2013-08-24. Иванов Виталий. Об одиночестве на Рифм

Виталий Иванов
2013-08-24. Иванов Виталий. Об одиночестве на Рифме
Обсуждение на Рифма.ру
________________________________________

Причина всех наших горестей – одиночество и непонимание, в том числе и в любви.
Нежелание понять, равнодушие – самое страшное.
Однако учиться понимать надо, прежде всего, - себя.

Каждый в мире душою – один, одинок. Но бывает все-таки взаимность… вдвоем.
После нее одиночество еще глубже. А потом - снова взаимность… И так может быть – поочередно, снова и снова, с углублением, расширением сознания, по нарастающей!

Как найти выход из одиночества? Общаемся, например, через стихотворение - значит, оно и есть – вход-выход, дверца к другому.
Так, сочиняя стихи, мы открываем новые двери всем, кто захочет прийти посмотреть на наш внутренний мир, познакомиться.

Одиночество всегда с нами. Но среди других людей оно нам, конечно, заметнее…

Все мы блуждаем в темноте в одиночку. В грозовой, среди сверкающих молний или в призрачном свете от недосягаемых звезд; в абсолютной тишине или среди бесовского хохота. Иногда - слушая прекрасную музыку, возникающую неизвестно откуда…
Сердце ищет другое живое сердце, посылая сквозь тьму лучи любви и надежды.

Временное, хрустальное, то, что может разбиться в любой момент, - одиночество. И на нем - вечный, изначальный свет звезд.
Мы показываем друг другу свое одиночество, как сосуд драгоценный, пока его что-нибудь не разобьет; тогда - дождь хрустальный и ветер…

Как часто мы любим свою мечту, идеал, убегая реальности. И только с возрастом понимаем, самое драгоценное – рядом. Неужто, - было, ушло?.. Навсегда! Что же теперь?..
Так мечты, устремленные в будущее, вдруг обращаются в прошлое. Оказывается, вся жизнь прошла среди призраков…
Если ты понял однажды ЧТО упустил, ЧЕГО лишил сам себя, дальше не теряй драгоценного!

Одиночество не выбирают. Оно отбирает - сильных.
Слабые одиночества не выдерживают, поэтому так боятся его.
Одиночество объединяет избранных через их гений; слабых и одинаковых – разделяет и убивает.
Не надо бояться одиночества своего гения, страшно - стать одинаковым.

Философия не помогает справиться с грустью… Но в одиночестве не дает отчаиваться.

Сколько людей, столько и одиночеств.

Декларативность доступна всем. Солгать может каждый, не каждый способен быть искренним в своем одиночестве.

Когда тебя понимают, не так одиноко. Или одиноко уже по-другому. Чуть веселее!..
Вообще говоря, «понимание» снимает одиночество полностью – в том вопросе, где тебя понимают. Если тебя понимают и ты понимаешь других по всему спектру вопросов, одиночества нет. Но так не бывает, люди все разные и именно в отличиях сознания своего – одиноки.
Благословим же свои одиночества, дабы не стать одинаковыми! Однако будем пытаться понять друг друга и, понимая, тут же искать или же создавать еще какое-нибудь отличие, качество, которого нет у других. Чтобы и им поделиться с людьми и целым миром!..

Случается, хочется уйти в себя… навсегда. А потом, в другой раз - чтобы тебя любил целый мир - сразу, одновременно!

Мы избавляемся от одиночества, создавая, постигая и даря себя людям.

Слабым лучше не знать о своем одиночестве…

Сокрытие своего одиночества от других не принесет облегчения.

Даже не абсолютное согласие – радостно! Когда находишь совпадение мыслей, возникает удивительное ощущение - ПОНИМАНИЯ, не одинокомыслия.
Опустошенность и слабость у нас – как раз от непонимания, одиночества.

«Хорошо знать» и «верить» в то, что «хорошо знаешь», - великая разница. Не мудрено тут запутаться. Чем мудрее человек, тем больше он сомневается в «знаниях». Сократ говорил: «Знаю лишь то, что я ничего не знаю». Но, даже и сомневаясь, надобно принимать решения. И речь о том, собственно, чтобы смотреть своими глазами, доверять, прежде всего, своему разуму, не чужому. Знать – через себя, не другого, самому принимать решения и… если уж «ходить по воде», - самому!
Впрочем, конечно, и за других можно порадоваться, увидев, найдя что-нибудь необыкновенное – мысли, стихи, умения… Наше «я» - лишь условность. Мир един, и границы между людьми условны. Так же, как в организме - клетки, все имеют собственные границы и, казалось бы, изолированы, на самом деле, поддерживают множество связей с другими и по отдельности жить не могут. Как не порадоваться за чье-то умение, чью-то находку, как за свою? Ведь эта маленькая победа (или большая) - удача и достижение всего огромного Мира!

