Ивушка

Животворящее Пламя
Ивушка
По обочине трассы, низко опустив голову, брела девушка. Обычная девушка в серой футболке и пыльных потрепанных джинсах. Проезжающие машины обдавали ее облаками пыли. Дойдя до поворота, девчонка свернула с дороги и направилась к реке. Река в этом месте с размаху ударялась в обрывистый скалистый берег и резко сворачивала в сторону от трассы.
На обочине дороги остановилась фура. Водитель вылез и начал осматривать колеса. Равнодушно глянул в сторону девушки и вдруг, бросив монтировку, рванулся к обрыву. Потому что сумасшедшая девчонка, поглядев вниз, вдруг отошла на несколько шагов, разбежалась и бросилась со скалы в реку. Водитель, не раздумывая, прыгнул за ней. Вынырнул, отплевываясь, оглянулся. Голова девчонки появилась метрах в десяти от него. Стремительно проплыв вниз по течению, он догнал ее и схватил за волосы.
 - Утопиться захотела?! – выдохнул он, - дура бешеная!
И поволок девчонку к берегу. Там, где между скалами и водой оставалась узкая полоса песка, они долго лежали, отдыхая и согреваясь. Наконец, водитель сел на песке.
 - Что это тебе в голову взбрело – топиться?
 - Разве я топилась? – девчонка тоже села, - я хорошо плаваю. Тебя как зовут, спаситель?
 - Сашка меня зовут. Кто же так плавает – вниз головой с обрыва!
Девушка засмеялась:
 - А может, я – русалка и как раз домой возвращалась, а ты меня поймал!
 - Вот, шальная! – Сашке тоже стало смешно, - и что же мне с тобой делать, русалка?
 - Ну, давай, вернемся на обрыв, и отпусти обратно.
 - Нет уж, фигу! Хватит с меня полетов. Ты где живешь, русалка?
 - Везде и нигде! То в реке, то в поле, то в темном лесу, то в светлом небе. Ветер несет меня по огромному зеленому миру, и весь этот мир – мой дом.
 - Понятно, - протянул водитель. Он немало встречал девиц с трассы, но ни одна не говорила так странно. Вообще, интересная девчонка.
 - Черт возьми! – вдруг спохватился Сашка, - у меня же фура открытая стоит! Пошли-ка!
Он схватил девушку за руку и потащил наверх. Они долго карабкались по камням и осыпям. Запыхавшиеся, выбрались к трассе. К Сашкиной радости, с машиной было все в порядке.
 - Залезай! – скомандовал он, - раз я тебя выловил, значит, с полным правом себе забираю!
 - Ладно, - улыбнулась девчонка, - поедем. Небо и трава везде одинаковы, и я везде дома.
Трасса ложилась под колеса МАЗа. Сашка поглядывал на свою пассажирку в переднее зеркало. Обычная девчонка, худенькая, волосы песочного цвета и огромные глаза. Сейчас, когда в них отражалось небо, они казались голубыми и удивительно светлыми. «Как звезды!» - удивленно подумал Сашка.
А девчонка вдруг заговорила:
 - Посмотри, какое небо – синее-синее и со всех сторон. Оно будто обнимает нас, и мы летим в этой синеве. В больших городах никогда не бывает такого неба, там, чтобы его увидеть, надо задирать голову кверху. Вот люди и забывают, как оно выглядит.
 «А ведь и правда!» - подумал Сашка. Житель самого большого города – Москвы, он никогда не задумывался над этим.
 - Когда я гляжу на этот удивительный мир, - продолжала девчонка, - то не устаю радоваться и восхищаться. И мне всегда хочется петь. Можно, я буду петь для тебя, спаситель мой? – спросила она и, не дожидаясь разрешения, запела. У нее оказался удивительный голос - сильный, чистый и звонкий. Она пела известную песню, но много раз слышанная мелодия звучала по-новому – как-то свободно, переливчато, бесконечный простор и широта отражались в каждом звуке. Может, виной тому была скорость и встречный ветер, но Сашка был очарован. Потом она споет ему еще немало песен, но эту, первую он запомнит навсегда.
Вечером они съехали с трассы на большую поляну, прячущуюся в березовой роще. Июльские ночи светлые, и девчонка, ползая по траве, отыскала несколько ягод земляники.
 - Смотри-ка, я думала, земляника уже кончилась. Какие крупные ягодки, спелые! Наверное, Сашка, они тебя дожидались.
