Катастрофы, катаклизмы и свойства страха

Светлана Сурина
 
   Таких ситуаций в моей жизни было несколько. И переживались они все по -разному.
  Начнём с такой истории,  которая в жизни людей случается редко: катастрофа.
 
  В мою семью катастрофы входили неоднократно и запросто,  обыденно:  отец погиб в автомобильной катастрофе,  а сестра—подростком—под трамваем…

  Видимо,  насытившись частично,  ко мне они стали заходить и вовсе мимоходом,  как бы желая только напугать.
  Но зато уже на более высоком уровне.

 Было это в дни юности,  когда в небе ещё летали смешные,  по нынешним временам,  самолёты ТУ-104.
   Летела я на нём из Москвы в Питер. Каких-то 40 минут.

  Но что-то сразу пошло не так: при взлёте началась невероятная тряска и качка…Обычно она кончается,  как только ты отстегнул привязной ремень,  но в этот раз табло с  таким обнадёживающим  указанием   вообще не зажглось…
Народ в тряске,  в неловких позах терпеливо сносит ситуацию.

   Но когда выдержать это безобразие становится трудно и подкатывает тошнота,  я прошу стюардессу принести нужный мне  пакет…
    И именно в эту минуту становится ясно,  что дела наши плохи:  она приносит пакет,а глаза её выражают только одно:  какой пакет??  Вам уже больше ничего не понадобится!..

  Но и тут  мысль эта в глубину ещё не забралась—мешает тошнота,  но когда за окном вдруг выросла земля-  причём поперёк,  да ещё с поваленными столбами электропередач—народ начинает верещать,  но недолго:  земля вдруг опустилась на своё нижнее место,  а перед глазами внизу  --два поезда   навстречу друг другу,  из которых врассыпную кинулся народ…
   И в следующий миг раздался страшный толчок— самолёт плюхнулся о землю…
   Но  была это не обычная земля--  а по самые  уши самолёт  окунулся в свежеунавоженное поле…
   Навоз-  вот,  что спасёт человечество!..

  Оказывается,  шасси не захотело прятаться уже на взлёте,  а о том,  чтобы вылезти потом--  не могло быть и речи.

  Нас,  совершенно ошеломлённых, пилоты начали вытаскивать через запасной люк в центре самолёта:  один пилот стоял по пояс в навозе,  а другой хватал каждого из нас под мышки и скидывал в руки  первого... И тот аккуратно выстраивал нас стройной кучей.
 
А было нас 80 человек. При этом—первый пилот  упал в обморок,  а на пассажирах-- никаких видимых следов…

 Через несколько минут мы услышали сирены скорой помощи и пожарных машин,  которые,  как оказалось--  неслись вовсе не к нам на помощь,  а к электричкам--  спасать пассажиров от возможного взрыва нашего самолёта…

   И вот только тут стало страшновато:  начали понимать,  что же с нами могло случиться...

   А чуть позже зажужжали над нами  вертолёты,  и пилоты подсаживали нас на верёвочные лестницы ( вертолёт не мог сесть на навоз--  он бы не взлетел), мы карабкались  внутрь,  как умели,  а наши полы пальто,  измазанные навозом,  развевались,  как флаги счастья…

   Но сказать,  что я пережила  страшную авиакатастрофу--  я сейчас и не смогу:  всё было так внезапно,  что испуга я и не почувствовала…

   Только много времени спустя пришли мысли о карме,  судьбе,  своём предназначении,  смысле оставленной мне жизни--  и прочей чепухе,  которой теперь очень интересуюсь… 
                * * *

  Считается,  что трагедии в жизни  повторяются в виде фарса.
   И вот нечто подобное произошло со мной спустя много лет при перелёте через Атлантику--  по дороге в Нью-Йорк.

  Проклятая турбулентность...  Говорят,  что она всегда случается в этих местах,  но в моём полёте она превзошла все ожидания даже стюардесс.
  Они с тревогой метались по салону и уговаривали всех потерпеть…
  Терпели,  пока вдруг не раскрылись все мелкие люки над головами и оттуда не выскочили кислородные маски…Тут уж народ понял,  что надо взяться за руки,  как в фильмах-катастрофах-  и начать дружно молиться…

   И только ко мне пришло философское спокойствие--  я-то знала,  что судьба дважды в одну точку не  попадает ( не умеет точно прицеливаться?  Или не считает нужным тратить свою энергию на одно и то же существо?).

   Словом--  страх на этот раз забрался в душу,  но в ней уже жила память о похожей  ситуации и о том,  что она разрешима… 
   Короче:  потряслись.  Повыворачивали души себе и друг перед другом--  и долетели…
   
  Но,  конечно,  мысль о том,  что надо бы что-то всерьёз поменять в жизни,  раз уж она так щедра ко мне—начала меня терзать уже  в самолёте…

                * * *
   Раз уж вспомнила о фарсе:  был в моей жизни несколько лет назад очаровательный эпизод.
  В моей дачной деревне обнаружился умелец,  который сам сконструировал дельтаплан,  и сам на нём летал,  получив лицензию.
  И, конечно,  авантюрный мой нрав не смог меня удержать от соблазна посмотреть на всю нашу деревенскую красоту сверху.  И  снять на плёнку лес,  речку и каскад изумительных озёр.

