спросила меня моя пятилетняя внучка.
     - "Шлягер"? – переспросила я, не понимая откуда вдруг всплыло это иностранное слово в сознании маленького ребёнка.
     Мы с внучкой сидели за столом и обе были всецело поглощены разукрашиванием картинок из книжки-раскраски «Маша и медведь».
     - Да, шлягер, - повторила малышка ещё раз. – Тётя всё время говорит: «Шлягер, шлягер…», а я не знаю, что это такое, - сказала моя радость указывая на работающий телевизор, по которому транслировался какой-то концерт.
 
     «Теперь понятно, откуда ноги растут», - догадалась я и стала объяснять моей любознательной внучке, что такое "шлягер".
     Я постаралась сделать это просто и доходчиво, без излишних подробностей и заумных рассуждений о том, что современная поп-музыка не является образцом высокого искусства, а служит исключительно для развлечения.

      - "Шлягер" - это модная и популярная песня, которая постоянно звучит по радио или по телевизору, - сказала я.
     - А, теперь мне всё понятно, - ответила внучка и добавила со знанием дела: - Значит, песня "О, боже, какой мужчина" - это шлягер, - заявила она, продолжая увлечённо разукрашивать картинку из книжки.

     «Вот это да! - подумала я, озадаченно поглядывая на внучку. - Вот это выдала так выдала…» - подытожила я высказывание смышлёной и сообразительной не по годам малышки, и мои мысли потекли дальше: «В принципе, я ничего не имею против песни "О, боже, какой мужчина…", и она здесь совсем ни при чём, но можно сколько угодно "сеять разумное, доброе, вечное" и объяснять ребёнку, "что такое хорошо и что такое плохо", и при этом фильтровать информацию и тщательно дозировать её, выставляя барьеры и преграды на пути всякого дерьма и негатива для того, чтобы защитить неокрепшую душу от тлетворного и пагубного влияния  всевозможного рода растлителей и извращенцев, но окружающая среда всё равно просочится через любые щели и проникнет в сознание ребёнка, словно отравляющий газ, и ничего с этим не поделаешь…» - констатировала я с горечью и на всякий случай от греха подальше переключила телевизор на детский канал.

     И мы с внучкой продолжили раскрашивать картинки и каждая из нас погрузилась в свои мысли.
     «Хорошо ещё, - подумала я, - что она пока не спрашивает у меня, что это была за демонстрация, которую показывали в новостях по телевизору и на которой люди несли флаги с радугой. Как бы я ей всё это объяснила?» - размышляла я с растерянностью.

     - Бабушка, а куда девался голубой? – задала мне неожиданный вопрос моя внучка, вырывая меня из моих тревожных и невесёлых мыслей и возвращая к реальности.
     - Какой голубой? – спросила я, глядя с испугом на внучку, не понимая при чём здесь "голубой"?
     - Бабушка, я буду разукрашивать небо, а ты докрашивай своего медведя и крась траву.

     «Кошмар! -  подумала я с ужасом. - "Всё смешалось в доме Облонских!", и все понятия переплелись и перемешались так, что сразу и не поймёшь, о чём именно идёт речь! Полнейшая путаница! Какое счастье, что "голубой" – это всего-навсего цвет карандаша и неба, а "трава" – это просто зелёная трава и ничего больше!» - осознала я с облегчением.

     Я дала внучке голубой карандаш, и она стала раскрашивать небо, а я продолжила докрашивать коричневого медведя. Хочу заметить: обычного, лесного, бурого медведя, а не эмблему партии Единая Россия. Кстати сказать, медведь у единороссов - бело-синий!
     «Слава Богу, что не голубой!» - подумала я.

     В это время в комнату вошёл сын и, не обращая на нас с внучкой никакого внимания, взял пульт от телевизора и переключил на новости. Диктор рассказывал о последних событиях, происходящих на Украине, охваченной гражданской войной.
     - Бабушка, а я не хочу замуж и никаких детей я не хочу… - заявила вдруг ни с того, ни с сего моя внучка.

     Я опешила от такого заявления и попыталась как-то вразумить малышку:
    - Солнышко моё, тебе ещё рано об этом думать, вот подрастёшь, тогда и поговорим… - растерянно пролепетала я первое попавшееся, что пришло на ум.
    - Нет, я не хочу замуж и никаких детей я не хочу, - безапелляционно стояла на своём внучка.
    - Почему? – спросила я, пытаясь понять истоки её неожиданного заявления.
    – Потому что мальчишки всё время дерутся и их интересует только война…  - объяснила малышка.

     Возразить мне ей было нечего, и я с грустью посмотрела на работающий телевизор и подумала: «Прав был вождь мировой революции - товарищ Ленин: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя…" и сколько ни оберегай ребёнка, сколько ни защищай его от зла, но окружающая среда агрессивна и вездесуща и некуда от неё не денешься, а ведь кроме телевидения есть ещё и интернет…» - мелькнула безрадостная мысль в моей голове.

     Оставалось только уповать на то, что ближний круг и в первую очередь – семья и друзья окажутся сильнее, мудрее и надёжнее безжалостной окружающей среды и смогут защитить подрастающее поколение от пошлости и безнравственности.