Она поднесла ягоды к его рту, и он собрал их губами с теплой ладони. Потом вдруг подхватил ее на руки и закружил по поляне.
 - Какое чудо я себе выловил в речке! Никогда бы не подумал, что такое бывает!
Девушка, смеясь, вырвалась и помчалась между берез, ловко уворачиваясь. Но Сашка все же догнал ее, и они кувырком полетели в густую траву.
Первые робкие звезды проклюнулись на синеющем небе. Сашка поднял голову и посмотрел в глаза своей русалке. Теперь они казались синими и бездонными, как июльская ночь.
 - И откуда же ты взялась такая? – спросил он, - никогда в жизни не встречал таких удивительных девушек!
 - Откуда взялась? – засмеялась девчонка и вдруг запела тихонько:
Откуда взялась? Из травы, из воды!
А может, спорхнула с вечерней звезды!
А может, я ивой лесною была,
Зимой и весною в болоте росла,
Тоскливо мне стало от жизни такой.
Однажды, отринув болотный покой,
Девчонкой вскочила на резвые ноги
И счастья искать убежала в дороге…
Сашка глядел в эти светлые глаза и чувствовал, что тонет в них, тонет навечно…
 - Ивушка моя… - прошептал он и склонился к ее губам. Они пахли лесной земляникой и были свежими, как родник…
 Потом, много времени спустя, он узнал ее невеселую историю. Родилась она в небольшом городке, в котором еще не изжились старые порядки. Папаша-самодур держал дочь в ежовых рукавицах, ей никогда не позволялось никаких развлечений, даже просто побегать на улице с подружками она не могла. Отец часто бил ее ремнем или хворостиной, приговаривая: «Вас, девок, только хворостиной учить можно, из небитых толку не будет!» Потом ее собрались выдать замуж за сына соседа, толстого зануду, воображавшего себя неотразимым благодаря достатку папаши. Этого она уже не стерпела и убежала, куда глаза глядят. Оказалась на трассе. А на трассе молодой девушке что делать – только одно и остается. Четвертый месяц она скиталась по дорогам, и неизвестно, что бы с ней, стало, если бы не встреча с Сашкой. Судьба, наверное…
Уже была глубокая ночь, а они все сидели у костра и говорили обо всем на свете. Сашку восхищала и трогала ее манера рассказывать – будто не говорит, а поет песню. Ему было так хорошо и легко с ней, будто знал ее всю жизнь. Подумать только, а ведь еще утром он не подозревал о ее существовании!
Проснувшись наутро, Сашка сказал ей:
 - Ивушка моя, едем со мной! Я привезу тебя к себе домой, в Москву, у меня там родители. Тебя там никто не обидит, и мы будем вместе! Поедем, пожалуйста! Я не хочу тебя потерять…
Она молча смотрела на него своими ясными глазами, потом ласково улыбнулась и прошептала:
 - С тобой хоть на край света!..
Так и случилось, что он привез ее в Москву. Родители встретили их настороженно – слишком все это было неожиданно. Ведь Сашке было уже за тридцать, а он все еще не женился. Дружил, конечно, с девчонками, но недолго, и никогда не заикался о браке. Даже говорил иногда: Наверное и не женюсь, потому что мою единственную никогда не найду!» А тут вдруг… Но возражать сыну они не стали.
А через несколько дней случилось событие, снова перевернувшее их жизнь. В гости случайно зашел дальний родственник и, послушав, как поет Ивушка, сказал:
 - Никогда не слышал ничего подобного! У меня есть связи в шоу-бизнесе, давайте устроим ей прослушивание. Помяните мои слова, эта девушка еще покорит весь мир!
*   *   *
Ивушка стояла в своей гримерной возле зеркала и задумчиво глядела на себя. Прошедшие два года неузнаваемо изменили ее. На ней было роскошное концертное платье от известного Кутюрье, волосы собраны в сложную прическу, на шее, в ушах и на польцах сверкали украшения. Но ее не радовало это зрелище. «Зачем все?» - тоскливо думала Ивушка. Все эти концерты, гастроли, записи. Фальшивые комплименты, натянутые улыбки и яд в глазах завистниц. Жесткий контроль хозяев – воротил шоу-бизнеса, ни мгновения свободного времени, ни минуты покоя и тишины. Деньги, которые совершенно некуда тратить, потому, что за каждым ее шагом следят хозяева и диктуют все до мелочей. Цветы, письма восторженных поклонников…  «Зачем все это?» Ей казалось, что даже голос ее стал звучать иначе – фальшиво и тускло.