Верно… Ох, как верно! Действительно, обрести внутреннюю свободу – совсем не то, что жить с нею, распоряжаться собой в мире материальном, среди других сущих «я». Знаком с этими трудностями в полной мере. Одно дело, быть бестелесным интернетовским «духом», рассуждающим обо всем «совершенно свободно», другое – пробовать претворять собственные идеи в жизнь. Ничего конкретного пока тут, по большому счету, не получается и у меня… По воде не хожу. И не знаю, получится ли когда-нибудь…
Но, может быть, и не надо сразу существенно себя переделывать, тем более - мир, окружающих?.. Для начала - просто поговорить… Если мысли кому-то нужны, они ведь останутся, так или иначе. Постепенно мир вбирает в себя все лучшее, действительно необходимое. И это решает не один человек, а все вместе… но каждый – по-своему.
Только ответы найденные самостоятельно имеют для нас решающее значение. Мир един, но все мы смотрим на него с разных сторон, определяя одни и те же объекты немного по-своему, со своих «точек зрения». Наши «истины» – относительны нас, и, если мы разные - а так и должно быть! – и «истины» наши различны.
И все-таки… Когда мы примеряем к себе «истины» кого-то другого, сверяем их со своим внутренним опытом и находим некое совпадение, это – удивительное ощущение ПОНИМАНИЯ. Как будто заполняется некий разрыв над пропастью - между одним «я» и другим наводится мостик, определяются необходимые связи… И ощущаешь, что ты в мире не одинок. Части, казалось бы, обособленные и чуть ли не умирающие поодиночке, на самом деле, все-таки составляют единое Целое – огромный живой организм, созданный миром для некой важнейшей Миссии. Которую этот организм должен осознать сам – своим пробудившимся разумом.

Когда человек в единении с Богом и миром, он не один. Противопоставляясь же окружающему - одинок.
Сила и мощь не там, где люди верят в одного Бога, а там, где они верят друг в друга. Начиная, от двоих людей, и более. Народ, спаянный узами братской веры, не победить.

Одиночество порождает неверие, неверие – одиночество. Во что нынче нам верить, в кого?.. И вот – одиночество…

В одиночестве мы открываем что-нибудь новое, каждый - свое. Все вместе, организованным единым сообществом можем максимально изменить мир в каком-то определенном, выбранном лидером направлении. И получить флюс – непропорциональное, болезненное развитие чего-либо одного в ущерб остальному.
Равномерно и оптимально мир изменяется интегрированием свободных индивидуальных усилий, через позитивно разрешаемые, снимаемые одиночества всех.

Благословим же свои одиночества, дабы не стать всем одинаковыми! Пусть у каждого в общем доме окажется собственная квартира. Будем друг к другу в гости ходить, пытаться понять и, понимая, тут же искать или же создавать еще какое-нибудь собственное отличие, качество, новое одиночество, которого ни у кого нет. Чтобы и им поделиться с людьми и целым миром!..

«Упертые» люди, неспособные и нежелающие прислушиваться к другим, считающие «только я прав», стремящиеся к цели своей, несмотря ни на что, крайний вариант, - шагающие даже по трупам и пытающиеся подчинить воле своей всех и все в мире… Одинокие? - Нет! Это ужасно!..
Да, у каждого должна быть собственная Мечта и, исполняя ее, мы осуществляем свою Миссию во Вселенной. В творчестве – поэзии, прозе, музыке, инженерии… Но ведь это не означает, что мы, кроме своей Мечты, ничего больше не видим – людей, их мечты!..
Радость от красоты Целого, успехов других, понимание - спасает нас от одиночества. И ведь, если ты порадуешься за ближних и дальних своих, за всех, - и они тоже помогут тебе в движении к твоей Цели, Мечте. Разделят между собой на части твое одиночество…

Грань между самодостаточностью и одиночеством - очень тонка и живая. Мы бежим от людей и не можем прожить без них. Наверное, потому что мы – люди…

Одиночество - хрупко и беззащитно среди превратностей мира, как всякое проявление жизни, и так же бесконечно разнообразно, в целом неистребимо и, являясь неотъемлемой особенностью Разума, - вездесуще и всемогуще!

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Богатова Наталья, Титова Элла, Иванов Виталий

Актуальная тема для поэтического сообщества, что и говорить :)
Однако ж столько намешано, Виталий...