   Мальчик-пилот очень долго присматривался ко мне.
  Слушал вопли мужа,  который категорически не хотел остаться один на свете,  если вдруг что-то пойдёт не так,  как мы полагали с мальчиком.
  В итоге решение было принято всеми сторонами—и меня погрузили в эту,  так называемую  бешеную этажерку:  на перекладинке два крошечных сидения,  а сзади крохотный моторчик.

   Лететь полчаса на высоте 200 метров--  прямо над кронами деревьев.

  Об одном меня не предупредили:  ветер наверху свирепый--  и надо плотно застегнуть куртку.

  Начинаем взлёт. Пилот своим сиденьем притиснул меня всмятку к заднему,  практически  размазал по этой этажерке-  и началась минутная знакомая дикая вибрация при взлёте!..

  Кости тряслись,  как костяшки на счётах,  отбивая свой ритм и  вызывая  желание сдохнуть прямо сейчас,  лишь бы не слышать стука...

  Но вот мы уже над лесом,  и вид ошеломляюще прекрасен,  и ты уже птица--  прямо на верхней ветке дерева--  ещё чуть-чуть и ты зароешься в его зелень…
  Но дикий ветер начал рвать мою расстёгнутую куртку…

  И кончается блаженство, и начинается драка с ветром--  не за жизнь,  а за кошелёк в кармане,  где не так много денег,  но лежат  полезные бумаги:  паспорт и права!..Да и камера для съёмки--  потерять нельзя,  иначе кто мне поверит,  что я летала в небесах!..

   Спасла всё,  ценою утраты блаженства…

   Через полчаса опять жуткий марш костей при посадке--  и вот я,  совершенно выпотрошенная ветром,  проклинаю себя за неумение плюнуть на все препятствия и научиться просто наслаждаться моментом!...

   В этой ситуации страх,  наконец,  имел место,  но какой-то мелкий,  неуважительный,  унижающий мою романтическую натуру…
                * * *

  И ещё об одном катаклизме,  который вызвал страх и ужас--  но потом,  а не в момент его свершения…

   Мы мчались с мужем на двух машинах на дачу…Шоссе было совершенно пустым, однообразным и,  видимо,  я начала дремать,  не снижая скорости.

   Проснулась,  увидев безумные глаза высоко сидящего водителя трейлера,  идущего лоб в лоб со мной…

  Я выбросила машину из-под его колеса в последнюю секунду до столкновения--  благо на моей полосе не было машин…

   Мы оба остановились с мужем,  и я,  немея,  спросила: «Что это было?»-  «Смерть…».

  И вот в этот момент уже обмякло всё внутри…
  Стало по-настоящему страшно,  потому что край того самого обрыва дохнул прямо в душу,и я видела глаза ОТТУДА--  того человека,  которого могла утащить за собой…
                * * *


  Все предыдущие  рассказы касались ситуаций,  когда так или иначе ты мог управлять собой,  своими эмоциями...

  Но в прошлом году произошло нечто,  что наконец-то я могу назвать настоящим страхом-  и именно в момент происшествия…

   Мы с мужем приехали в любимый дикий лес по грибы--  вместе с нашим мелким смешным пуделем.
  Лес славился полным отсутствием живых существ,  кроме птиц.

   И в момент,  когда мы уже садились в машину,  а собака стояла у ноги--  из леса на нас набежал волк ( так нам показалось!),  схватил за шкирку нашу псинку--  и опрометью помчался гигантскими прыжками в лес…

  Наше совершенное потрясение сменилось воплями,  криками --«Стоять! Фу!»,  бросанием вслед палок--  но волк мчался вольным шагом,  легко держа в зубах добычу--  и тогда стало понятно,  что нам его не догнать--  и в эту секунду надо смириться и попробовать просто выжить…

  Вот это тот случай,  когда страх вызывают не столько обстоятельства,  сколько твоя абсолютная беспомощность..

   Пожалуй из всех катаклизмов этот вызвал сильнейший стресс…
  Мы просто упали  на землю и завыли…

   ...Когда  в иные годы  у нас естественным путём уже уходили собаки,  было очень тяжко,  но мы постепенно привыкали к потери…
  Но вот такая внезапная утрата существа,  у которого в жизни есть только мы—а мы не можем его спасти—-казалось,  могла нас просто убить…

   И опять судьба не стала нас добивать: видимо,  в этот момент ей это было слишком просто сделать,  а она любит равных партнёров...

  И она свистнула далеко в лесу--  и волк ( оказавшийся огромной молодой кавказской овчаркой  при растяпах- хозяевах)--  выплюнул нашу  собачку--  и та,  вся в его слюнях и с проколотой кожей на шее--  довольно бодро поковыляла к нам с лаем,  удивляясь,  почему мы лежим и не бежим ей навстречу…