Вхождение в семью Адама - фильм о старце Паисии

Борис Бобылев
Залитые солнцем каменистые склоны, ослепительно синее море,  уютный быт греческих селений, натруженные руки мастеров-столяров, глубокие спокойные глаза монахов  -  неспешно, в ритме чтения книги разворачиваются перед нами  кадры первого фильма «Рождение. Детство. Молодость», посвященного старцу Паисию Святогорцу.  «Райский мир», - скажете Вы. И будете правы. И рай, и ад начинаются на земле. Истоки того и другого – в душах человеческих.

Говорят, что до 7 лет дети являются райскими созданиями: они еще не познали добра и зла, они смотрят доверчиво на мир и не ждут ничего плохого от него. «Будьте, как дети» - говорил Христос. Не будьте дети умом, но злобою младенствуйте"- пишет апостол Павел. Беззлобный младенец – седой монах, сосед старца Паисия  – смотрит, улыбаясь, на нас с экрана… Мир и свет в его душе. «Свет невечерний», – говорят в Церкви. То есть никогда не потухающий, незакатный свет внутреннего солнца. «Солнца правды» - так называют в молитвах Иисуса Христа. Как же приходит человек к подобному райскому состоянию? Откуда берутся силы для творчества жизни, самого величайшего и самого трудного вида творчества?

Перед нами – уголок простого греческого дома. Древние, намоленные иконы – святыни, передававшиеся из поколения в поколение. Их привезли с собою земляки старца Паисия из Капподакии. Они оставляли все, но брали с собою иконы… «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут». Те, кто окружал маленького Арсения – будущего старца Паисия – знали цену истинных сокровищ…

Вьется дорога среди зеленых зарослей. Жаркий летний день. Полдень Мальчик Арсений спешит с обедом к братьям и отцу. Проходит по раскаленным камням долгий многокилометровый путь, не взирая на усталость, на зной, не думая о себе… Эта мысль о других, стремление отдать всего себя без остатка другим отличает Арсения с детства. В армии над ним смеются, считают дурачком за то, что он был всегда готов взять на себя самое тяжелое, самое трудное, самое грязное… «Нет больше той любви, как кто душу свою положит за друзей своих» - эти слова Спасителя, конечно, хорошо знал Арсений и следовал им рискуя жизнью ради спасения друга.

 В фильме перед нами разворачиваются не только идиллические картины. Рефреном идут мотивы страданий и бед людей.  И рай и ад начинаются на земле. .. Гибнут переселенцы, гибнут люди на братоубийственной войне.   И в этом благословенном солнечном краю люди никак не могут найти покоя. Вспоминается лермонтовское: "И с грустью тайной и сердечной Я думал: "Жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?"  Это сказано, как будто, о сегодняшнем дне. Ливия, Сирия, Украина… Огнем пылают страсти, льется кровь, смерть приходит в мирные дома… Где же спасение? Где выход? Найти ответы на эти вопросы помогает нам фильм о Паисии Святогорце, видевшем в каждом любимого брата, члена одной большой человеческой семьи – семьи Адама…