Запомнилось как верное:
"Когда человек в единении с Богом и миром, он не один. Противопоставляясь же окружающему - одинок."
и "Сколько людей, столько и одиночеств."
А самым поэтичное -
"Одиночество не выбирают. Оно отбирает - сильных". :)

А эссе твое, Виталий, позабавило: это ж надо так оптимистично разбирать по косточкам Его величестве Одиночество :)

Одиночество - бездна.
Измеряется страхом.
И заигрывай с ним или не заигрывай...

Доброго вечера на философских летних салазках, Виталий!

Богатова Наталья  24.08.2013 02:24
--------------------------------------------------------

Люблю когда меня зовут
На дни рождения и свадьбы,
И в честь мою гремит салют
Да так гремит, что устоять бы.
Когда в президиум ведут,
Когда стою я у штурвала
Пусть даже несколько минут
А рядом Саша, Вася, Алла.
Когда ля-ля, когда лю-лю…
И не узнают Света с Петей,
Что одиночество люблю
Сильней всего на белом свете.
:)

Титова Элла  24.08.2013 08:01
--------------------------------------------------------

Забавно у вас сочинилось, Элла :)
А я вот какие по теме вспомнила:

"...
Одиночества вечная палка,
два конца у тебя. Одному -
тишина и рыбалка. А балка,
а петля с табуреткой - кому?"

Денис Новиков

Богатова Наталья  24.08.2013 10:14
--------------------------------------------------------

Наталья
А поччему одиночество должно быть пессимистичным? Равные всегда есть. Ну и что, что они не такие, как ты? :-) Слава богу!

Иванов Виталий 24.08.2013 13:37
--------------------------------------------------------

"И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоем,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.

Прости ему Бог, он до гроба
одиночеством окружен.
Пошли ему бог второго.
такого как я и он."

Такого. А не другого.
"Такой как я" - не одинаковый, а тот, кто на развилке свернет в ту же сторону.

Богатова Наталья 24.08.2013 13:50
--------------------------------------------------------

Так не бывает, Наталья. Одинаковость не интересна.
Зачем мне второй Иванов? Виталий! :)

А из стихов вспомнилось -
Вино одиночества

Кому, кому
моя душа?..
Мне одному?
Я, не спеша,
пью тишину…
Кому? Кому?!..

Опять - один.
Так для чего
живу я?
Тайна одного…
Мученье сладкое греха…
Бокал мой – лист.
Вино стиха
я пью один…
Опять – один!
Летящих строчек господин.

Хоть кто-нибудь ещё -
отпей!..
Быть может,
станет веселей…

Кому?..

Иванов Виталий 24.08.2013 16:57
--------------------------------------------------------

Что касается меня, то одиночество я люблю, даже обожаю. Я ему даже стихи посвятила которые называются "Баллада об Одиночестве"

Подремав, покурив, Одиночество запричитало:
- Телевизор наскучил. От книг и кроссвордов - тоска.
Скоро крыша поедет, свихнешься, ни много ни мало, -
Заключило печально, рукой покрутив у виска.
И, набравшись отваги, себя извлекло из постели,
И отправилось в гости, о чем помышляло давно.
Там соседи на радость справляли свое новоселье,
И свои именины там кто-то справлял заодно.
Сняв перчатки и шляпу, сперва посидело без дела,
Помолчало, поерзало, но, допивая коньяк,
Ни с того ни с сего так стремительно повеселело
Так со всеми сроднилось и всех раззадорило так!
А потом пели песни, все больше на трали и вали,
И сосед, тот, что снизу, усердно стучал в потолок,
Но его пригласили и рюмкой штрафной наказали,
Так что злиться он долго на это веселье не смог.
Время за полночь, гости уходят, зевая устало.
В шумном доме и тихо, и сонно, и грустно чуть-чуть.
- Не хочу уходить, - Одиночество пробормотало.
- Оставайся, - ответил хозяин. - О грусти забудь.
Тот же снег в декабре, так же солнце встает на востоке,
И вагон тот же самый, и те же рассветы в пути.
Но с тех пор одиночество - только удел одиноких.
Вот и я отпущу свое в долгое небо:
- Лети!

Титова Элла 24.08.2013 20:28
--------------------------------------------------------

Элла
Тоже оптимистично довольно-таки. :) Поддерживаю!
Пессимистов, честно сказать, не люблю. Да творческие люди, по-моему и не могут быть пессимистами. Трагедии случаются, да.. но это же совершенно другое! :)

Иванов Виталий 24.08.2013 20:59
--------------------------------------------------------

Хрусталики одиночества

На каждый миг - одна строка!
То вдруг порывом ветерка,
То звёзд сияньем изначальным,
То одиночеством хрустальным…

Иванов Виталий 24.08.2013 21:18
--------------------------------------------------------

Да, я не отношу себя к пессимистам, но трагедии переживаю ужасно. Но, не надо о грустном.