Сегодня она должна петь перед президентом. Ей все уши прожужжали о том, какое это важное событие в ее карьере, и как она должна быть благодарна за предоставленную возможность. А ей совсем не хотелось петь перед президентом. Ей в последнее время вообще не хотелось петь.  Ивушке нужно было, чтобы песня звучала под открытым небом, чтобы вокруг расстилался зеленый простор и чтобы рядом был Сашка. Сашка! Она не видела его так давно. Сначала они встречались, но хозяева и слышать не хотели о свадьбе восходящей звезды с простым водителем. Как потом Ивушка узнала, они пригрозили Сашке, что сломают ее карьеру и смешают ее имя с грязью, если он будет продолжать отношения с ней. И он ушел из ее жизни. Но любовь-то не ушла!
Ивушка вдруг схватилась за ворот платья и изо всех сил рванула его вниз. Мерцающая тонкая ткань разорвалась под ее пальцами. Сбросив изувеченный шедевр модного салона, швырнув в угол украшения, она двумя взмахами полотенца стерла с лица макияж. Кинулась к чемодану, вытряхнула содержимое на пол и выхватила со дна сверток с потертыми джинсами и футболкой. Лихорадочно натягивая их на себя, она мельком подумала: «Надо же, нисколько не поправилась в их дурацких ресторанах!» Потом распахнула окно и с высоты второго этажа выпрыгнула в темноту.
Опять она убегала, бросив все, в полную неизвестность. В прошлый раз судьба пощадила ее – встретился Сашка. Что будет сейчас, она не знала. Где он сейчас, что делает, как живет? Может, давно женился… Она бежала по ночной Москве под проливным дождем, сама не зная, куда… Ах, нет, зная!!! Ноги сами несли ее к Сашкиному дому, туда, где осталось ее сердце.
Сашка сидел в кабине МАЗа. Предстоял дальний рейс, выезжать надо было в ночь. Мотор уже прогрелся, машина нетерпеливо просилась в дорогу, но Сашка медлил. Сегодня по телевидению должна быть прямая трансляция из Большого концертного зала, там будет Ивушка… Ивушка! Воспоминания нахлынули на него  с неодолимой силой. Поляна в березовой роще, спелая земляника, ночной костер… Ивушка поет для него… Сейчас она поет для всей страны, но это уже не его Ивушка. Что-то неуловимо изменилось в ней. Но он любил ее по-прежнему. Два прошедших года не притупили эту боль. Ради ее счастья он пожертвовал своей любовью, но вот забыть не смог. Сашка даже перестал смотреть и слушать концерты, чтобы не увидеть случайно Ивушку и не причинить себе лишней боли. «Ну все, хватит, пора ехать! – сказал он себе, - вспоминай, не вспоминай, ничего уже не изменишь. Надо суметь забыть ее!» Он включил передачу. Вдруг из темноты метнулась тень, прыгнула на подножку и застучала в мокрое стекло. Сашка, решив, что это грабители, нажал на газ. Машина рванулась.
 - Сашка, Сашка! Не уезжай! – раздался отчаянный крик, и легкое тело, кувыркаясь, полетело в канаву.
 - Ивушка! – закричал Сашка и ударил по тормозам. Выпрыгнув из кабины, он бросился к канаве и поднял девушку на руки. Мокрая насквозь, она дрожала и плакала и все повторяла:
 - Сашка, Сашка, не уезжай!..
 - Ивушка, милая! Господи, откуда ты? Ты не ушиблась? Что с тобой случилось?
 - Сашка, ты еще помнишь меня? Ты любишь меня?
 - Ивушка, родная моя, больше жизни люблю!
 - Тогда увози меня отсюда! Увози скорее, любимый! Навсегда из этого проклятого города! Не расспрашивай ни о чем, просто увози!
Через мгновение они были в кабине, мотор взревел, и могучая машина рванулась в ночь.
 - Сашка, хороший мой, какая же я была глупая! Прости меня, если сможешь! Теперь я тебя никогда не покину, никогда!
 - Ивушка, любимая моя, не плачь! Я с тобой! Навсегда!
Утро они встретили уже далеко-далеко. Город остался позади, в туманной дымке у горизонта. Огромный зеленый мир снова распахнулся перед ними во всей своей широте, один на двоих. Бесконечное небо прощало и принимало их и растворяло в вечной синеве…