Когда последняя строка
С улыбкой скажет: «Мне пора»
Я успокоюсь, а пока
Гоните рифмы на гора.

Титова Элла 25.08.2013 01:13
--------------------------------------------------------

Посигналю фонариком…
Может, кто-нибудь
во Вселенной поймает
луч надежды
и мне отзовётся?..

И ведь отзываются иногда! :)
Элла, Наталья!!!

Иванов Виталий 25.08.2013 11:58
--------------------------------------------------------

Вот ещё вспомнилось из "Города одиноких мышей". :)
----------------

… Так каждый день. Я захожу в кафе,
сажусь за столик. - Чашку кофе! -
И сочиняю письма в никуда…
Как долго я их сочиняю!
В них одиночество, его не сочинить.
Пусты мои тетрадки. Я их читаю вслух
среди грызущих булки. Ну, что ж…
Мышам нет вовсе дела до меня.
И каждый день я захожу на почту:
- Примите письма заказные! -
и отдаю сто писем почтальонше,
плачу и ухожу с покупкой -
надеждою на слово человечье…
Немного стоят надежды эти!..
Но нет других, увы…
И снова жду ответа сто тысяч лет…
И нет опять ответа!
Приносят лишь отписки из редакций.
Они мышиными заполнены словами.
Кто их строчит? Мышины?
Мыши на пишущих машинках, мышинистки?..
Нет, не намерен я дружить с мышами!
Пытаюсь я найти лишь одного,
единственного - друга.
Но друга - нет…
Друзей сожрали мыши?!..
Нет, я - не мышь!
Но кто я?.. Кто я?!.. Кто я?!!..
Чей разум задаёт вопросы?
И сердце чьё невыносимая сжимает мука?
И разве вижу я под маскарадом
масок и одежд - не серый мех,
не пустоту и ужас?
То - одиночество!
На месте глаз, и рук, и ног –
лишь одиночество!
Повсюду!..

Или я сошёл с ума
в городе одиноких мышей?..

Иванов Виталий 25.08.2013 23:42
--------------------------------------------------------

Очень интересное стихотворение, Виталий. Мышины и мышинистки - просто шедевр!

Продолжая мышиную тему:

Слезы побежали по щекам, по платью,
Соскочили на пол, в угол затекли.
А в углу ютится мышка под кроватью:
Глазки, ушки, хвостик, да заметишь ли?
Заливают норку слезные потоки,
Испугалась мышка думает – кранты.
И застыло солнце студнем на востоке,
И молчат на крыше грустные коты.
Не спасет норушку лодка из мочала.
В общем наша мышка влипла и всерьез.
Кто-то порыдает, скажет – полегчало.
А кому-то гибнуть из-за этих слез.

Титова Элла 27.08.2013 22:53
--------------------------------------------------------

О мышах у меня целая поэма. :)
Но хочется вспомнить одну историю, рассказанную мне другом, Володей Сачковым (Сова 2002) в комментарии.

«…Я как то... убил совершенно фантастическую мышь - с длинным носом и прямо шариком на конце – один - в один микки маус мультяшный. Таких я в жизни не видел. При странных обстоятельствах убил.
Стала приходить к нам с женой в спальню эта мышь по ночам. И пищать. Надоела - и так знаешь жалобно пищит, что кажется хотела сказать - у меня горе, послушайте! Как будто жалуется. Ну как бы не жалобно, а ведь раздражает же по ночам, ведь просыпаемся мы с женой, не спим. А у меня под подушкой по кавказскому обычаю всегда нож лежит - я его на заказ покупал из нержавейки 95ха18-в ножнах. И вот в очередной раз пришла эта мышь и не только пришла, а вышла на середину комнаты! И пищит. Я ей - пошла вон! а она не уходит. Пошла вон! Не уходит, хотя ведь слышит в голосе угрозу. Ну тогда я нож вытащил и с кровати привстал. Она и тогда не ушла, хотя видела намерение. Ну тогда я бросился на пол и одним(!) ударом сверху вертикально прибил её к полу, насквозь. Удивляюсь, как так попал при том, что темно было. И вот когда свет зажег тогда и увидел этого мыша - никогда не забуду какой красивый. И зачем он хотел смерти? А он хотел, я знаю - именно за этим и приходил, чтобы его убили. Господи, жена уж на что мышей боится, а этого увидела - говорит жалко.

Это давно было. Тогда я ещё не знал что такое гороскоп и влияние его на человека. Но вот после этого случая стал интересоваться. И вот что выяснил: я - крыса. Да-да, родился в год крысы. Так что сейчас мой год, Виталь-). Поэтому - спасибо тебе за эту философскую поэму!»

Иванов Виталий 27.08.2013 23:20
--------------------------------------------------------